Понятие взяточничества

Взяточничество – достаточно древнее явление в мире. По сохранившимся записям историков тех времен, взятки появились еще в Древней Руси, и сразу же с ними стали решительно бороться. Основным моментом зарождения взяточничества в государстве считается появление разветвленной системы государственных служащих. Так еще выдающийся персидский царь Дарий 1, правящий с 552 по 486 годов до н.э., создал специальную службу для борьбы с преступлениями, в том числе и взяточничеством, – «Глаза и уши царя». Работники этой службы были наделены правом казнить всех, кто посягал на нормальное функционирование государства.  В русских летописях XIII в. говорится про мздоимство. Первое правовое ограничение коррупции предпринял Иван III. А Иван Грозный – его внук, которого можно по праву назвать первым эффективным борцом со взяточничеством, впервые ввел смертную казнь как наказание за излишество во взятках. После царствование Ивана IV коррупция вернулась на свои места. С ней пытались бороться Петр I, при котором Россия погрязла в коррупции и долгах, Екатерина I, Павел I, Александр I др. правители. Последний российский царь Николай II издал новое Уголовное уложение, которое, если сравнить с предыдущими, было разработано тщательнее, в том числе в вопросах взяточничества: была введена новая формулировка «взяточничество». Но царь не смог исправить положение дел прошлых правителей. В Европе стали говорить: «Хочешь научиться воровать на службе, поезжай в Россию».  С наступлением Первой мировой войны ужесточилась борьба с коррупцией. В 1916 году был издан жёсткий закон, который в разы повысил санкции «за мздоимство и лихоимство». Но и это не принесло положительных результатов. Владимир Ленин также был непримиримым борцом со взятками. Он издал Декрет СовНарКома от 8 мая 1918 г. «О взяточничестве», в результате которого в стране впервые появились лица виновные в даче взятки, подстрекатели, пособники и все причастные к даче взятки служащие1.  Во времена Советского Союза коррупция считалась буржуазным пережитком и о ней было принято говорить, что по мере строительства социализма это явление «в нашем молодом государстве» постепенно исчезает.  Разные попытки инициировались всеми без исключения главами нашей страны, но больше всех достигли успеха всего лишь двое – Иван IV Грозный и Иосиф Виссарионович Сталин. Но им для этого пришлось обратиться к массовой жестокости по отношению к населению и принять «побочные эффекты» в виде непредумышленных пострадавших от такой антикоррупционной борьбы. Маловероятно, что похожие санкции возможны в рамках настоящего времени. С исторических времен и до настоящего времени взяточничество осталось актуальной проблемой во всем мире, а противодействие ей – острым вопросом всех государств. Взяточничество – основное и особо опасное коррупционное преступление, подрывающее принципы демократии страны, нарушающее безопасность общества, равенства членов этого общества и справедливость. Основной вред данного преступного деяния заключается в том, что оно разрушает государственную власть, делает ее хрупкой и слабой. Доверие к представителям такой власти постепенно теряется, а без доверия граждан власть и страна в целом не может нормально функционировать, проводить необходимую политику, реформы. Поэтому, подрывая уверенность к власти, взяточничество затрудняет воплощение общественных интересов, причиняет ущерб международному сотрудничеству, политике и т.д. Основной причиной возникновения взяточничества является желание представителей власти к прибыли с использованием своих властных полномочий. Существует также и другое множество причин: социальные, политические, экономические, психологические и другие. Стало быть, взяточничество стало общепринятым, постоянным явлением, приобрело грандиозный масштаб. 

Взяточничество и коррупция – явления взаимодополняемые, многие эксперты часто использует эти понятия вместе. Коррупция (в переводе с латинского «corrumpere» – растлевать и «corruptio» – подкуп, порча) – означает использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их продажность, что типично для мафиозных государств. С момента вступления в силу Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273 «О противодействии коррупции» впервые появилось и формулировка ей. Так, законодатель установил, что коррупция – это: 1. Злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. 2. Совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица. Взяточничество общий термин, содержащий в себе четыре состава преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в местных органах самоуправления – получение взятки (ст. 290 УК РФ), дачу взятки (ст.291 УК РФ), посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ) и новый, вошедший в Уголовный кодекс в 2016 году, состав – мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК РФ).

Как и все преступления главы 30 УК РФ, взяточничество покушается на нормальное функционирование аппарата управления, так как главным условием правильной работы данного аппарата выступает осуществление принципа законности, а именно законной оплаты служебной деятельности должностных лиц. Должностные лица обязаны действовать интересам службы и получать компенсацию за свою работу в государственных органах только в установленном законом порядке, не частным образом от отдельных граждан, заинтересованных в действиях или бездействиях должностного лица. Нарушения этого правила должностными лицами ведет к тому, что все чаще люди думают о всеобщей продажности чиновников.  Отношение ученых к такой формулировке взяточничества неоднозначно. Е.А Русецкий считает, что взяточничество – «это синтетическое понятие, одновременно и социальное и криминологическое, поэтому ее надо рассматривать не как конкретный состав преступления, а как совокупности родственных видов деяний против общества и государства.  Коррупция как социальное явление, характеризующееся подкупом государственных и иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей». По взглядам Манухиной Е.О. «Взяточничество – антисоциальное, общественно опасное явление, угрожающее национальной безопасности России, представляющее собой совокупность преступлений, совершенные публичными должностными лицами с использованием им своего должностного и фактического положения, имеющихся у них должностных и служебных полномочий, вытекающих из них возможностей, вопреки законным интересам граждан, общества, государства, государственной службы, служб в органах местного самоуправления, коммерческих и иных организациях, для личного обогащения или в иных личных узкогрупповых и корпоративных целях либо выразившихся в предоставлении им возможностей и средств для достижения указанных целей, а также совокупность самих таких лиц». Таким образом, взяточничество является наиболее опасным и распространенным видом коррупционных преступлений. Одно из основных проблем взяточничества – ее латентность. Это выражается в том, что как следствие, взятка дается лично, без свидетелей, возможно через посредников, правоохранительные органы недостаточно эффективно выявляют и расследуют данное преступление, а также личностью взяткодателя. Одной из причин, благоприятствующих коррупции является сам закон, который законодатель формулирует неоднозначно, «помогая» коррупционерам найти «лазейки» в нем, применив его по своему усмотрению и тем самым обогатиться. Устранить этот фактор можно только более четким определением. Одним из главных аспектов в понятии взяточничества – выявление круга субъектов коррупционных правонарушений. Основную группу организуют должностные лица, к которым законодатель относит лиц, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административнохозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Кроме того, в Уголовный кодекс был дополнен изменениями п.1 примечания ст. 285, путем добавления фразы: «государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям». С тех пор, руководители государственных компаний, государственных и муниципальных предприятий, акционерных обществ с государственным участием стали относится к разрядам должностных лиц. Данное новшество было введено изза того, что некоторых лиц нельзя было привлечь к уголовной ответственности, потому что по закону они не относились к должностными лицами, а считались лицами, выполняющие управленческие функции в коммерческих и иных организациях. Поэтому дополнения к примечанию ст.285 УК РФ оправдано. Но это далеко не исчерпывающий перечень лиц, которых следовало бы отнести к субъектам коррупционных преступлений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *