Понятие малого предпринимательства и его роль в экономике

🙂

Скачать текст в WORD

Малый бизнес (или по-другому малое предпринимательство) — это такая форма предпринимательской деятельности, которая не может быть осуществлена без поддержки и базируется на основе создания и управления малыми предприятиями, не состоящими в объединениях.

В настоящее время, малый бизнес в России, то есть, предприятиями малого и среднего бизнеса можно считать такие коммерческие организации и кооперативы потребительского характера, которые включены в государственный реестр юридических лиц, и сведения о которых представлены в реестре в полном объеме. Исключение составляют муниципальные предприятия, государственные организации и унитарные предприятия. Также в реестр могут быть внесены физические лица – в отдел реестра под названием единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, тогда физическое лицо считается частным предпринимателем, имеющим право ведения индивидуального бизнеса. Если его организация соответствует всем требованиям ФЗ, то он признается владельцем предприятия малого или среднего бизнеса. Таковыми считаются также фермерские хозяйства, крестьянские угодья в том случае, когда они соответствуют перечню требования[22, с. 94].

Малое и среднее предпринимательство — это любое зарегистрированное в реестре хозяйственное общество, партнёрство, производственный или потребительский кооператив, индивидуальное или фермерское крестьянское хозяйство.

Конституционный принцип, лежащий в основе сферы экономики — свобода экономической деятельности, где малое и среднее предпринимательство — это право каждого гражданина, если данная экономическая деятельность не запрещена.

Она должна быть самостоятельной и обычно направлена на получение прибыли от продажи товаров, пользования имуществом, оказания услуг или выполнения работ. Малое и среднее предпринимательство — это активный фактор конкуренции рынка, где основным принципом является поиск потребности и удовлетворение её.

Исследуя сущностные характеристики предпринимательства, Л.В. Гришаева Л.В., рассматривает современное предпринимательство как рыночную систему с большим количеством форм проявлений, факторов и параметров деятельности, способной принести прибыль.

Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А., Стародубцева Е.Б. дают следующее определение предпринимательству: «инициативная, самостоятельная, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность граждан, физических и юридических лиц, направленная на систематическое получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг»[24, с. 238].

Российский учёный-экономист Большаков А.С. рассматривает предпринимательство как «тип хозяйствования, базирующийся на инновационном поведении собственников предприятий, предпринимательские проекты[28, с. 58].

Как было сказано ранее, единого определения термина «предпринимательства», не существует. Но, отталкиваясь от собирательного значения всех понятий, очевидно, что формулировка сущности «малого предпринимательства» создана на их основе. Однако в определениях есть одно существенное различие — малый бизнес выделяет исключительно деятельность определённых субъектов рыночной экономики, установленных федеральным законом.

В связи с этим, малое предпринимательство — это предпринимательство, опирающееся на деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения

Малое предпринимательство является институтом, обеспечивающим занятость населения и образующим комфортную среду для проживания. Деятельность среднего предпринимательства основана на решении задач, связанных с обеспечением экономического роста и инновационного развития.

Для экономики в целом деятельность малых фирм является важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого предпринимательства специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должны стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы. Отрицательное влияние на развитие малого предпринимательства оказали последствия разразившегося в августе 1998 г. финансового кризиса[26, с. 157].

По роли в развитии экономики, решении социальных задач малое предпринимательство России значительно уступает малому предпринимательству в таких развитых странах, как США, Япония, ФРГ, Франция и др. Доля малых предприятий в основных экономических показателях России в 1997 г., по данным федеральной службы государственной статистики РФ.

Говоря о роли малого предпринимательства, опираясь на опыт развитых стран, можно сформулировать вывод, что поступательное развитие малого предпринимательства является важнейшим фактором успешного решения следующих проблем[25, с. 205]:

• формирование конкурентных цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);

• расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания;

• приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;

• содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;

• привлечение личных средств населения для развития производства. Партнеры на малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем на крупных;

• создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;

• более эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов, освоение различных видов ремесел, народных промыслов;

• вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);

• формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий (фирм, компаний);

• активизация научно-технического прогресса;

• освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;

• содействие деятельности крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создания вспомогательных и обслуживающих производств;

• освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

Все эти и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики России.

Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятость, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений — все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.

Малое предпринимательство весьма многообразно в своих проявлениях. В качестве оснований для классификации могут быть выбраны разные признаки – вид деятельности, форма собственности, число собственников, степень использования наемного труда и т.п.

По виду деятельности (или назначению) малое предпринимательство может быть разделено на[19, с. 63]:

— производственное,

— коммерческое,

— финансовое,

— консультативное и др.

При этом в рамках одной фирмы может осуществляться несколько видов деятельности: например, компания продает оборудование (коммерческое предпринимательство) и осуществляет консультационные услуги по его использованию (консультативное предпринимательство).

По форме собственности на имущество предприятия можно выделить частную, государственную и муниципальную собственность, а также собственность общественных организаций.

Для субъектов малого предпринимательства установлены ограничения на доли собственности, отличающейся от частной – суммарная доля участия в уставном капитале государства, муниципальных образований и общественных организаций не должна превышать 25%.

По числу собственников малые предприятия могут быть разделены на[22, с. 63]:

— индивидуальные,

— коллективные.

Индивидуальное предпринимательство имеет место, когда вся собственность принадлежит одному физическому лицу, коллективное – когда собственность принадлежит нескольким субъектам с выделением долей (долевая собственность) или без него (совместная собственность).

Следует отметить, что индивидуальное предпринимательство как вид предпринимательства не совпадает с одноименной организационно-правовой формой. Так, например, общество с ограниченной ответственностью может иметь единственного учредителя, и тогда это будет также индивидуальное (а не коллективное) предпринимательство.

По степени использования наемного труда различают предпринимательство[22, с. 65]:

— без наемных сотрудников (когда предприниматель работает сам),

— с наемными сотрудниками.

Различают организационно-правовые и организационно-экономические формы малого предпринимательства.

Организационно-правовые формы, предусмотренные законодательством, это[23, с. 263]:

— общества,

— партнерства,

— кооперативы,

— хозяйства (крестьянские или фермерские),

— индивидуальные предприниматели.

Признаки общества с ограниченной ответственностью:

— уставный капитал разделен на доли между учредителями;

— участники несут ответственность в пределах стоимостей долей.

Несколько реже малое предпринимательство реализуется в форме акционерного общества. Под акционерным обществом понимают общество, уставный капитал которого разделен на фиксированное число акций. Мера ответственности участников ограничивается стоимостью их акций.

Кооперативы бывают производственными или потребительскими. Производственный кооператив (артель) – это объединение граждан для совместной деятельности, базирующееся на их личном трудовом или ином участии.

Потребительский кооператив, строго говоря, относится к некоммерческим организациям. Однако потребительские кооперативы (если это оговорено в учредительных документах) могут вести предпринимательскую деятельность, а доходы распределять между членами.

Особенностью крестьянского (фермерского) хозяйства является осуществление деятельности в сельскохозяйственной сфере. При этом юридическое лицо может не создаваться, деятельность в таком случае ведется на основе соглашения между участниками. Главой хозяйства может выступать индивидуальный предприниматель. Индивидуальный предприниматель – это зарегистрированное в установленном порядке физическое лицо.

Организационно-экономическая форма в большей степени характеризует внутреннюю структуру предпринимательства (тогда как организационно-правовая – права и ответственность организации и ее участников перед внешними пользователями).

Различают[28, с. 37]: частнопредпринимательскую фирму, партнерство, корпорацию.

Частнопредпринимательская фирма характеризуется единоначалием, партнерство – участием нескольких равноправных партнеров (вносящих вклад в деятельность и управление). Форма корпорации более характерна для крупного бизнеса, когда множество участников (обычно – акционеров) практически не принимают участия в деятельности компании.

На современном этапе сложился целый ряд теорий, объясняющих природу предпринимательских функций и др.

Так, российские исследователи Афонин Ю.П. и Жабин А.П. конкретизируют содержание предпринимательской деятельности через перечень конкретных функций:

1) инновационное развитие;

2) менеджерская функция;

3) производственная функция;

4) управленческая функция.

Такой подход к трактовке функций предпринимательства отличает его ориентация на конкретного хозяйственного субъекта и ориентация на размеры (малое или средне предпринимательство).

Отдельные группы экономистов выделяют функции малого и среднего предпринимательства в масштабе  макросистемы – экономические и социальные группы функций. В их числе рассматривают:

— конкурентную функцию;

— инновационную функцию;

— функция занятости;

— формирующая функция;

— бюджетообразующая;

— функция налогоплательщика и др.

Обобщение международного и отечественного опыта, его сравнительный анализ позволили Рубе В. А. выделить две группы функций малого бизнеса: экономические и социальные функции. Причем рассмотрение данных функций необходимо осуществлять в  их взаимосвязи в рамках макросистемы. К экономическим функциям исследователь относит[25, с. 72]:

1) удовлетворение спроса потребителя;

2) воспроизводство трудового потенциала и базовых отношений рыночной экономики;

3) занятость и доходы населения;

4) инновационные процессы в отрасли;

5) формирование конкурентной среды.

К социальным функциям предпринимательства относит:

1) самореализация предпринимателя;

2) выравнивание доходов. Таким образом, малое предпринимательство – это один из ключевых элементов, влияющих на состояние экономики страны и отдельно взятых её регионов. Его развитие способствует развитию экономического сектора, увеличению среднего класса, появлению новых рабочих мест, разработке новых технологий, созданию конкурентной среды. В литературе нет единого мнения, объясняющего природу функций выполняемых малыми и средними предприятиями, но вместе с тем, данные виды деятельности носят социально-экономический характер. Необходимость малого и среднего бизнеса с точки зрения его функций объясняется его влиянием на экономический рост и воспроизводство социального потенциала.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *