Правовые основы обеспечения внутреннего контроля в Российской Федерации

🙂

Скачать текст в WORD

В целом необходимо констатировать, что в Российской Федерации отсутствует нормативный правовой акт, содержащий минимально достаточное регулирование отношений, связанных с осуществлением внутреннего контроля.

Законы и подзаконные нормативные акты в сфере ПОД/ФТ. Закон N 115 уже в первой своей статье предусматривает, что он «направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» . Есть и другие законы, которые направлены на противодействие финансированию распространения ядерного оружия, коррупции и других незаконных финансовых операций.

Как уже говорилось, финансовый мониторинг по определению — государственная функция, которая осуществляется Росфинмониторингом. Таким образом, нормы, регулирующие финансовый мониторинг, — это составная часть правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Во-первых, наряду с Росфинмониторингом в ПОД/ФТ в той или иной мере принимают участие и Банк России, и федеральные органы исполнительной власти, но лишь в пределах своей компетенции. А эта компетенция регулируется соответствующими законами и подзаконными нормативными актами.

Так, например, правовой статус и функции Банка России регулируются Законом о Банке России, Законом о банках. В этих Законах есть несколько норм, которые имеют отношение к ПОД/ФТ. Например, в статье 20 Закона о Банке России среди оснований для отзыва банковской лицензии предусмотрено нарушение норм ПОД/ФТ.

Во-вторых, Росфинмониторинг в ходе выполнения своей государственной функции финансового мониторинга тесно взаимодействует с правоохранительными органами. А каждый правоохранительный орган регулируется специальным законом. В этих законах предусмотрен порядок взаимодействия конкретного правоохранительного органа с федеральными органами исполнительной власти. Напомним, что Росфинмониторинг — федеральный орган исполнительной власти.

В-третьих, Банк России в пределах своей компетенции вправе издавать нормативные акты (статья 7 Закона о Банке России).

Банк России, в соответствии с закрепленными в статье 4 Закона о Банке России функциями, полномочием устанавливать правила банковских операций (статья 57 Закона о Банке России), издает нормативные акты, которые активно направляют деятельность кредитных организаций на выявление сомнительных сделок и подозрительных клиентов.

Так, например, Банк России издал указание от 28.07.2016 N 4087-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 02.03.2012 N 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В нем уточнены требования к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия ПОД/ФТ: дополнен перечень признаков, указывающих на необычный характер сделки, используемый при осуществлении банками внутреннего контроля (коды вида признака 1409 — 1421, 1908, 2210, 2290). При этом Банк России, в частности, более четко определил критерии признания физического лица бенефициарным владельцем клиента.

Поскольку еще до этого Росфинмониторинг принял нормативные акты на эту тему, но более широко — применительно ко всем субъектам финансового рынка, то, стало быть, на этом примере нормативного акта Банка России мы видим функциональное взаимодействие между ними. Это взаимодействие в сфере нормативной составляющей правоохранительной системы.

В сфере правового регулирования организации работы нижнего (первичного) уровня ПОД/ФТ Банк России проявляет активность и тоже издает нормативные акты. Пример тому — указание Банка России от 28.07.2016 N 4088-У «О внесении изменений в указание Банка России от 15.12.2014 N 3484-У «О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Наряду с Росфинмониторингом и другие федеральные органы исполнительной власти тоже в пределах своих полномочий издают нормативные правовые акты. Например, такие нормативные акты издает Правительство РФ.

Применение экономическим субъектом системы внутреннего контроля регулируется 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В статье 19 «Внутренний контроль» говорится, что «…экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни». Также в 402-ФЗ сказано, что система внутреннего контроля должна быть и в тех организациях, бухгалтерская финансовая отчетность которых подлежит обязательному аудиту. При всей полезности, внутренний контроль может столкнуться с рядом ограничений, таких как: изменение экономической конъюнктуры или законодательства; превышение должностных полномочий руководством или иным персоналом экономического субъекта; сговор персонала; возникновение новых обстоятельств, находящихся вне сферы влияния руководства экономического субъекта; возникновение ошибок в процессе принятия решений, осуществления фактов хозяйственной жизни и бухгалтерского учета.

В соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» прямой обязанностью сотрудников является разработка правил внутреннего контроля. Разработка контрольных процедур является трудоемким процессом, который может повлиять не только на права и обязанности сотрудников, но и на решение руководителей компании о пересмотре бизнес-процессов, а также об изменении организационной структуры. Каждая организация должна иметь установленный порядок документального фиксирования информации; обеспечивать конфиденциальность информации, ее хранение и использование; устанавливать критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенности деятельности; квалификационные требования к ответственному лицу, к подготовке и обучению кадров. Федеральный закон 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» дает возможность не применять внутренний контроль при условии того, что бухгалтерский учет руководитель возьмет на себя. Но осуществление внутреннего контроля непосредственно руководителем не всегда является удачным решением в связи с тем, что контроль должен осуществлять материально не заинтересованный сотрудник, а у руководителя может возникнуть конфликт интересов.

Существуют рекомендации для корпоративного руководства по существенным аспектам организационного управления, деловой этики, финансовой отчетности, внутреннего контроля, управления рисками компаний и противодействия мошенничеству, которые разрабатывает COSO. Данная комиссия была создана по вопросам мошенничества с финансовой отчетностью.

COSO (The Committee of Sponsoring Organizations)— Комитет спонсорских организаций, который был учрежден в 1985 г. COSO был создан для изучения факторов, которые могут приводить к мошенничеству с финансовой отчетностью, а также для выработки рекомендаций для частных компаний и их независимых аудиторов.

COSO разработал общую модель внутреннего контроля, позволяющую организациям оценить собственные системы управления. В соответствии с системой COSO, внутренний контроль — это процесс, осуществляемый высшим органом управления предприятия, определяющим его политику, управленческим персоналом высшего уровня и всеми другими сотрудниками. Внутренний контроль обеспечивает достижение намеченных целей экономическим субъектом, например, таких как: соблюдение применимого законодательства и требований регулирующих органов; достоверность финансовой отчетности; целесообразность и финансовая эффективность деятельности..

Согласно системе СОSО к элементам внутреннего контроля относят: контрольную среду; оценку риска; сбор и анализ информации, а также передачу ее по назначению; мероприятия контроля; мониторинг и исправление ошибок. Контрольная среда, как категория, в основном применительна к экономическим субъектам малого бизнеса, важнейшей задачей которой является исключение повторения выявленных ошибок после проведенной процедуры проверки, а также злоупотребления ответственных лиц при осуществлении хозяйственных операций. Значительным отличием малого бизнеса является маленький штат сотрудников, который дает возможность уделять значительное внимание эффективности проводимых мероприятий по устранению выявленных нарушений. Внутренний контроль необходимо совершенствовать, расширяя сферу его применения в различных подразделениях компании. Такой процесс позволит принимать своевременные управленческие решения и препятствовать совершению критических ошибок. Данные функции при построении эффективной системы внутреннего контроля требуют наличия квалифицированного персонала с четко определенными должностными обязанностями. Таким образом, нормативная основа правового механизма внутреннего контроля — федеральные законы, нормативные акты Банка России и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Отметим, что единого нормативного документа регламентирующего внутренний контроль экономического субъекта в законодательстве РФ нет. Представляется, что необходимость в принятии такого нормативного акта в форме федерального закона уже назрела. Объем нормативных предписаний, устанавливающих необходимость осуществления внутреннего контроля (как эффективности деятельности, так и соблюдения публичных интересов) достаточно велик, однако эти предписания не представляют собой строгую иерархичную систему. В частности, законодательство не раскрывает в должной мере вопросы о полномочиях контролера (внутренней контрольной службы); допустимых методах и форме контрольных мероприятий, в том числе документальном оформлении внутренней контрольной работы; о взаимоотношениях контролера (службы контроля) с иными службами и подразделениями организации. Эти и другие моменты, касающиеся организации и осуществления внутреннего контроля, могут и должны быть урегулированы в едином документе, принятом в форме федерального закона «Об основах организации и осуществления внутреннего контроля в Российской Федерации». Принятие такого закона будет способствовать повышению значения внутреннего контроля, что в свою очередь позитивно отразится на состоянии законности в Российской Федерации.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *