Проблемы государственного регулирования кадрового обеспечения на транспорте

Одним из важных аспектов, требующим особого внимания, является недостаточность существующих механизмов мониторинга и базирующегося на нем прогноза численности основных профессионально квалификационных групп на транспорте. Нет достаточно проработанных механизмов анализа данных государственной статистики в плане построения на их основе долгосрочных или даже среднесрочных прогнозов. Может быть, необходимо сформировать и предложения о формах сбора первичной статистической информации, глубине и оперативности их анализа. Здесь надо разобраться более детально. Кроме того, нам надо иметь информацию по системообразующим компаниям. Росстат неоднократно высказывался, что готов рассматривать вопросы сбора той или иной дополнительной информации.

Скачать текст в WORD

Следующий важный блок вопросов — качество подготовки. Приведу результаты оценки работодателями выпускников. Картина в целом удовлетворительная, но не более того. Особенно заметно, что оценка практических навыков по пятибалльной шкале ниже оценки фундаментальных знаний (3 к 4).

Недостаток практических навыков заставляет компании уделять внимание адаптации молодых специалистов к рабочему процессу через систему обучения на рабочих местах.

Отрасль фактически вынуждена развивать свои образовательные организации, тратятся средства, и выпускник транспортного вуза потом не должен еще длительное время обучаться на производстве. Понятно, что знание конкретных трудовых приемов приходит с опытом, но обладать базовым набором навыков для работы выпускник должен.

Не решив основной сегодняшней задачи — адаптации обучения под нужды работодателей, мы не сможем качественно решать и будущие задачи.

Можно выделить следующие проблемы:

Формирование компаниями актуальных количественных и качественных потребностей в выпускниках и доведение их до сведения вузов, преподавателей, повышение уровня знаний и навыков самих преподавателей, стимулирование студентов к хорошей учебе.

Участие ключевых работодателей в формировании и реализации образовательных программ. Это целевой прием, подстройка содержания программ под конкретные рабочие места, прямое участие ведущих сотрудников компаний в преподавании и руководстве проектными работами студентов.

Формирование современной лабораторной и научной базы для подготовки студентов.

Крупные компании имеют устоявшуюся и позитивную практику взаимодействия с вузами, которую можно внедрять в масштабах всей отрасли. Например, попробовать запустить общеотраслевые конкурсы для молодежи.

Что касается целевого приема, то эту форму используют все ключевые компании. Стремиться следует к тому, чтобы она была эффективной. Делать более полезными производственные практики, вводить в образовательные программы дополнительные профильные курсы. Надо учитывать при планировании целевого приема естественный отсев обучающихся. Важный аспект — поиск альтернативных форм замены целевого приема по СПО. Здесь компании испытывают явные проблемы с привлечением нужных им специалистов.

Возможный резерв повышения квалификации работников — проведение конкурсов по стандартам «Ворлдскиллс». Реальная вовлеченность наших транспортных компаний в это движение различна. «РЖД» работает активно. «Аэрофлот» также проводит корпоративные мероприятия. Моряки готовы участвовать в «Ворлдскиллс», если будут разработаны профильные компетенции.

В силу огромной протяженности терри­тории водный транспорт имеет важней­шее стратегическое значение не только для развития экономического потенциала России, укрепления ее инфраструктурных основ, но и для обеспечения государственного единства и наци­ональной безопасности страны. Кадровая состав­ляющая представляет собой необходимый и неотъ­емлемый элемент эффективного государственного управления во всех сферах и отраслях народного хозяйства, в том числе в области водного транспор­та. Известная фраза исторического деятеля «кадры решают все» сегодня не утратила своей актуально­сти, ее смысл наполнился обновленным содержа­нием и требует нового осмысления.

Сложившаяся к настоящему времени и суще­ствующая сегодня система специализированных образовательных учреждений в сфере водного транспорта представлена достаточным количеством организаций. Они непосредственно осуществляют подготовку кадров по программам послевузовско­го, высшего, среднего, а также начального профес­сионального образования для всей инфраструктуры водного транспорта. В вертикально-интегрирован­ных образовательных комплексах подготовка со­трудников осуществляется в соответствии как с на­циональными стандартами, так и международными требованиями, что обеспечивает успешную встра­иваемость отечественного морского образования в международную морскую образовательную среду (индустрию). В итоге сеть высших заведений, под­ведомственных Федеральному агентству морского и речного транспорта, в целом справляется со своей задачей и удовлетворяет потребности в подготовке профильных кадров. Более того, так или иначе ре­шаются задачи повышения квалификации работни­ков судоходных организаций, государственных бас­сейновых управлений водных путей и судоходства, портов, в частности, по вопросам безопасности судоходства, охраны окружающей среды и экологи­ческой безопасности. Кадровый потенциал отрас­ли высок, а высококвалифицированный персонал способен успешно решать задачи развития водного транспорта.

Тем не менее приходится констатировать, что, к сожалению, на современном этапе развития Российского государства в силу ряда объектив­ных и субъективных обстоятельств кадровое обе­спечение водного транспорта подвержено суще­ственным негативным факторам. Исходя из этого, необходимы мониторинг сложившейся ситуации в рассматриваемой области, а равно определение основных векторов оптимизации кадровой полити­ки в сфере водного транспорта России.

Основным препятствием развития кадрового потенциала водного транспорта, по нашему мне­нию, сегодня выступают три обстоятельства, нося­щих системный характер.

Во-первых, сложившаяся относительно высо­кая «текучесть» кадров, дефицит работников опре­деленных специальностей и рабочих профессий, возрастное старение сотрудников и выбытие по возрасту опытных специалистов отраслевых орга­низаций. Все это в большинстве своем обусловлено специфическими условиями труда — напряженной работой, сопровождающейся большими физическими и психологическими нагрузками, негатив­но влияющими на состояние здоровья работников водного транспорта, сезонным характером рабо­ты, сменным графиком.

При этом существует проблема низкой социальной защищенности ра­ботников водного транспорта, когда, в частности, уровень оплаты труда сотрудников ниже средней заработной платы по транспортному комплексу. Так, по состоянию на 2017 год минимальные разме­ры окладов работников плавсостава судов водного транспорта, устанавливаемые на основе професси­ональной квалификационной группы должностей работников водного транспорта, составляют для сотрудников водного транспорта второго уровня 500 рублей, а для специалистов второго уровня — 550 рублей [2]. Последствия — снижение прести­жа флотских профессий, отсутствие эффективной системы мотивации труда, обеспечивающей «при­ток» специалистов в сферу водного транспорта.

Во-вторых, длительное, а порой и хроническое недофинансирование профильных (отраслевых) учебных заведений привело к существенному из­носу и отставанию материально-технической базы, используемой в образовательном процессе. В этой части выполнение международных стандартов оказалось под угрозой. В этой связи назрела не­обходимость проведения значительного объёма ремонтных работ зданий и сооружений учебных заведений, исходя из установленных требований (в частности, пожарной безопасности). Учебно-лабораторные, научно-исследовательские и тре­нажерные объекты также нуждаются в модифи­кации, а чаще и вовсе в замене. При этом нельзя не отметить, что денежные средства из федераль­ного бюджета сегодня выделяются на строитель­ство и реконструкцию объектов образовательных учреждений водного транспорта. Например, со­гласно приложению № 2 к подпрограмме «Внут­ренний водный транспорт» планируется и приво­дится в действие строительство и реконструкция объектов ФБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта», сумма которых составляет 1 055,7 млн рублей [3]. Однако в реаль­ности выделяемых денежных средств недостаточ­но. В связи этим представляется целесообразным максимальное привлечение частных инвестиций не только в собственно реконструкцию зданий высших учебных заведений, но и в развитие кадро­вого потенциала водного транспорта в России.

В-третьих, наблюдается явно недостаточное организационное взаимодействие образователь­ных учреждений и работодателей. В качестве иллюстрации проблемы можно привести следу­ющий пример. Сложилась ситуация, когда сроки проведения практик у обучающихся не всегда со­впадают с навигационным периодом, что суще­ственно снижает возможность взаимодействия специализированных вузов с судоходными компа­ниями. При этом краткосрочность отдельных ви­дов практик студентов, которые составляют один-два месяца, не позволяет принимать обучающихся на борт судов, в большинстве своем работающих за пределами Российской Федерации. Подобное приводит к неудовлетворенности судоходных ком­паний вновь поступающим на работу командным составом. Отсюда потребность в активном сотруд­ничестве указанных субъектов, в их включенности в деятельность друг друга. Направлениями такого взаимодействия должны стать: действенное уча­стие работодателя в организации и осуществлении учебного процесса, научно-исследовательской дея­тельности и конструкторской работе; развитие го­сударственно-частного партнерства в рассматрива­емой области и целевой контрактной подготовки; восстановление системы образования специали­стов с совмещенными специальностями на основе новых федеральных государственных образова­тельных стандартов.

Руководством органа государственного управ­ления в сфере водного транспорта официально признана и осознана необходимость скорейшего решения кадровых вопросов в различных целях, в том числе для повышения эффективности адми­нистрирования в данной области. Об этом, в част­ности, свидетельствуют ежегодные профильные конференции. Так, на VIII Международной кон­ференции «Кадровая политика», прошедшей 19­20 ноября 2015 года в Санкт-Петербурге, было чет­ко определено, что развитие кадрового потенциала управления водным транспортом невозможно в от­рыве от повышения качества образования работ­ников водного транспорта, от результативности функционирования отраслевых образовательных комплексов.

В рамках проведенных публичных меропри­ятий Федеральное агентство морского и речного транспорта, Федеральное бюджетное учреждение «Волго-Балт» в качестве предложений иниции­ровали увеличение количества бюджетных мест в учебных заведениях для обучения по програм­мам профильного среднего профессионального образования, внедрение психофизиологического отбора при приеме в морские учебные заведения, стимулирование коммерческих компаний к со­трудничеству с образовательными организациями водного транспорта, решение вопроса обеспече­ния молодых высококвалифицированных кадров жильем, в том числе «ведомственным», посред­ством выделения целевых субсидий [4]. Особого внимания заслуживает идея разработки и принятия Концепции морского образования, учитывающей широкий круг вопросов развития кадрового потен­циала водного транспорта.

Скачать текст в WORD

Все эти позиции и новации, безусловно, за­служивают поддержки. Решение многих проблем в сфере кадрового обеспечения водного транспорта страны невозможно без должного законо­дательного сопровождения, а равно эффективного правоприменения. Однако на сегодняшний день, к сожалению, указанные предложения и рекоменда­ции пока не нашли своего нормативного закрепле­ния и тем более реализации. Между тем безотлага­тельного решения ожидают многие обозначенные взаимосвязанные и взаимообусловленные про­блемы. При этом успешное развитие кадрового потенциала водного транспорта невозможно без комплексного подхода. Оно затрагивает не только государство в лице его органов, образовательных учреждений, но и транспортные предприятия, биз­нес-структуры. В целом в данной области, в силу многолетних упущений разнопланового характе­ра, сегодня требуются существенные материаль­но-финансовые затраты, организационные усилия и правовые преобразования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *