Понятие «пейзаж» в современном литературоведении

🙂

Скачать текст в WORD

Тесная связь человека с природой, местом его обитания  всегда волновала художников, поэтов и писателей, поэтому  пейзажу отводится особое место в русской литературе. Городской пейзаж способствует созданию образа лирического героя, выступает фоном, связанным с местом и временем действия, служит одним из средств воссоздания местного колорита, является важным слагаемым психологической характеристики героев, подчёркивает внутреннее состояние персонажей произведения, служит источником философских размышлений писателя, служит средством характеристики социальных условий жизни.

Пейзаж города – это его таинственные аллеи, сады и парки, а также дыхание времён года. Пейзаж помогает автору создавать определённую атмосферу произведения, помогает лучше понять героев, их мысли, чувства, намерения, восприятие мира. Пейзаж передаёт душевное состояние героя, так как то, что видит герой произведения, говорит о его внутреннем состоянии, о его переживаниях и волнениях.

         Описание пейзажа  –  это средство создания фрагмента языковой картины мира, воспроизведения второй реальности.

По мнению С. П. Белокуровой,  пейзаж –  это «описание природы как части реальной обстановки, в которой разворачивается действие, картина природы» [9, с. 158 ]. Также пейзажем в литературе называется изображение в произведении живой и неживой природы. С французского слово «пейзаж» переводится как «страна», «местность». Пейзаж необходим для того, чтобы обозначить место и обстановку действия. Чаще всего писатели изображают в своих произведениях природу. Эта традиция довольно древняя. Она возникла ещё в устном народном творчестве и широко использовалась в произведениях русской классической литературы 19 века.

Расмотрением  пейзажа в современном литературоведении занимаются такие учёные, как Р. А. Воронин, М. Н. Эпштейн, Р. С. Луценко,Л. М. Крупчанов,

Л. В. Мельникова, Е. Н. Себина и многие другие.

Пейзаж может быть степной, морской, горный, деревенский, лесной. Но на сегодняшний день в науке отсутствует единая классификация литературных пейзажей, что объясняется комплексностью и многогранностью пейзажа как жанра словесного искусства и возможностью различных подходов к его изучению.

Трудно себе представить литературное произведение, в котором бы отсутствовал пейзаж как важный элемент повествования или как фон, на котором разворачиваются события. Пейзаж играет важную роль как в прозаическом произведении, так и в лирическом, где он несёт на себе психологическую нагрузку текста. Природа воздействует не только на поступки, но и на психологическое состояние главных персонажей произведения.

В художественной литературе 19 века чаще всего встречается урбанистический пейзаж, воссоздающий городскую среду. Яркие примеры такого рода находим в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник», в произведениях

Н. В. Гоголя «Шинель», «Петербургские повести», в произведениях

Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», «Белые ночи», «Униженные и оскорбленные». Всюду воссоздан облик Петербурга. Сам город становится не только местом, где разворачиваются события, но и важным фактором, влияющим на внутренний мир героев.

         По мнению Л. М. Крупчанова, «пейзаж как один из содержательных и композиционных компонентов художественного произведения выполняет множество функций в зависимости от стиля автора, литературного направления, рода и жанра произведения, а также метода писателя» [34, с. 105 ].

         В художественном произведении изображение картин природы является неслучайным, так как они несут в себе определённую смысловую нагрузку, выступая в качестве эмоционального фона происходящих событий и отражая внутренний мир автора и его персонажей. К наиболее значимым функциям пейзажа можно отнести психологическую функцию, помогающую постичь внутренний мир героев, их душевное состояние, оказать психологическое воздействие на читателя, настроить его на определённую эмоциональную волну восприятия художественного текста; также пейзаж выполняет хронотопическую функцию, указывающую на место и время действия. В данном случае пейзаж служит для читателя неким ориентиром, благодаря которому можно наглядно представить, где и когда разворачиваются события; идейно-художественную функцию, состоящую в выражении философских, эстетических, социальных и этических взглядов. Пейзаж как важный компонент произведения принимает участие в раскрытии его темы и идейного содержания; выполняет функцию создания национального колорита, так как картины окружающего мира обладают национальным своеобразием.          Таким образом, пейзаж предстаёт как многофункциональный феномен, который впечатляет своей полифоничностью.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *