Правовое регулирование перевозок железнодорожным транспортом

🙂

Скачать текст в WORD

В настоящее время основным нормативным правовым актом, регулирующим вопросы железнодорожной перевозки, является Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации. Наряду с ним вопросы перевозки в самом общем виде урегулированы Гражданским кодексом Российской Федерации.

Однако следует принимать во внимание, что одни и те же нормы Гражданского кодекса Российской Федерации касаются как железнодорожных, так и иных видов перевозок. Тем самым с учетом специфики формы перемещения грузов очевидно, что положения главы 40 ГК РФ определяют лишь отдельные дефиниции и формат ответственности сторон за ненадлежащее исполнение обязательств.

Кроме того, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, касающиеся перевозки, зачастую сформулированы следующим образом: устанавливается общее правило и вместе с ним содержится оговорка о возможности иного правового регулирования.

В частности, такой порядок является характерным для определения провозной платы. Статья 790 ГК РФ гласит, что размер платы за перевозку грузов определяется по соглашению сторон, однако иное может быть предусмотрено не только законом, но и иными правовыми актами.

Применительно к железнодорожным перевозкам размер вознаграждения перевозчика устанавливается в административном порядке органами исполнительной власти. Логика подобного правового регулирования вполне объяснима и связана с монопольным положением перевозчика в соответствующем сегменте рынка.

Указанное обстоятельство оказывает влияние и на многие другие аспекты железнодорожных перевозок и в конечном итоге фактически нивелирует важнейший гражданско-правовой принцип – принцип свободы договора.

Даже на современном этапе в Транспортном уставе железных дорог 1998 года содержалась формулировка, позволявшая утверждать о консенсуальности договора перевозки соответствующего вида. Так, ст. 31 вышеуказанного устава содержала следующую формулировку: «В соответствии с договором перевозки груза железная дорога обязуется своевременно и в сохранности доставить груз на железнодорожную станцию назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю, грузоотправитель обязуется оплатить перевозку груза». Таким образом, консенсуальный характер договора железнодорожных перевозок складывался исторически.

В настоящее время правоотношения грузоотправителя и перевозчика подлежат урегулированию в договоре об организации перевозок грузов, который дополняется составлением специальной заявки определенной формы. Совокупность норм, регулирующих составление приведенных документов, позволяет более четко сформировать представление о характере договора железнодорожной перевозки.

Однако анализ п. 1 ст. 791 и п. 1 ст. 794 ГК РФ позволяет утверждать, что составление заявки имеет факультативное значение, поэтому подача транспортных средств под погрузку должна осуществляться даже в ее отсутствие на основании заключенного договора об организации перевозок грузов [6].

В соответствии с п. 1 ст. 785 ГК РФ перевозчик обязан доставить переданный ему груз и передать его управомоченному грузополучателю. При этом о заключении договора перевозки груза свидетельствует выдача транспортной накладной.

Указанные законоположения позволяют квалифицировать договор перевозки как реальный [6], хотя в некоторых источниках по-прежнему сохраняется позиция о двойственности подобного договора и его возможном консенсуальном характере, по крайней мере, в случае если перевозчик берет на себя обязательство предоставить транспорт раньше, чем произойдет передача груза.

Безусловно, в рамках действующего законодательства составление и согласование заявки на перевозку груза является неотъемлемым элементом железнодорожных перевозок, что вполне логично, исходя из характера самого договора и фактических действий, подлежащих выполнению перевозчиком.

Железнодорожные перевозки предполагают согласование множества деталей, поэтому даже некоторые сторонники подхода о реальном характере подобного вида договоров полагают консенсуальную модель более приемлемой для участников гражданского оборота [8, с. 32].

Специфика железнодорожных перевозок состоит в том, что фактическим действиям по перевозке груза предшествует составление заявки особой формы. Применительно к данному факту высказывается позиция о том, что правоотношения, вытекающие из составления и подписания такой заявки, имеют договорную природу.

А.М. Соколов дополняет подобную точку зрения утверждением об отсутствии самостоятельности такого договора. Весьма сомнительно, с позиции автора, говорить при его наличии о возможности возникновения полноценных договорных отношений по железнодорожной перевозке груза [6].

В данном случае уместно сказать, что, согласно позиции Ю.В. Романца, договорное обязательство имеет смысл только при наличии устраивающего обе стороны экономического и правового результата [9, с. 92].

Изложение договорных условий в заявке на железнодорожную перевозку не позволяет достигнуть соглашения, представляющего собой конечный интерес для участников сделки. Очевидно, что сама по себе погрузка и заполнение вагона не имеют экономической ценности для грузоотправителя и перевозчика.

В этом контексте заявка на перевозку груза железнодорожным транспортом может быть расценена как предварительный договор применительно к п. 1 ст. 429 ГК РФ. Однако такая квалификация правоотношений будет являться, на наш взгляд, неверной.

Между тем, несмотря на изложенные обстоятельства, заявка на перевозку груза железнодорожным транспортом, как уже указывалось выше, не может порождать самостоятельного обязательства, а потому, по мнению А.А. Довгополова, Ю.А. Романовой, не может рассматриваться как самостоятельный договор, а является одной из важных составляющих к договору перевозки [10, с. 31].

Совокупность перечисленных обстоятельств приводит А.М. Соколова к выводу о том, что в рамках действующего правового регулирования договор перевозки груза железнодорожным транспортом является консенсуальным, однако подобная конструкция не может быть признана удачной и нуждается в корректировке. С этой целью ученый предлагает внести соответствующие изменения в п. 1 ст. 785 ГК РФ [6].

Резюмируя изложенное, следует отметить, что на сегодняшний день среди ученых-цивилистов нет единства во мнении относительно характера договора железнодорожной перевозки груза и его неотъемлемой составляющей – заявки на перевозку груза железнодорожным транспортом. На наш взгляд, заявка на перевозку груза представляет собой составной и необходимый элемент железнодорожной перевозки, однако не обладает характеристиками, позволяющими квалифицировать ее как самостоятельный договор или предварительный договор применительно к ст. 429 ГК РФ. Имея некоторые признаки, характерные для предварительного договора, заявка на перевозку груза тем не менее с юридической точки зрения обладает очевидными особенностями, поэтому подобная квалификация возможна только условно, при наличии значительного количества оговорок, определенных в рамках специального правового регулирования соответствующих правоотношений.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *