Понятие и принципы формирования системы межбюджетных трансфертов

Федеративное устройство Российской Федерации, наличие самостоятельных федерального, региональных и местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов предопределяет необходимость распределения и перераспределения бюджетных доходов между звеньями бюджетной системы Российской Федерации, осуществляемого с использованием различных инструментов, ведущее место среди которых занимают межбюджетные трансферты. Анализируя межбюджетные трансферты в качестве метода финансовой деятельности государства, необходимо отметить следующее.
Межбюджетные трансферты, согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ), определяются как средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Такое понимание межбюджетных трансфертов позволяет рассматривать их как в качестве бюджетных доходов, так и в качестве бюджетных расходов. Так, в соответствии со статьей 41 БК РФ дотации, субсидии и субвенции отнесены к доходам бюджета в виде безвозмездных поступлений. Статьей 69 БК РФ ассигнования на предоставление межбюджетных трансфертов отнесены к видам бюджетных ассигнований. Подобным образом межбюджетные трансферты рассматриваются и в литературе. Например, отмечается, что межбюджетные трансферты являются особым видом расходов бюджетов, в то же время межбюджетные трансферты рассматриваются как вид доходов. Оказание государственной поддержки другим бюджетам в различных формах относится к числу текущих расходов бюджета.
В экономической теории выделяются два основных типа межбюджетных трансфертов: обусловленные и необусловленные их целевым использованием. Первый тип представляет собой трансферты, которые предназначены для решения определенных задач и имеют заранее оговоренные условия финансирования. Целевые (долевые) трансферты используются, например, при распределении инвестиционной финансовой помощи. Необусловленные (нецелевые или широкоцелевые) трансферты отличаются тем, что их получатель вправе распоряжаться ими как собственными доходами. Главной задачей, которую ставит перед собой центральное правительство, предоставляя необусловленные трансферты, является выравнивание доходных возможностей регионов для предоставления базовых бюджетных услуг, обеспечивающих их стандартный уровень в регионах-реципиентах. Преобладающим типом межбюджетных трансфертов являются нецелевые трансферты, выравнивающие возможности нижестоящих властей по осуществлению текущих расходов на предоставление базового набора социальных услуг, к которым, как правило, относятся образование, здравоохранение, коммунальные услуги, охрана общественного порядка, услуги государственного управления.
Практика предоставления выравнивающих трансфертов определяется рядом факторов, к которым относятся:
степень горизонтальной несбалансированности бюджетной системы. Значительные масштабы социально-экономических и финансовых различий между регионами, как правило, приводят к необходимости проведения масштабной перераспределительной политики федеральных или субнациональных органов власти;
степень вертикальной несбалансированности бюджетной системы. Возникающий по ряду причин дисбаланс между закрепленными за субнациональными органами власти расходными полномочиями и собственными доходными источниками создает предпосылки для перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы.
степень бюджетной децентрализации, понимаемая как степень автономности нижестоящих органов власти в принятии налогово-бюджетных решений, определяет уровень диспропорций в уровне налоговых поступлений и объеме предоставляемых бюджетных услуг, необходимость проведения выравнивающей бюджетной политики;
общественное мнение относительно перераспределительной политики федеральных и субнациональных властей. Как правило, в странах с длительной историей унитарных высокоцентрализованных бюджетных систем общественное мнение склоняется к меньшей бюджетной автономии субнациональных органов власти и более активной роли центральных властей в сглаживании межрегиональных различий в бюджетной обеспеченности.
Влияние перечисленных факторов, а также трудности выравнивания капитальных и текущих расходов региональных и местных бюджетов в рамках единого трансферта обусловливают наличие нескольких форм межбюджетных трансфертов.
Согласно ст. 129 БК РФ, межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы предоставляются в четырех формах.
Межбюджетные трансферты из местных бюджетов, согласно ст. 142 БК РФ, представляются в форме:
дотаций из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений;
субсидий, перечисляемых из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;
субсидий, перечисляемых в бюджеты субъектов Федерации для формирования региональных фондов финансовой поддержки поселений и региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);
иных межбюджетных трансфертов.
В процессе перехода к новой системе межбюджетных отношений для того, чтобы разделение ответственности за осуществление расходов было эффективным, необходимо учитывать ряд принципов.
Во-первых, государственные услуги, положительный эффект которых проявляется в местном масштабе, должны обеспечиваться местными властями.
Во-вторых, услуги, оказываемые на благо нескольких территориальных образований, должны предоставляться на уровне области (субъекта Федерации).
В-третьих, услуги, положительный эффект которых проявляется в масштабах всей страны, должны предоставляться федеральными властями.
Именно эти принципы необходимо иметь в виду при рассмотрении вопросов оказания централизованной помощи отдельным регионам (субъектам Федерации). Соответствующий анализ позволяет также определять наиболее целесообразную форму помощи (дотации, субсидии, субвенции).

 

Оганян А.А. Понятие и принципы формирования системы межбюджетных трансфертов [Электронный ресурс]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *