Проблемы и угрозы финансовой безопасности субъекта РФ на примере Чеченской Республики

Структура экономики Чеченской Республики формировалась исторически и явилась результатом множества долговременных позитивных и негативных факторов, воздействие которых изменяет структуру системы, впоследствии оказывая существенное влияние на свойства экономической и социальной системы.

Скачать текст в WORD

Структура переходной экономики характеризуется неустойчивостью, нестабильностью, противоречивостью темпов развития и структурных сдвигов, повышением роли субъективных факторов и так далее.

Подытоживая все сказанное, структура региональной экономики — организационно-управленческая характеристика экономической и социальной системы, представленная совокупностью стабильных связей, обеспечивающих устойчивость и равновесие всей системы, взаимозависимость, взаимодействие, пропорциональность и соподчиненность составляющих элементов.

Процесс возникновения новых, перспективных качеств системы и ее структуры, или их корректировки в экономической науке принято считать реструктуризацией системы, посредством, которого структура системы добивается динамического баланса.

Структуризация республиканской экономики представляет собой комплекс приведенных в динамике преобразований количественных и качественных характеристик элементов системы и нацеленных на улучшение моделей и методов ее хозяйствования.

Основной целью структуризации выступает достижение оптимального соотношения между ключевыми элементами республиканской экономической системы, закладывающей принципы устойчивого развития экономики, а также социальной сферы в плане оздоровления и защиту населения.

Задачами региональной структуризации экономики явля  тся:

1.   Устранение деформаций системы;

2.  Стимулирование и государственная поддержка эффективных видов деятельности;

3.  Реорганизация и/или модернизация  неэффективных производств и промыслов;

4.  Стимулирование мер по совершенствованию современных рыночных инфраструктур;

5.  Адаптация предпринимательских структур к рыночным условиям;

6.  Выбор приоритетных инвестиционных проектов и их точечное инвестирование;

7.  Содействие созданию благоприятного инновационного и инвестиционного климата;

8.  Систематический мониторинг финансово-экономического положения региона;

Рис.1. Задачи реструктуризации на региональном уровне

Выбор приоритетов структурной перестройки республиканской экономики определяется в зависимости от предполагаемой концептуальной структуры экономики региона.

Однако, следует помнить, что результаты неправильного выбора принципов и приоритетов структурной перестройки проявятся с запозданием, а дополнительные расходы на формирование и реализацию новой структуры способны не стать не только прямыми затратами, но и подорвать потенциал республиканской экономики.

Для недопущения подобных промахов, обязательно строгое и научное обоснование государственной структурной политики в процессе определения стратегических приоритетов и основных направлений ее реализации, а также и оценки ожидаемых и полученных результатов.

Особенностью, по нашему мнению, современной разработки государственной структурной политики Чеченской Республики является то, что ее целесообразно проводить с использованием инструментов и механизмов, ориентированных не на регулирование отдельных отраслей и видов деятельности, а конкретных аспектов производственного комплекса.

В первую очередь это эффективная политика в области финансов: кредитная, денежная, налоговая и бюджетная политика, а также преобразования институционального характера.

Проблемные вопросы структурных и/или технологических преобразований региональной экономики целесообразно включить в базовую стратегию социально-экономических реформ.

Условия современной Чеченской Республики характеризуются несоотносительностью масштабов имеющихся ресурсов и накопленных для решения проблем.

В связи с этим, необходимо выделить основные этапы стратегии развития Чеченской Республики, которым соответствовали бы реализуемые приоритетные цели и/или комплекс проблем, решению которых способствуют имеющиеся предпосылки.

Следовательно, целесообразнее приспособить систему госуправления к конкретной ситуации, в которой ресурсы недостаточно сбалансированы с ключевыми целями устойчивого развития.

В этих условиях органы госрегулирования обязаны руководствоваться принципами, к которым автор относит следующие:

1. Учет уникальных особенностей текущей ситуации в конкретных отраслях региональной экономики и вклада каждой отрасли в процессе стратегического экономического развития.

2. Необходимость и целесообразность системного анализа мероприятий отраслевого уровня в процессе итоговых построений.

3. Разработке структурной государственной политики должна предшествовать и отраслевая и межотраслевая оценка типа «затраты-выгоды».

4. Поиск консенсуса в процессе распределения экономической и социальной нагрузки.

5. Заключительные результаты, касающиеся экономического и социального положения отраслей региона необходимо скорректировать с учетом проводимой экономической государственной политики.

6. Определение экономического эффекта должно основываться не на ее абстрактном определении, а из приемлемого уровня экономической эффективности в данной ситуации.

Устоявшуюся к текущему моменту экономическую структуру Чеченской Республики можно  охарактеризовать  следующим образом:

Структуре республиканского ВРП характерна стабильная тенденция доминирования сферы услуг, что объясняется как реальным увеличением платных услуг, так и повышением спроса на нерыночные услуги: здравоохранение, образование, культура и так далее.

Устойчивой может считаться республиканская экономическая система, где сбалансированы все основные производственные параметры, и именно по этой причине основным принципом структурной республиканской политики должна стать стабилизация и сбалансирование финансово-кредитной системы, темпов спроса и предложения инвестиционных средств, трудовых ресурсов, производственных мощностей.

Анализ и оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности производственных комплексов по финансам республики в целом и группам предприятий и организаций, имеет ключевое значение для создания предпосылок и условий устойчивого развития экономики Чеченской Республики.

Не вызывает сомнений тот факт, что следует стремиться к увеличению финансовой базы республиканского бюджета, оптимизации налоговых платежей и сборов, ужесточению контроля за исполнением инвестиционных проектов и программ, усилению контроля результатов финансово-хозяйственной деятельности отраслей региональной экономики, повышению рациональности  использования бюджетных ассигнований и т.д.

Как мы неоднократно отмечали, республиканский бюджет в течение последних 10 лет формируется за счет финансовых трансфертов федерального центра.

Возрастание количественных показателей бюджета происходит в основном за счет инфляционных процессов.

В структуре доходов бюджета собственные средства достигают не более 10 – 15%, а 85 – 90% — финансовая помощь бюджета РФ, что еще раз подтверждает утверждение о крайней неустойчивости и нестабильности финансового состояния отраслей республики в целом.

Обобщенное представление о финансовом состоянии хозяйствующих субъектов Чеченской Республики даст консолидированный финансовый баланс (таблица 1).

В финансовом оздоровлении и реструктуризации долгов центральное место занимает совершенствование финансовых отношений и ресурсов предприятий и организаций, являющихся первичными институтами в области финансов, и именно здесь формируется большая часть финансовых потоков и здесь же используется.

В республиканской экономике значительным фактором неустойчивости выступает структурная несовместимость отраслей АПК с современным рынком, основой которого является диспаритет, привилегированное положение отдельных отраслей в сравнении с остальными сферами экономики.

Таким образом, в процессе структурной реформы республиканской экономики, невозможно обойтись без участия государственных органов власти всех уровней в формировании и реализации ее основных целей, в ее рамках — задач и приоритетных направлений.

Таблица 1. Консолидированный финансовый результат по видам деятельности, тыс. руб.

Сальдированный финансовый результат

в том числе убыток:

Млн. рублей

в % к

январю- декабрю

2014г.

сумма убытка,млн. рублей

удельный весубыточныхорганизаций

Всего по республике

-10463,0

11731,1

44,4

в том числе организациис основным видом деятельности:

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

-11,1

66,6

75,8

добыча полезных ископаемых

+65,5

84,0

обрабатывающие производства

-28,0

127,1

32,4

производство и распределениеэлектроэнергии, газа и воды

-10400,7

10742,2

79,3

Строительство

+312,1

44,5

12,2

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств,мотоциклов, бытовых изделий ипредметов личного пользования

+7,3

11,4

16,7

транспорт и связь

-378,6

669,2

57,6

операции с недвижимым имуществом, аренда ипредоставление услуг

+0,4

0,3

36,1

22,2

прочие виды деятельности

-29,9

34,1

53,3

Скачать текст в WORD

На современном этапе реформирования, основным вопросом структурной перестройки Чеченской Республики является выбор оптимального варианта перестройки, который соответствовал бы социально-экономической ситуации.

Для Чеченской Республики наиболее приемлемыми и апробированными в схожих ситуациях, являются:

Первый вариант приоритетной отраслью предполагает выбор ключевой отрасли инвестиционного комплекса – строительную индустрию. В пользу этого варианта говорит то, что в 1995г. строительный подкомплекс был отраслью с самым высоким вкладом в ВРП.

Падение производства в строительном подкомплексе сейчас подошло к пределу, превышение которого значительно ограничит региональные возможности выхода из кризиса собственными силами используя внутренний потенциал.

Выбор строительной подотрасли в составе приоритетных направлений в программе инвестиционной политики обусловлен тем, что по результатам анализа отраслевых и межотраслевых моделей, именно строительная индустрия может дать первоначальный толчок повышения спроса на услуги и продукцию множества взаимосвязанных отраслей и производств, а также создаст импульс для модернизации и реконструкции прочих отраслей.

В подобной ситуации, с минимальными затратами и максимальной эффективностью имеется шанс реализовать весь потенциал отраслей, способствующий преодолению кризисных ситуаций в республиканской экономике. В последующем, в рамках отобранной в качестве приоритетной отрасли, выделяются т.н. «точки роста», куда и направляются инвестиционные ресурсы.

Вторым направлением в развитии строительного подкомплекса может стать строительство жилья, которое даже в годы непродуманных реформ сумело сохранить большую часть своих производственных мощностей.

Однако поточное жилищное строительство сократилось почти в два раза.

При оптимальном и рациональном использовании потенциала жилищного строительного подкомплекса, он станет самым действенным фактором оживления республиканской экономики.

Активная реализация в республике программ строительства жилья в рамках существующих федеральных целевых программ, естественно повлечет за собой реконструкцию, ремонт и строительство объектов инфраструктуры: автомобильных и железных дорог, проектирование и строительство перспективного оборудования для отопительных систем и водоснабжения, стимулирует мебельную и текстильную промышленности и т.д.

Жилье, особенно индивидуальное, максимально стимулирует высокопродуктивный труд, формирование сбережений и увеличение потребительских расходов населения; характеризуется высокой трудоемкостью, что способствует снижению безработицы.

Однако в последние годы стройиндустрия жилья столкнулась со снижением платежеспособного спроса жителей республики, и для изменения ситуации в лучшую сторону, целесообразно выделять специализированные жилищные кредиты, практиковать оплату в рассрочку, стимулировать индивидуальное строительство, особенно в сельской местности.

Третьим приоритетным вариантом развития может выступить пищевая промышленность.

В современной Чечне, учитывая общую экономическую и финансовую ситуации, следует максимально сбалансировать платежеспособный спрос населения с ее доходами и изыскать резервы удовлетворения этого спроса силами местных товаропроизводителей. Что не всегда, получается, по причине кризиса в отраслях АПК, хотя медленно, но неуклонно наблюдается увеличение доли продуктов питания собственного производства.

Необходимы меры, стимулирующие выход на внутренний, а где это возможно, и на внешний рынок чеченских продовольственных продуктов.

Для этого оживления отраслей животноводства и растениеводства недостаточно, необходимо также создать, в некоторых районах восстановить, перерабатывающую промышленность с современным оборудованием на уровне общемировых стандартов.

Более того, пищевая промышленность, став «точкой роста», еще полностью соответствует социальным целям и задач проводимых реформ.

Нецелесообразно игнорировать и качественный потенциал республиканской экономики в плане научно-исследовательских работ, разработки и внедрения высоких научных техники и технологий, высококвалифицированных кадров.

Составной частью программ и проектов структурных преобразований должен стать план структурной перестройки отраслей республиканской промышленности, целью которого должны стать устранение несбалансированности производственного комплекса, перехода на инновационные рельсы.

Господдержка приоритетных направлений в процессе структурной перестройки предусматривает ряд комплексных мероприятий:

1.    Поддержание платежеспособного спроса на определенные виды продукции местного производства, востребованных в системе государственных заказов;

2.    Предоставление в долгосрочную аренду (и/или в лизинг) объектов госсобственности на льготных началах;

3.    Использование механизма госгарантий потенциальным инвесторам в различных отраслях промышленности и социальной сферы;

4.   Стимулирование и поощрение интеграции (частичной или полной) капитала банковского сектора и промышленности;

5.     Содействие в развитии высокотехнологичных наукоемких производств и видов деятельности, пользующихся местными ресурсами;

6.    Поощрение использования высокотехнологичных «продвинутых» технологий, «зеленых», экологически безопасных производств.

Немаловажным фактором при осуществлении структурной перестройки отраслей промышленности Чеченской Республики выступает оздоровление экономического сектора, в частности налогообложения, формирование инвестиционной привлекательности для привлечения инвестиционных ресурсов в промышленность республики.

Совершенствование системы налогообложения целесообразно направить на:

1.     Переориентацию денежных потоков из банковских сфер и сфер обращения в отрасли реального сектора экономики;

2.     Освобождение от налогообложения части прибыли, направленной на восполнение оборотных средств предприятий и организаций;

3.      Стимулирование увеличения освобожденных от налога на прибыль средств, направленных на научно-исследовательские и конструкторские работы для разработки конкурентоспособной продукции;

4.      Льготное и упрощенное кредитование отдельных производств, являющихся приоритетными для республики;

5.      Предоставление налоговых кредитов градообразующим предприятиям, реализующих структурную перестройку и процедуры финансового оздоровления за счет собственных ресурсов.

Структурная перестройка, кроме всего прочего, предусматривает возможность формирования новых структур и производств, при этом приоритетное значение отводится новым, альтернативным формам хозяйствования: корпорации и финансово-промышленные группы, являющиеся составными элементами производственного комплекса.

Практика соседних республик, входящих в состав СКФО, обладающих примерно схожими условиями, убедительно доказала необходимость организации и проведения комплексного мониторинга рынков, способных правильно сориентировать республику в направлении выхода и развития перспективных межрегиональных рынков.

Поскольку, самым дорогим и скоропортящимся товаром в современных условиях является информация, целесообразно организовать информационно-распределительные и аналитические сети при органах госстатистики.

С целью эффективной реализации ключевых направлений структурной перестройки, на наш взгляд,  в республике необходимо:

1.      Четко разграничить права и полномочия министерств и ведомств в процессе организационных, социальных, экономических и экологических мероприятий в структурной перестройке республиканской промышленности;

2.     Разработать Целевые комплексные программы развития отраслей чеченской промышленности, как элемента федеральных целевых программ;

3.      Обязать руководство региона принимать участие в процессе принятия решений по порядку, объемам и срокам финансирования мероприятий из федерального бюджета.

Структурная политика, ее стратегия является результатом синтеза программ развития отдельных отраслей и секторов, так как несогласованные установки по развитию некоторых секторов могут конфликтовать.

Промышленная политика, по сути, является инструментом перераспределения между субъектами хозяйствования ограниченного экономического и ресурсного потенциала республики.

Скачать текст в WORD

По этой причине, структурная политика обязана опираться на дееспособную власть, способную принимать самостоятельные решения, нейтрализовывать действия, наносящие экономический ущерб секторам экономики и/или социальной сфере, которые признаны «точками роста» или приоритетами для устойчивого экономического роста и развития республики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *