Понятие и виды экономического кластера

🙂

Скачать текст в WORD

В 1990 году американский экономист и профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Юджин Портер ввел в обращение и популяризировал термин «Кластер» по отношению к отраслям и предприятиям в рамках своей монографии «Конкурентные преимущества нации» и концепции «Конкурентный ромб», которые являются наиболее популярными среди исследований в области национальной и региональной конкурентоспособности. Понятие «Кластер» (с англ. концентрация, скопление) раньше широко использовался в различных естественных науках. Впервые это понятие начало применятся в математике в конце 1930-х гг., когда был выражен аппарат кластерного анализа многомерных данных. А в неорганической химии, например, кластерами называли класс химических соединений, которые состояли из различного числа атомов переходных металлов. Физика кластеров – динамически развивающееся направление современной физической науки. В научно-образовательной деятельности часто применяются вычислительные кластеры однотипных компьютеров, которые объединены диспетчерской системой, для разрешения трудоёмких вычислительных задач.

Важно заметить, что понятие «Кластер» использовали и советские, и российские ученые, такие как Л. В. Смирягин и А. П. Горкин, а также шведские экономисты Л. Линдмарк и К. Фредрикссон, которые в 1970-х гг. обозначали в пространстве скопления предприятий.

Портер использовал данный термин далеко не первый, в чём он сам признается, ссылаясь на работы известных экономистов, которые в 1890-1950-х гг. исследовали процессы концентрации производства, А. Лёша, А. Маршалла и других выдающихся экономистов.

В настоящее время есть немало видов и определений кластеров, они имеют различия по направленности и по масштабам, но в общем содержание кластеров довольно общее: кластер – это группа географически локализованных взаимосвязанных предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, инфраструктуры, специализированных услуг, вузов, научно-исследовательских институтов и других организаций, которые являются комплементарными и увеличивают конкурентные преимущества отдельных организаций и кластера в общем.

Взаимодействие организаций и предприятий, которые входят кластер, — это симбиоз кооперации и конкуренции, т.е. происходит непрерывный взаимообмен инновациями, кадрами, технологиями, а также реализовывается коллективное использование инфраструктуры, услуг и рекламно-маркетинговое продвижение.

Термин «кластер» применяют в целях практической деятельности и анализа.

В целях практической деятельности кластер – это объект содействия в рамках стратегий регионального развития. Разработчики часто предвидят меры по формированию и развитию кластеров и предполагают, что кластеры увеличивают важнейшие показатели фирм в данном регионе, такие как: производительность, прибыльность, конкурентоспособность, внедрение новых технологий и другие.

В целях анализа кластер – это альтернативный объект изучения прогнозирования, и не только, для отдельной организации или для отрасли в целом.

Значительная часть организаций и предприятий, которые входят в кластер, — это самостоятельные хозяйствующие субъекты. Среди данных субъектов существует конкуренция и кооперация, которые являются основополагающими факторами развития кластера. В связи с систематическими внутрикластерными разногласиями и последующими конфликтами система увеличивает свои шансы на участие в глобальной конкуренции. Параллельно с этим совершается распространение различных инноваций, технологий, в том числе организационных, и ноу-хау по всей системе взаимосвязей внутри кластера.

Указанные инновации оперативно оказываются фактором производства в организациях, пересматриваются и дорабатываются согласно рыночной стратегии развития конкретных предприятий, а также способствуют инновационному развитию. Стабильное взаимодействие, а также обмен информацией, внутри кластера содействуют принятию и распространению внутренних систем ограничений, которые выражаются в стандартных процедурах (например, процедура одобрения субконтрактного производства). Популяризация инновационных технологий и различных типовых процедур оказывает влияние на развитие системы квалификации специалистов и облегчает передвижение персонала между хозяйствующими субъектами, что приведет в будущем к распространению знаний.

Фактор инновационной ориентированности — существенная отличительная черта кластера в общей модели различных производственных и кооперационных взаимодействий субъектов хозяйствования. Создаются кластеры, обычно, там, где предвидится «шаг вперед» в области технологии производства и техники, что, как правило, приводит к дальнейшему выходу на новые «рыночные ниши». В связи с этим активно используется «кластерный подход» экономически развитыми странами, а также только приступившими к формированию рыночной экономики, в поддержке высокоперспективных форм и направлений предпринимательской деятельности, в регулировании своих национальных инновационных систем (НИС).

Отрасли промышленности, который входят в кластеры, в большинстве своем группируются в зависимости от степени межотраслевой циркуляции знаний и продукции, включая:

техническое взаимодействие, которое выражено в использовании научных достижений и результатов в нескольких смежных отраслях и в общих исследовательских проектах, в освоении патентов и патентовании.

потоки технологий, которые определены взаимодействием между производителями товаров и их пользователями, а также приобретением данных продуктов и промежуточных товаров в других отраслях;

мобильность персонала между сегментами кластера с целью распространения лучших управленческих достижений.

В мировой практике возникла тенденция, которая присуща крупным компаниям, — это сосредоточение на стратегических направлениях деятельности с производством преимущественно промежуточных продуктов и сферы важнейших услуг другим предприятиям, в том числе – малым (субконтрактная модель производства). Всё это объясняет, почему возникновение кластеров оказывает сильное влияние на малый бизнес и способствует достижению им нового качественного уровня управления, технологии и организации производства во всех сферах хозяйственной деятельности, а также его промышленно-инновационной ориентации.

Бизнес имеет особые преимущества от развития кластера. Эти преимущества состоят в снижении издержек и увеличении эффективности в текущей деятельности и освоении рынков, в повышении инновационного потенциала при производстве новых продуктов и использовании новых технологий.

Компании оказываются в выигрыше от «членства» в кластере посредством:

качество и доступность специализированного сервиса;

увеличение эффективности системы поставок сырья и комплектующих, а также более успешного применения субконтрактации;

доступа к разного рода финансовым ресурсам (например, источники рискового финансирования для новых технологических компаний в кластере информационных технологий);

доступности производительных специализированных человеческих ресурсов;

организация системы, которая сможет выявить риски формирования и коллективные выгоды формирования общего видения и продуктивной стратегии развития кластера;

доступности и качества возможностей для проведения НИОКР;

построения сети формальных и неформальных отношений, в целях передачи рыночной и технологической информации, а также опыта и знаний;

возникновение системы взаимоотношений бизнес – власть.

Стандартный кластер включает в себя малые и средние по размеру компании, каждая из которых не получает особых преимуществ от конкуренции с другой компанией, которая также входит в кластер (в противоположность немногим группам компаний на олигополистических рынках). Параллельно с этим компании, входящие в кластер, имеют выгоду от компактного расположения, которое связано с применением специализированных ресурсов (присутствие на этой территории персонала с высокой квалификацией и специфичной инфраструктуры является важным и необходимым условием для осуществления данного бизнеса). Благополучное развитие кластеров подразумевает массовое производство, которое, как правило, ориентировано на мировой рынок. В данном смысле развитие кластеров требует существенной интеграции территории в более обширное экономическое пространство.

На сегодняшний день существует масса признаков, объединяющих компании в кластеры по различным причинам. К главным параметрам относятся капитал, трудовой потенциал, отраслевая принадлежность, географическое положение и т.д.

В настоящее время в литературе существует несколько классификаций типов кластеров:

Географические (региональные);

Межотраслевые;

Мегакластеры (образованные сетью кластеров, характеризующихся высокой степенью агрегации, которые относят к разным секторам экономики);

По характеру структурообразующей организации кластера.

Данная классификация не является устоявшейся, она довольно противоречива и требует систематизации и дополнений. Рассматривая кластер с точки зрения системного анализа, выделяют ключевые аспекты: состав и внутренняя структура элементов, взаимодействие между элементами, внешние связи системы.

В соответствии с системным подходом, существует следующая классификация:

Степень однородности (концентрации на основном бизнесе).

Граница классификации – отраслевой кластер. Все компании имеют схожий основной бизнес, — межотраслевой кластер, т.е. нельзя отчетливо установить основную сферу их деятельности.

Степень связности.

Граница – группа предприятий, которые взаимодействуют друг с другом, составляют общие технологические цепочки и имеют один орган управления, — группа предприятий, конкурирующих друг с другом.

Степень участия центров генерации инноваций.

Граница: кластер, который формируется на базе университетов и научных центров — центры генерации инноваций принадлежат отдельным компаниям — центры генерации инноваций отсутствуют.

Степень зрелости.

Зарождающиеся кластеры; зрелые или сформировавшиеся кластеры; кластеры на стадии распада (кризиса).

Степень значимости (масштаб кластера).

Региональный, национальный, транснациональный кластер.

Существует еще одна довольно распространенная классификация кластеров:

«Маршаллианские» кластеры – небольшие компании, функционирующие в одной отрасли, применяют экономию масштаба с помощью коллективного (в будущем – компактного расположения) использования общих ресурсов. Это характерно, например, для швейных предприятий в Турции, обувных производителей в Италии и др.

«Ступицы и спицы» (hub-and-spoke) или «радиальные» кластеры. Данные кластеры основывают крупные сборочные производители (например, в Северной Италии). Основная цель таких кластеров заключается в том, что крупные фирмы (в одиночку или во взаимодействии) выполняют роль «центра» или «корневого бизнеса» для региональной экономики. При всё при этом взаимоотношения между прочими компаниями и «центром» могут быть как жесткими, так и слабыми, но, как правило, связи имеют иерархический характер, где доминирует «центр». Главный механизм существования данного вида кластеров – аутсорсинг и субконтрактация.

«Спутниковый» кластер – это совокупность компаний, которые нацелены на поставку предприятию внешнему по отношению к кластеру. Данный тип кластеров, как правило, появляется в результате благополучной политики привлечения иностранных инвестиций в регион (перемещение производства комплектующих). Предприятия в таких кластерах относительно независимы от конкурентов в регионе и других производителей, которые находятся в той же технологической цепочке. Конкуренция между «спутниками» ограничена, так как чаще всего они производят разную продукцию.

«Прикованный к государству» кластер (state anchored cluster) – экономическая активность в регионе привязана к государственному предприятию (оборонный завод, университет, военная база, или органу государственного управления, который связан с государственным (оборонным) заказом. К данному типа также относят технопарки, которые открыты по инициативе государства.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *