Тип государства — совокупность наиболее общих и устойчивых свойств, присущих государству, на определенном этапе его исторического развития. Тип указывает на сущность государства, позволяет понять тип организации гос. власти в определенный исторический период.
Следовательно, типология государства — это учение о типах государств, которое предполагает разграничение государств на исторические типы, позволяет выделить различные этапы процесса эволюции государства, понять причины перехода от одного исторического типа к другому.
Подходы:
1)Формационный подход — учение К.Маркса о формациях. Формация — эволюционирующее явление, основанное на определенном способе производства, который является материальным базисом общества. Согласно данному критерию история человечества делится на три периода:
- Архаический (первичный/доклассовое/догосударственное) — государство и право отсутствуют
- Экономический (вторичный/классовое/государственное) — труд — сознательная, но обусловленная внешней необходимостью деятельность человека. Характеризуется так же частной собственностью и разделением на классы
- Коммунистический (третичный/бесклассовое/безгосударственное)- труд- добровольная деятельность людей, государство отсутствует.
Экономический период в свою очередь подразделяется на общественно-экономические формации, в зависимости от господствующего эксплуататорского класса:
- Рабовладельческая. Основой производства была земля, Власть принадлежала небольшой группе знати, а остальное население было бесправно
- Феодальная. Земля — основа феодальных взаимоотношений. Сущность — насилие над крепостными крестьянами, но в отличие от рабов они уже обладают определенными правами
- Буржуазная. Капиталистическая формация, основой производства является получение прибыли. Основа эксплуатации- руководитель и подчиненный.
Данная теория предполагает так же наличие переходного состояния между вторичной и третичной формациями — социалистическое государство. Данное государство возникает в результате победы социалистической революции. Это организация политической власти трудящихся. Попытка создать такое гос-во была предпринята, но, покончив с частной собственностью на средства производства, оно не было способно создать новую экономическую систему (забыли про культуру, тоталитаризм).
2)Цивилизационный подход. В основе данного подхода лежит учение о цивилизациях — определенного состояние общества, которое оно достигло в процессе своего развития. Существует 2 учения о цивилизациях:
- Социокультурный подход — существует общая типология культуры и цивилизации. Цивилизация — достигшая своих пределов культура. Согласно А.Тойнби не существует единой цивилизации и вся наша история состоит из отдельных, сменяющих друг друга цивилизациях. По его мнению, одновременно может сосуществовать несколько различных цивилизаций. Первоначально существовало 21 цивилизация (первичные), они носили имперский характер, и гос-во выступало объединяющим фактором. Затем цивилизаций стало 13 (вторичные). Сейчас по мнению Тойнби существует всего несколько цивилизаций, причем самая развитая- Западная, а также возможно появление общемировой цивилизации.
- Универсалистский подход. Подразумевает единый процесс эволюции государств, что сближает его с формационным подходом. Выделяются 2 основные цивилизации:
- Традиционалистская — большинство государств, характерно слитность экономической жизни на отдельные сферы, а также главенство государства в публичной жизни (Восток).
- Техногенная — решающую роль играет применение новых технологий, постоянное развитие общественных отношений, политика — самостоятельный вид деятельности, а экономика — сложный многогранный процесс. Такие государства начали зарождаться в Западной Европе в 14-16 вв. Для них стало характерно универсальный характер общественной жизни, а также новый уровень мышления (протестантская этика)
3) Либертарный подход. Основную роль играет признание человека субъектом гос. власти (превращение человека из объекта права в субъект права), государство же является формой прогресса людей. Процесс развития государства является эволюционным:
- Этнический тип — деление людей на свободных (по этническим признакам) и рабов, являющихся субъектами права.
- Сословный тип — характерен для средневековья, свобода уже зависит от положения по сословию, но рабства уже не существует. Государство — наивысшее сословие.
- Индивидуалистический тип — гос-во признает права индивидов. Все люди — субъекты права. Это стало возможным благодаря обособлению частной жизни от публичной.
- Либеральное государство — вся социальная жизнь основана на саморегуляции. Государство не вмешивается в процессы, происходящие в обществе, что в конечном итоге приводит к крупным социальным потрясениям и переходу на следующий этап развития
- Демократически-правовое государство — доступ к власти всех людей, появление политических партий, народ становится источником власти
- Социально-правовое государство — еще большее увеличение прав населения
Основоположником данной теории является Гегель.