Предложения по совершенствованию комплекса машиностроения в России

Так как мы сказали о том, что система управления функционирует неэффективно, нами было разработано следующее предложение по совершенствованию структуры управления. Для этого мы выявили территориальную специализацию машиностроения на территории России (таблица 1).

Таблица 1

Территориальная специализация машиностроения Российской Федерации[1]

Федеральные округа Специализация машиностроения
Центральный Транспортное машиностроение (авиакосмическая промышленность, автомобилестроение, железнодорожное) Производство оборудования для легкой, химической и нефтехимической промышленности. Станкостроение. Сельскохозяйственное машиностроение. Точное и сложное машиностроение. Электроника
Приволжский Транспортное машиностроение (авиакосмическая промышленность, автомобилестроение, речное судостроение). Производство оборудования для нефтяной и газовой, нефтеперерабатывающей промышленности, химии органического синтеза, целлюлозно-бумажной промышленности. Сельскохозяйственное машиностроение
Уральский Транспортное машиностроение (авиакосмическая промышленность, автомобилестроение, железнодорожное). Оборудование для металлургической промышленности, горно-шахтное оборудование, оборудование для нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей и нефте-химической промышленности. Энергомашиностроение. Станкостроение
Северо-Западный Транспортное машиностроение (морское судостроение, судоремонт). Энергетическое машиностроение. Производство оборудования для отраслей лесопромышленного комплекса
Южный Транспортное машиностроение (морское судостроение, судоремонт). Производство оборудования для пищевой промышленности. Сельскохозяйственное машиностроение
Сибирский Транспортное машиностроение (авиакосмическая промышленность, железнодорожное машиностроение). Производство горно-шахтного оборудования
Дальневосточный Транспортное машиностроение (морское судостроение, судоремонт, авиационная промышленность)

Из таблицы видно, что федеральные округа хоть и имеют развернутый спектр машиностроительного производства, но тем не менее с некоторой спецификой. Это можно использовать для создания в каждом федеральном округе ведомства, которое будет отвечать за работу машиностроительного комплекса данного округа, а не за отдельную отрасль. В первую очередь это облегчит работу министерств, так как позволит координировать работу машиностроительной отрасли не с точки зрения других отраслей, которые она обслуживает (сельское хозяйство, транспорт, здравоохранение, наука), как это сейчас, а с точки зрения округа, его специфики.

Такие ведомства смогут на уровне федерального округа собирать информацию, а затем передавать, например, в Министерство транспорта, которое необходимо сделать ключевым в сфере машиностроения. Такая форма управления облегчит процесс реализации поставленных задач и придаст централизованность в функционирование структуры, более того, это позволит ограничить порой не соответствующие целям государства действия частных лиц, а также за каждое отдельное мероприятие будет известен орган, несущий ответственность.

Другое предложение касается рациональности использования ресурсов МСК. Мы выяснили, что ресурсы, которыми обладает наша страна, значительные, то есть их можно использовать в разных новых производствах. Для того чтобы заинтересовать частный бизнес активно заниматься машиностроительными мероприятиями, можно разработать систему субсидирования бизнеса, а также привлекательных мероприятий по совместной реализации проектов государства и частных лиц.

Таким образом, две проблемы МСК (неэффективность управления и противоречивость решений в сфере машиностроения) можно будет искоренить.


[1] Экономическая и социальная география России: учебник / Под ред. А.Т. Хрущева. М.: КРОН-ПРЕСС, 2011. – 456 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *