Понятие «интерактивное взаимодействие» и его характеристика

Закономерно в новых компетентностно-ориентированных государственных образовательных стандартах для школы и вуза меняются цели образования, где на смену передачи учащимся знаний в готовом виде, приходит обучение самостоятельному их поиску, осознанному приобретению навыков и умений [[1]]. Способность запоминать большой по объему материал уступает место развитию умений рассуждать, оценивать, сравнивать информацию, находить ее в различных источниках, выделять главные и второстепенные моменты, а при необходимости, интерпретировать полученный результат. Подобное переосмысление целей и ценностей образования обусловлено высокими темпами развития научно-технического прогресса, при котором знания быстро устаревают, и возникает необходимость их постоянного обновления. Следовательно, назрела необходимость перехода от традиционной формы обучения, при которой учащийся пассивно воспринимает информацию, к интерактивной форме, при которой он активен и взаимодействует со всеми участниками образовательного процесса. При этом очевидно, что подготовка будущих конкурентоспособных, инициативных, творчески мыслящих специалистов должна начинаться на школьной скамье, когда происходит формирование основных личностных качеств, и продолжаться в вузе средствами интерактивных технологий обучения, способствующих развитию интерактивного взаимодействия субъектов образовательного процесса [[2], С. 129].

Скачать материал в формате WORD (только после авторизации)

Интерактивное обучение – сравнительно новое направление в педагогике, которое начало активно развиваться в конце 20 века. В современной педагогической теории интерактивное обучение характеризуется как «обучение, погруженное в процесс общения», основанное на взаимодействии учащихся друг с другом и преподавателем [[3], С. 345].

Ключевым понятием в рамках интерактивного обучения является интерактивное взаимодействие. Его природа, организационные и функциональные особенности рассматриваются в исследованиях Л.В. Байбородовой [], ]С.С. Кашлева [], М.В. Кларина [], Н.В. Назарова [].

Для осмысления феномена интерактивного взаимодействия следует обратиться к понятиям «взаимодействие», «интеракция», «интерактивное взаимодействие».

В философии «взаимодействие» является одной из базисных категорий, оно отражает процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и изменение их состояния [[4], С. 93].

В психологии «взаимодействие» обозначает процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь, а также непосредственную организацию совместных действий, нацеленных на реализацию общей для членов группы деятельности [[5]].

Социология отождествляет понятия «взаимодействие» и «интеракция», определяя последнее как взаимодействие, взаимное влияние людей или воздействие групп друг на друга [[6]].

Часть ученых не находят различий между процессами взаимодействия и общения, объясняя их как коммуникацию или обмен информацией. Другие же рассматривают отношение между взаимодействием и общением как отношение формы и содержания некоторого процесса. Так, например, Г.М. Андреева говорит о связанном, но самостоятельном существовании общения как коммуникации и взаимодействия как интеракции [[7]].

Мы разделяем точку зрения Г.М. Андреевой и под взаимодействием понимаем «ту сторону общения, которая направлена на организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность, выработать формы и нормы совместных действий» [[8], с. 66]. Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между общающимися субъектами не только в обмене информацией, знаниями, но и действиями.

В педагогической литературе интерактивное взаимодействие рассматривается как способ познания, который осуществляется в формах совместной деятельности обучающихся, причем все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, делятся получаемой информацией, сообща, коллегиально находят способы решения задач, моделируют ситуации, погружаясь в атмосферу делового сотрудничества (А.Е. Авдюкова [], Л.В. Байбородова [], С.Л. Братченко [], В.В. Горшкова [], С.С. Кашлев [], Н.В. Назаров [], А.А. Полякова [], Н.Ф. Радионова [], В.В. Сериков [], Н.Е. Щуркова [] и др.).

Так С.С. Кашлев понимает интерактивное взаимодействие как процесс обмена деятельностями между педагогом и учащимися, цель которого заключается в изменении, совершенствовании моделей поведения и деятельности участников. Атрибутами данного процесса выступает личный контакт, наличие общей цели, ожидаемый результат деятельности, планирование, контроль, коррекция и координация действий, разделение общей деятельности между участниками и как следствие рождение межличностных отношений. Согласно позиции ученого, отличительными признаками интерактивного взаимодействия выступают полилог, диалог, мыследеятельность, смыслотворчество, межсубъектные отношения, свобода выбора, создание ситуации успеха, позитивность и оптимистичность оценивания, рефлексия [Кашлев].

Скачать материал в формате WORD (только после авторизации)

Как видно, интерактивное взаимодействие неразрывно связано с проявлением субъектных качеств личности – самостоятельности, активности, познавательного интереса, рефлексии, что, безусловно, позиционирует его источником развития личности и повышения качества образования в целом [[9], С. 167].

В обозначенном контексте Е.Д. Платова раскрывает структуру интерактивного взаимодействия, представленную ценностно-смысловым, когнитивным, праксиологическим и рефлексивным компонентами, что дает основание для уточнения сущности исследуемого явления. Закономерно интерактивное взаимодействие определено как «процесс совместной деятельности, основанной на системе ценностных ориентаций и личностной рефлексии совокупности знаний (о природном и социальном мире, о языковой системе, о самом себе, об интерактивном взаимодействии), интерактивных умений (коммуникативных, креативных, рефлексивных) и способов действий, обеспечивающих установление в коммуникативном пространстве субъектно-субъектных отношений» [Платонова, С.12].

Анализ исследований отечественных ученых позволяет предположить, что для осуществления интерактивного взаимодействия необходимы следующие условия [[10], С. 131]:

– равноправные партнерские отношения, что буквально обозначает учитель и ученик равны;

– уважительное отношение к партнеру и его точке зрения, что выражается в умении слушать и слышать друг друга;

– активность участников;

– актуальная проблемная ситуация, так как «не затрагивающая» учебная ситуация не вызовет желания активного общения, а значит не будет и взаимодействия;

– наличие четкой структуры: мотивация формирования нового опыта, его осмысление, применение и рефлексия [[11]], [[12]], [[13]].

Формой интерактивного взаимодействия выступает образовательный диалог, в рамках которого происходит взаимообмен информацией, взглядами, мнениями и формирование социального опыта. Основу диалога составляет проблемная ситуация, имеющая все необходимые атрибуты: рассогласование в уровне информированности, дефицит ориентировочных основ действия, целостного представления о ситуации. Диалогическая ситуация характеризуется не только объективной проблемностью, но и значимостью самого факта обнаружения этой проблемности для субъекта. Вести диалог – значит приобщать другого к своей проблеме.

В образовательном интерактивном диалоге ставятся и решаются познавательные речемыслительные задачи, связанные с преобразованием самого субъекта учебной деятельности, задачи, вытекающие из потребности становления Я-концепции. Развитие умений интерактивного взаимодействия в таком диалоге обеспечивается при парной и групповой формах организации обучения.

Скачать материал в формате WORD (только после авторизации)

Е.И. Пассов рассматривает группу как «определенное количество учащихся, временно объединенных учителем в целях выполнения учебного задания и имеющих общую цель и функциональную структуру» [[14], С. 246]. Именно в группе школьников и студентов возможна реализация одного из основных правил интерактивного взаимодействия – каждый должен быть вовлечен по мере сил и возможностей в совместную работу. Выполняя учебную задачу в группе, партнеры учатся понимать и поддерживать друг друга, что способствует укреплению их межличностных отношений, повышению делового статуса каждого [[15], С. 131]. Критерии комплектования групп могут быть разными, например, по уровню обученности, интересам, умению выполнять определенные задания, по степени работоспособности. Поскольку развитие интерактивного взаимодействия требует соблюдения принципа дополнения друг друга, то, взаимодействуя в группе, учащиеся будут делиться личным опытом: один знаниями, другой умением выделять главное и видеть проблему, третий умением организовать работу, а четвертый положительным настроем и способностью улаживать возможные разногласия и спорные ситуации. Это важный момент, так как в ходе работы групп возможны расхождения во мнениях и недопустимо превращение разногласий в конфликт.


[1] Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://standart. edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408. (Дата обращения: 17.05.2019)

[2] Осиянова О.М. Развитие интерактивного взаимодействия учащихся в компетентностно-ориентированном образовании / О.М. Осиянова, М.А. Пфейфер // Вестник оренбургского государственного университета. – 2015. – №2 (177). – С. 129-134

[3] Pica, T. Language Learning through Interaction. What role does gender play? / T. Pica, L. Holiday, N. Lewis, D. Berducci, J. Newman // Studies in Second language Acquisition. – 1991. – №13. – P. 343–346

[4] Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – Москва: Республика, 2001. – 719 с

[5] Бодалев, А.А. Психология общения. Энциклопедический словарь под общ.ред. А.А. Бодалева. – Москва: КогитоЦентр, 2011. – 600 с

[6] Социологический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://encdic.com/sociology/Interakcija-2508. html. (дата обращения: 17.05.2019)

[7] Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – Москва: Аспект Пресс, 2008. – 363 с

[8] Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – Москва: Аспект Пресс, 2008. – 363 с

[9] Осиянова О.М. Развитие интерактивного взаимодействия как ресурс повышения качества образования в поликультурном пространстве многонационального Оренбуржья / О.М. Осиянова // Стратегические направления развития образования в Оренбургской области. – 2017. – С. 166-174

[10] Осиянова О.М. Развитие интерактивного взаимодействия учащихся в компетентностно-ориентированном образовании / О.М. Осиянова, М.А. Пфейфер // Вестник оренбургского государственного университета. – 2015. – №2 (177). – С. 129-134

[11] Кашлев, С.С. Технология интерактивного обучения / С.С. Кашлев. – Минск: Белорусскийверасень, 2005. – 176 с.

[12] Кларин М.В. Инновационное образование: уроки «несистемных» образовательных практик / М.В. Кларин // Образовательные технологии. – 2014. – №1. – С. 19-29

[13] Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение / А.П. Панфилова. – Москва: Издательский центр «Академия», 2009. – 192 с

[14] Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е.И. Пассов. – Москва: Русский язык, 1989. – 276 с

[15] Осиянова О.М. Развитие интерактивного взаимодействия учащихся в компетентностно-ориентированном образовании / О.М. Осиянова, М.А. Пфейфер // Вестник оренбургского государственного университета. – 2015. – №2 (177). – С. 129-134

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *