Проблемы управления и развития малого предпринимательства в муниципальном образовании

🙂

Скачать текст в WORD

Для анализа причин, сдерживающих развитие малого предпринимательства, был проведен социологический опрос представителей предпринимательства, по результатам которого выявлены основные проблемы, препятствующие развитию малого предпринимательства на территории г. Нижнего Новгорода:

–             высокая налоговая нагрузка;

–             нехватка собственных оборотных средств;

–             ограниченный доступ к кредитным ресурсам;

–             постоянный рост цен на энергоносители и сырье;

–             нестабильность законодательной базы;

–             проверки контрольно-надзорных органов;

–             усиливающаяся конкуренция со стороны крупных и сетевых компаний;

–             недобросовестная конкуренция со стороны предпринимателей;

–             низкий уровень предпринимательской культуры населения и квалификации кадров, занятых на малых предприятиях.

Основными мерами поддержки, по мнению предпринимателей, должны быть:

–             финансовая и имущественная поддержка;

–             развитие здоровой конкуренции;

–             помощь начинающим предпринимателям;

–             снижение уровня налоговой нагрузки и уровня административного давления на бизнес.

Как было отмечено ранее в г. Нижнем Новгороде реализуется комплекс мер поддержки малого предпринимательства. Однако данный комплекс мер на сегодняшний день недостаточен. Поддержка оказывается не системно, отсутствуют муниципальные меры финансовой поддержки и единое информационное поле для принятия эффективных управленческих решений в отношении малого предпринимательства. Не задействованы механизмы кластеризации, субконтрактации и аутсорсинга в интеграции малых предприятий и крупного бизнеса.

В действующих ранее на территории г. Нижнего Новгорода муниципальных программах развития малого предпринимательства отсутствует принцип селективности, комплекс мероприятий имеет общий характер и не способствует выявлению «точек роста». То есть программы рассчитаны на увеличение количества субъектов малого предпринимательства, но не на изменения качественного состава отраслей.

Учитывая сложившиеся экономические условия (кризис, санкции, скачки валют), в торговле, основанной в основном на ввозимых из-за рубежа товарах, и услугах повышается конкуренция, сужается спрос, падает доходность. Для малого предпринимательства пришло время перестраиваться под изменения рынка: сегодня в тренде производство и внедрение инновационных проектов. Для стимулирования количественных и качественных структурных изменений требуется разработка и реализация перечня мер поддержка малого предпринимательства по следующим приоритетным направлениям:

1.            Промышленность и инновации.

Малые предприятия могут быть эффективны как производители отдельных узлов и малых механизмов и их элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Отрасли, в которых участие субъектов малого предпринимательства возможно:

–             автомобилестроение;

–             информационные технологии;

–             радиоэлектронная промышленность и приборостроение;

–             химико-фармацевтическая промышленность;

–             сервисные и инновационные функции в научно-образовательном комплексе;

–             сегменты новых материалов и технологий в промышленности строительных материалов;

–             легкая и пищевая промышленность.

2.            IT-технологии.

Малое предпринимательство в сфере производства IT-технологий способно наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка информационных товаров и услуг в условиях дестабилизации российской экономики и ограниченности финансовых ресурсов. Основные направления государственной политики по формированию электронной экономики изложены в программе «Развитие цифровой экономики в России до 2035 года».

3.            Социально-ориентированное предпринимательство.

Социальное предпринимательство предполагает извлечение прибыли и ее реинвестирование в решение либо смягчение наиболее актуальных проблем в обществе.

По инициативе Министерства экономического развития началось формирование региональных центров инноваций. Ключевые для ЦИСС проектов это: школа социального предпринимательства, клуб социальных предпринимателей, акселератор социальных проектов, ярмарка франшиз, индивидуальное сопровождение предпринимательского проекта. Кроме того, запланировано проведение ежегодного форума социального предпринимательства.

4.            Молодежное предпринимательство.

Исследования показывают, что основные идеи и изобретения чаще поступают от молодежного предпринимательства, нежели от крупных предприятий и от предпринимателей, чей бизнес уже состоялся. Творчество молодежного предпринимательства в инновационной среде способствует распространению новой продукции и услуг для потребителей.

5.            Культура, кинематография и туризм.

Рост числа малых предприятий в целом – это индикатор «здоровья» экономики города. Развитие малого предпринимательства в сферах культуры, кинематографии и туризма характеризует повышение качества жизни населения.

Планомерное развитие малого предпринимательства в отрасли «Культура» позволит удовлетворить потребности населения в культурно-досуговом обслуживании, разнообразить отрасль, обеспечив здоровую конкуренцию на рынке услуг.

Нижний Новгород представляет собой уникальное историко-культурное пространство. Месторасположения города, его самобытность, а также низкая (относительно других крупных городов) стоимость съемок делает Нижний Новгород привлекательным для кинематографистов. Это может стать дополнительным направлением в развитии малого предпринимательства – обслуживание съемочного процесса. Развитие кинематографии на территории города неизбежно повлияет на популяризацию и узнаваемость города, повысит имидж города как туристического центра.

С целью развития малого предпринимательства в области туризма органами власти города ведется планомерная работа по развитию туристического потенциала г. Нижнего Новгорода за счет регулярных презентаций на различных российских и международных выставках, проведения масштабных самобытных мероприятий (включая ставший уже традиционным фестиваль народных художественных промыслов «Секреты мастеров»).

6.            Самозанятость.

К самозанятым гражданам относятся: репетиторы, фотографы, швеи, сапожники, частные водители, уборщицы, горничные, ремонтники, няни, дизайнеры, переводчики, рыбаки, ярмарочные торговцы, журналисты, копирайтеры, программисты, парикмахеры и мастера маникюра, владельцы гостиниц для животных и др.

По оценкам экспертов, в неформальном секторе российской экономики сейчас трудится от 15 до 22 млн. человек, включая самозанятых граждан. На территории г. Нижнего Новгорода по оценке на 2017 год в неформальном секторе экономике занято более 22 тыс. человек, включая самозанятых, так как потребители их услуг не требуют предоставления регистрации УФНС.

Органы местного самоуправления на территории своих муниципальных образований совместно с государственными органами власти оказывают активную поддержку по легализации трудовых отношений, в том числе в отношении самозанятых граждан с последующей их регистрацией на осуществление своей деятельности. Одной из форм такой работы является проведение мониторинга неформальной занятости на территории г. Нижнего Новгорода.

7.            Предпринимательство в сфере потребительского рынка и услуг.

В перспективе приоритетными направлениями станут развитие различных форм торговли (стационарная торговля, НТО, рынки, ярмарки, мобильная торговля, фестивальная и выставочно-ярмарочная деятельность). Развитие стационарной торговли продолжит развиваться за счет строительства новых зданий, использование помещений на 1 этажах жилых зданий, перепрофилирование помещений стационарных зданий и сооружений под предприятия торговли. Кроме того, развитие интернет-технологии дает толчок к развитию такого направления, как интернет-торговля, которая в настоящее время находится в активной фазе своего развития, а российский рынок является одним из самых перспективных.

Кроме того, существенным недостатком в сложившейся инфраструктуре поддержки и развития малого предпринимательства в г. Нижнем Новгороде является отсутствие специализированного учреждения, предоставляющего бесплатные информационно-консультационные услуги малым предприятиям. Тогда как во многих крупных муниципальных образованиях Нижегородской области подобные учреждения созданы и успешно функционируют.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *