ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИРБИТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ПО МОДЕРНИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Необходимость реформирования и модернизация системы общего образования в последние годы требует внедрения инноваций и стратегического подхода к развитию системы образования, в том числе и на муниципальном уровне. Это дает органам местного самоуправления возможность перейти от парадигмы функционирования к парадигме развития.

Стратегия развития муниципальной системы общего образования является частью стратегии развития муниципального образования, и ей присущи черты, характерные в целом для любой стратегии, конкретизированные для конкретной сферы [39, с.19].

Стратегия развития деятельности Управления образования Ирбитского муниципального образования Ирбитского района по модернизации муниципальных образовательных учреждений представлена в паспорте программы развития.

Программа развития Управления образования Ирбитского муниципального образования Ирбитского района по модернизации муниципальных образовательных учреждений «Профильная школа XXI века» (далее Программа): разработана в соответствии с целями реализации государственной образовательной политики Российской Федерации в области образования и является управленческим документом, определяющим перспективы и пути развития школы на среднесрочную перспективу.

Важным направлением развития образования в XXI века является понимание стратегии развития науки и современного производства, представленной в Национальной технологической инициативе, включающей системные решения по определению ключевых технологий, необходимых изменений финансового и кадрового развития, механизмов формирования у специалистов будущего необходимых компетенций. Реализовывать новые направления в практической профессиональной деятельности в будущем предстоит нашим выпускникам [39, с.29].

Поэтому сегодня необходим переход системы профильного образования на новый уровень, выбор содержания и образовательных технологий должен производиться с учетом основных трендов мирового экономического развития, исходя из приоритета сетевых технологий, сконцентрированных вокруг человека как конечного потребителя, способностей и склонностей обучающихся к конкретным видам деятельности. В школе сложилась благоприятная ситуация для развития инженерного образования в направлении его практико-ориентированности и формирования эффективной системы социального партнерства с учреждениями СПО и ВПО, предприятиями (будущими работодателями для выпускников школы).

Современная школа должна обеспечивать высокое качество образования в соответствии с меняющимися запросами социума и перспективными задачами развития российского общества и экономики; формирование гибкой, вариативной системы многопрофильного образования, развивающей личность обучающегося и обеспечивающей потребности социально-экономического развития страны в специалистах, способных трудиться в высокотехнологических отраслях промышленности [42, с.31].

Программа развития – документ, определяющий стратегию и направления развития школы в период на 2017 — 2020 гг., и определяющий механизмы достижения цели и решения поставленных задач.

Достижению стратегической цели — созданию образовательного пространства новых возможностей — многопрофильной школы — способствует целенаправленная системная деятельность по повышению качества образования; расширения и повышения эффективности внешних связей; интеграции систем образования, воспитания, развития, социализации; обеспечение практико-ориентированности и единства учебной и внеурочной деятельности; развитие и совершенствование всех видов условий; развитие профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников в соответствии с современными профессиональными стандартами; развитие внутренней системы оценки качества образования.

Программа развития определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности и основывается на интересах и возможностях всех участников образовательных отношений. Программа развития предназначена для обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических, руководящих и иных работников школ, социальных партнеров и широкой общественности.

Таблица 5 — Паспорт Программы развития Управления образования Ирбитского муниципального образования Ирбитского района по модернизации муниципальных образовательных учреждений «Профильная школа XXI века»

ПОЛНОЕ НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ  
Программа развития Управления образования Ирбитского муниципального образования Ирбитского района по модернизации муниципальных образовательных учреждений «Профильная школа XXI века» (далее – Программа)
ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ  
Конвенция о правах ребенка, одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989; Программа «Образование для всех», принята на всемирном форуме по образованию в Дакаре, 2000г.; Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. в действующей редакции; Федеральный закон № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998 г. (с изменениями и дополнениями); Национальная стратегия в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1.07.2012 № 761; Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»; Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы», утверждена Правительством РФ 22 ноября 2012 г. № 2148-р; Федеральная целевая программа развития образования на 2016 – 2020 годы (утверждена Постановлением правительства РФ от 23.05.2015 г. № 497); Приоритетный проект «Создание современной образовательной среды для школьников», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 25 октября 2016 г. № 9); Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8.12.2011 № 2227-р); Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009г. № 1101-р); Стратегия воспитания Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р.; Концепция дополнительного образования детей, утверждена распоряжением Правительства РФ от 23.05.2015 № 497; Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (утверждена приказом Министерства образования РФ от 18.07.2002 г.); Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015; Приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования); Указ Президента РФ «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» от 20.10.2012 № 1416; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 с изменениями и дополнениями; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями; Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413 с изменениями и дополнениями; Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области (в редакции Законов Свердловской области от 17.10.2013 № 97-ОЗот 30.06.2014 № 65-ОЗот 14.07.2014 № 73-ОЗот 10.10.2014 № 87-ОЗот 05.11.2014 № 96-ОЗот 17.12.2014 № 120-ОЗот 27.05.2015 № 44-ОЗот 20.07.2015 № 89-ОЗ) (с изменениями на 25 сентября 2017 года). Указ Губернатора Свердловской области от 06.10.2014 № 453-УГ «О комплексной программе «Уральская инженерная школа» «Комплексная программа «Уральская инженерная школа» на 2015 -2034 годы»; Государственная программа Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2020 года», утверждена постановлением Правительства Свердловской области от 21.10 2013 № 1262- ПП; Постановление от 29 декабря 2016 года № 919-ПП Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2024 года»; Постановление Администрации Ирбитского МО О внесении изменений в постановление администрации Ирбитского муниципального образования от 30.12.2016 №1195-ПА «Об утверждении муниципальной программы Ирбитского муниципального образования «Развитие системы образования в Ирбитском МО до 2020 года»»; Устав МКУ «Центр развития образования».
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ  
Целью Программы развития: создание оптимальных организационно-педагогических условий для развития многопрофильной школы и всестороннего удовлетворения образовательных потребностей обучающихся с учетом индивидуальных склонностей и способностей, развитие мотивации к познанию и творчеству, готовности и способности к непрерывному образованию и созидательной деятельности в условиях изменений в высокотехнологичных отраслях промышленности региона и РФ. Достижение цели планируется через разработку и реализацию основных направлений деятельности школы: «Качество образования» — управление качеством образования на основе современных стандартов (образовательных, профессиональных); «Педагогические кадры» — создание условий для профессионального развития и совершенствования педагогов; «Школа – наш дом» — обеспечение современной инфраструктуры и создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья обучающихся и педагогов, усовершенствованию безопасного образовательного пространства, в том числе, для маломобильных групп населения; «Одарѐнные дети» — выявление, поддержка и сопровождение талантливости детей, их самореализации, профессионального самоопределения. «Политехническое образование школьников» — обеспечение условий для формирования политехнического мышления через расширение практики социального партнѐрства школы с учреждениями системы профессионального образования, промышленными предприятиями, участие в программе «Уральская инженерная школа» в целях профориентации обучающихся с использованием ресурсной базы социальных партнѐров.  
ПЕРИОД И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ  
1 этап — 2017-2018 гг. – организационно – проектировочный этап, включающий создание условий для разработки и реализации ключевых направлений Программы. 2 этап — 2018-2019 гг. – нормативно – внедренческий этап, предусматривающий непосредственно реализацию ключевых направлений Программы. 3 Этап — 2020 гг. — итогово-обобщающий этап, обеспечивающий фиксацию итогов реализации Программы и качественных изменений в образовательной среде, анализ достигнутых результатов и разработку перспективных направлений на последующие этапы развития образовательного учреждения.  
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ И ПЛАНИРУЕМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ  
1. Внедрение новых практико-ориентированных форм в систему предпрофильной и профильной подготовки обучающихся, в том числе разработка нового учебного плана, учебных курсов и развитие профориентационной работы в соответствии с направлениями Национальной технологической инициативы и потребностями региона в будущих профессионалах XXI века.     Наличие результативной системы социального партнерства, увеличение количества социальных партнеров и их эффективность; наличие банка практико-ориентированных учебных курсов, программ внеурочной деятельности и дополнительного образования, обеспечивающих реализацию стратегии многопрофильной школы; наличие эффективной модели профориентационной работы с учетом «Атласа новых профессий (профессии будущего)» и возможных перспектив в развитии рынка труда.
2. Разработка и апробация эффективной модели выявления и сопровождения детской одаренности на всех уровнях общего образования   Наличие эффективной системы выявления и поддержки одаренных детей на всех уровнях общего образования  
3. Модернизация образовательной среды школы, обеспечивающей готовность системы к реализации ФГОС СОО, ФГОС ОВЗ   Достижение целей ФГОС ОО, адаптированных ОП (при наличии обучающихся), в том числе предметных, метапредметных и личностных результатов образования  
4. Реализация системы мер по развитию профессиональной компетентности педагогических и административных работников   Достижение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и административных работников профессиональным стандартам и современным требованиям к уровню квалификации согласно утвержденным профессиональным стандартам  
5. Создание и развитие современной модели психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений   Наличие позитивной динамики в показателях адаптации, социализации и удовлетворенности обучающихся, родителей, педагогов; мотивация участников образовательных отношений к бесконфликтному (конструктивному) решению возникающих проблем  
6. Развитие информационной образовательной среды   Наличие современного модернизированного информационно-библиотечного центра; созданные организационно-педагогические условия для реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных технологий  
7. Разработка и реализация внутренней системы оценки качества образования как механизма достижения современного качества, соответствующего заказу потребителей (обучающихся и родителей).   Осуществление мониторинга через показатели внутришкольной системы оценки качества образования (далее – ВСОКО) с целью принятия управленческих решений на основе полученных данных  
Для решения поставленных задач потребуется реализация системы мер, таких как: 1. Разработать нормативные документы, регламентирующие реализацию предпрофильного и профильного обучения. 2. Разработать структуру и определить содержание деятельности методической службы школы по реализации модели многопрофильной школы. 3. Создать эффективную систему по распространению в школьной среде инновационных технологий, форм и методов образовательной деятельности политехнической направленности. 4. Обеспечить совершенствование школьной инфраструктуры через модернизацию материальных ресурсов, развитие дистанционных технологий работы. 5. Разработать современную программу психолого-педагогического сопровождения предпрофильного и профильного обучения школьников. 6. Создать условия для организации системной и эффективной работы по выявлению, поддержке и сопровождению одаренности обучающихся. Эффективно использовать потенциал образовательного учреждения для расширения доли внебюджетного финансирования образовательной деятельности, в том числе через реализацию договора с шефствующим предприятием.  
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ  
  1. Разработан учебный план, удовлетворяющий потребности многопрофильной школы, Положение о профильном обучении. 2. Сформирован план внеурочной деятельности и дополнительные общеразвивающие программы, поддерживающие профильное обучение. 3. Педагогические работники соответствуют требованиям профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования). 4. Педагогические работники обобщают собственный педагогический опыт и представляют результаты на форумах, конференциях, семинарах. 5. Материально-техническая база обеспечивает реализацию в полном объеме требований к современному качеству образования в части развития школьной инфраструктуры. 6. Не менее чем 100% обучающихся вовлечены во внеурочную деятельность и дополнительное образование, прежде всего, технической направленности. 7. Не менее 20% обучающихся представляют результаты собственной проектно-исследовательской деятельности на конкурсах технической, информационно-технологической, робототехнической направленностей различного уровня, 8. 100% обучающихся вовлечены в социально-значимые виды деятельности. 9. Усовершенствована система взаимодействия с социальными партнѐрами по направлениям профориентационной, учебно-просветительской, туристско-экскурсионной, социально-значимой, материально-технической деятельности. 10. Создана программа гражданско – патриотического воспитания обучающихся. 11. Оценка эффективности реализации Программы обеспечивается через отслеживание показателей и индикаторов ВСОКО. Каждый показатель имеет базовый уровень (по состоянию на 2016/2017 год) и целевой ориентир (планируемый к достижению в 2020 году), выраженные в абсолютных или относительных единицах.  
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ (ИНДИКАТОРЫ) ПРОГРАММЫ  
Модель многопрофильной школы: Новый учебный план ОО, основанный на принципах системности и преемственности учебных планов в ОО. Модель ВСОКО. Модель психолого-педагогической поддержки образовательной деятельности. Положительная динамика образовательных результатов школьников: текущей успеваемости, качества обученности, результатов ЕГЭ выпускников, результатов участия в олимпиадах и конкурсах. Модель внутришкольного повышения квалификации педагогов. Мониторинг эффективности используемых образовательных технологий. Положительная динамика степени удовлетворенности участников образовательных отношений образовательной деятельностью школы. Организация и внедрение системы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, мониторинг эффективности этой системы. Модель здоровьесберегающей среды школы. Мониторинг показателей здоровья обучающихся (положительная динамика или стабильность показателей). Мониторинг финансовой самостоятельности образовательной организации. Положительная динамика привлеченных ОО внебюджетных средств  
РАЗРАБОТЧИКИ ПРОГРАММЫ  
Творческий коллектив администрации школы, педагогов, представителей Совета родителей, Совета обучающихся  
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ  
Долгих Наталия Михайловна — заместитель начальника Управления образования Ирбитского муниципального образования Ирбитского района, телефон: +7 (34355) 6-48-20  
ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ  
Контроль выполнения программы осуществляет Педагогический совет. Результаты контроля представляются: — руководителем ежегодно на заседаниях Педагогического совета, в аналитической части отчета о результатах самообследования, на сайте школы, на Общешкольной родительской конференции; — руководителями методических объединений один раз в полугодие на заседаниях ШМО; — заместителями директора ежегодно на заседаниях Педагогического совета.  
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ  
— средства бюджета; — внебюджетные источники, гранты и др.  

Реализация поставленных Программой развития целей и задач будет эффективна и поспособствует:

— достижению целей Программы и ее подпрограмм, основных и дополнительных образовательных программ школы, Программы воспитания и социализации обучающихся, реализуемых в период до 2020 года;

— положительной динамике результатов ежегодного мониторинга «Степень удовлетворенности образовательной деятельностью» среди обучающихся и их родителей (законных представителей);

— выполнению планов развития кадровых, психолого-педагогических, финансово-экономических, материально-технических, информационно-методических условий в соответствии с современных законодательством и потребностями социума;

— увеличению количества социальных партнеров школы и эффективности взаимодействия;

— обеспечению доступности образовательной среды: создание условий для реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

— обучения детей-инвалидов, детей с ОВЗ;

— укреплению здоровья обучающихся;

— наличию работающего механизма комплексного мониторинга образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС, позволяющего фиксировать динамику личностных, предметных и метапредметных результатов образования у обучающихся;

— наличию системы разработанных внутренних критериев результативности работы школы и практики использования полученных данных в управлении;

активного использования информационных технологий, компьютерной техники и учебного и лабораторного оборудования, в том числе во внеучебной деятельности обучающихся;

наличию современного материально-технического оснащения инфраструктуры образовательного учреждения, обеспечивающей здоровьесберегающие и безопасные условия образовательной деятельности для всех категорий обучающихся, в т. ч. с ОВЗ;

увеличению количества педагогов, участвующих в инновационной деятельности;

достижению соответствия профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников современным требованиям, профессиональным стандарта.

Таким         образом,    реализация государственных стратегий   развития образования предполагает целенаправленную деятельность        федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по руководству, регулированию и контролю развития сферы образования, достижению целей и решению.

Мероприятия по основным направлениям развития управления образования Ирбитского муниципального образования Ирбитского района следующие:

1) Оптимизация и обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития;

2) Повышение качества общего образования [27, с.10];

3) Организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;

4) Развитие системы выявления, изучения, обобщения и распространения позитивных образцов и результатов инновационной деятельности руководящих и педагогических работников;

5) Совершенствование социальной защиты педагогических работников, привлечение и закрепление в сфере образования молодых кадров;

6) Совершенствование научно-методического сопровождения процесса воспитания и  учреждений дополнительного образования детей;

7) Создание образовательной среды, способствующей формированию культуры здоровья и безопасного образа жизни образовательных учреждений:

8) Создание материально-технических условий для развития единой образовательной информационной среды;

9) Совершенствование муниципальной системы выявления и развития детской одаренности в образовательном процессе.

Итак, с учетом современных тенденций в управлении процессами отраслевого и территориального развития, особой роли муниципального уровня в достижении целей модернизации образования, представляется целесообразным использование новой — территориально-межотраслевой — модели управления развитием муниципальной системы образования.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *