Понятие «компетенция» и связанные с ним методики многие организации используют, по меньшей мере, 20 лет. Система компетенций предоставляет инструментарий для создания такого набора критериев, который четко соединяет широкий спектр конкретных видов деятельности с существующими методами управления персоналом. Набор критериев управления персоналом в общем случае дает две возможности:
- возможность создания универсального языка для описания результативности работы компании. А универсальный язык помогает установлению взаимопонимания между работниками разных отделов и различных уровней организации. Например, можно создать единое понимание: кто такой хороший руководитель и что значит эффективная работа в команде;
- возможность достижения высокого уровня согласованности при оценке работника, при отборе кандидатов на поощрение. Иными словами, все эксперты будут одинаково понимать оцениваемые качества работника и знать, что и как необходимо оценить, а что можно проигнорировать.
Определение понятие «компетенция» часто путают с «компетентностью», хотя это совсем разные понятия:
- Способности для решения рабочих задач и для получения необходимых результатов работы – называют компетентностью.
- Способности, отражающие необходимые стандарты поведения в организации – называют компетенцией.
В практическом применении во многих случаях компетентность и компетенции объединяют и включают в него результаты работы, задачи, и поведение. Тем не менее, в настоящем исследовании мы будем связывать понятие компетенции с проявлениями человека именно в поведении, а именно:
- модели поведения,
- ценностные и волевые установки,
- индивидуально-личностные и эмоциональные проявления,
- знания и навыки.
При этом социальные роли человека, к примеру, среди своих близких и на работе могут значительно отличаться, а, значит — отличаются и модели поведения, поэтому и компетенции будут кардинально отличаться. По этой причине нужно быть аккуратным и оценивать именно поведение работника, а не его личность.
Смотрите так же:
Структура компетенций
Модель компетенций
Разработка модели компетенций
Внедрение компетенций