Понятие и особенности развития межнациональных конфликтов

Скачать текст в WORD

Межнациональные отношения представляет собой сложное явление в

силу их многоаспектности. Это система связей между разными народами и

нациями, которые функционируют в рамках национально –

территориального гражданского сообщества, многонационального

государства. Естественная природа межнациональных отношений такова, что

могут возникать их обострения. В настоящие время причинами обострения

межнациональных отношений являются противоречия между тенденциями в

процессах распада или же слияние этносов, а также противоречия между

усиливающимися интернационализацией, универсализацией различных сфер

жизнедеятельности народов и их возрастающим стремлением сохранить

свою политическую независимость и этнокультурную самобытность.

21

Специалисты Ю.М. Антонян и М. Д. Давитадзе выделяют следующие

объективные причины обострения межнациональных отношений в России:

1) последствия деформаций национальной политики и ошибок в

ней, неудовлетворенность, вражда, соперничество;

2) недовольство различных слоев населения экономической

ситуацией в стране, которое канализируется в сфере межнациональных

отношений;

3) ослабление государственных институтов, неспособных

сдерживать межнациональную вражду и регулировать конфликты;

4) устаревшая структура государственного устройства, ослабление

тех основ, на которых создавалась федерация при советском режиме. В

условиях социальной и национальной неудовлетворённости на авансцену

часто выступают силы, преследующие корыстные цели, пытающиеся разжечь

междоусобицу и дестабилизировать обстановку. Противоречия

межнациональных отношений лежат в сфере экономики, политики,

духовности. Причины обострения межнациональных отношений могут быть

как общими, так и специфическими.

21

Политика постоянно должна учитывать реально существующие и

развивающиеся межнациональные отношения вне зависимости от того в

какой сфере она осуществляется. К политики обязательно относятся

вопросы межнациональных отношений, «как национальное самоопределение,

сочетание национальных и интернациональных интересов, равноправие

нации, создание условий для свободного развития национальных кадров».

Если посмотреть на статистику, количество межэтнических и

межнациональных конфликтов в России, в том числе в микромасштабе,

другими словами при участии малой группы лиц, растет с каждым годом.

Безусловно, данный процесс в особенности связан с миграции. Так, по

данным Центра исследования межнациональных отношений Института

21

Антонян Ю.М. Этнорелигиозные конфликты: проблемы, решения / Ю.М. Антонян, М. Д. Давитадзе:

учебное пособие — М.: 2004. — С.28.

22

социологии РАН, 68%

22

россиян раздражают представители других

национальностей, в большей степени мигранты из республик Закавказья и

Средней Азии. С мнением, что русский национализм антиэмиграционный,

соглашается и Владимир Малахов, профессор Московской высшей школы

социальных и экономических наук, ведущий научный сотрудник Института

философии РАН.

23

Проблемный вопрос государственного регулирования

межнациональных отношений в нынешнее время приобретает все большое

значение, становится предметом пристального внимания международных

организации, государственных и политических деятелей, правительств и

парламентов, общественности и ученных. Межнациональные отношения- это

разновидность общественных отношений. И поэтому на их государственного

регулирование распространяются те же основные принципы, которые

используются при регулировании общественных отношений в целом. Наряду

с этим особенность межнациональных отношений (их территориальная,

духовная и другая определенность) требует при подходе к ним особой

деликатности, обязательную осторожность как со стороны правоприенителя,

так и со стороны законодателя. В таком многонациональном государстве

роль целесообразного государственного регулирования усиливается

многократно, что показывает необходимость создания концепции

государственной безопасности как системы «взаимоувязывания»

государственных и национальных интересов.

Поэтому в демократическом правовом государстве посягательство на

возбуждение национальной или расовой вражды, расовое равноправие,

территориальное единство государства, деятельность любых объединений

граждан, политических партий, направленная, розни или пренебрежения,

применение насилия на национальной почве должны признаваться

22

ДВАДЦАТЬ ЛЕТ РЕФОРМ ГЛАЗАМИ РОССИЯН [Электронный ресурс] Доклад ИС РАН.-URL:

http://polisnew.isras.ru/files/File/2011/6/10.pdf ( дата обращения: 20.11.12).

23

Русская планета: «В основе русского национализма — травма от распада СССР» [Электронный ресурс]

Интервью с этнологом В.А. Малаховым. -URL: http://rusplt.ru/society/v-osnove-russkogo-natsionalizma-travma-ot-raspada-sssr-14529.html (дата обращения: 22.10.2014).

23

противозаконными. Политическое, юридическое и экономическое равенство

наций ведет к партнерству и гармонизации в межнациональных отношениях.

Россия многоконфессиональная и многонациональная страна, и

поэтому межнациональные отношения в таких условиях имеют два главных

значения. Первое то что, межнациональные отношения – это общественные

связи нации, народности с государством. Второе, они выполняют связующую

роль одного народа, нации с другими нациями, народностями,

составляющими федеративный государственный союз. Все это определяет

появление в процессе правового регулирования межнациональных

отношений двух основных тенденций в их развитии: народного,

национального суверенитета и государственного суверенитета.

Межнациональные отношения включают в себя много аспектов

представляя собой сложное системное явление. В них входят две ключевые

разновидности:

24

  • отношения между разными нациями-государствами.
  • отношения между разными национальностями внутри одного

государства.

Формы межнациональных отношений:

  • Мирное взаимодействие.
  • Этнический конфликт.

Способы мирного взаимодействия:

межнациональное отношение государственное регулирование

  1. Этническое смешивание –это образование одной нации путем

стихийного смешивание через межнациональные браки несхожих между

собой этнических групп на протяжении нескольких поколений. В пример

можно привести многих башкир и татар, проживающих в Центральной

России, которые за многие сотни лет потеряли свои изначальные черты. Как

раз это связана с межнациональными браками.

24

Гусаева К.Г. Межнациональные отношения как форма социального взаимодействия / К.Г. Гусаева //

Политика и общество. – 2012. – № 1. – С.57.

24

  1. Этническое поглощение (ассимиляция) — представляет собой

почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в

другом. Истории известны мирные и военные формы ассимиляции. Россия и

Восточная Сибирь — пример мирного пути, а древние империи, завоевавшие

соседние народы, например, США и индейские племена Калифорнии и

северо-запада Северной Америки, служат образцом немирного пути. В одном

случае захватчики растворяли в себе покоренные народы, в другом — сами

растворялись в них. В насильственном сценарии более крупная нация

запрещает другим использовать родной язык в публичной жизни, получать

образование на нем, закрывает книжные издательства и средства массовой

информации.

Культурный плюрализм — это показатель успешной адаптации

(приспособления) человека к чужой культуре без отказа от своей

собственной. Успешная адаптация предполагает овладение богатствами еще

одной культуры без ущерба для ценностей собственной.

В современном мире просматриваются две взаимосвязанные тенденции

в развитии наций.

  1. Основные тенденции развития наций:

Социальная идентичность — направление индивидуального знания о

принадлежности к определенной социальной группе, имеющее

эмоциональное и оценочное значение для индивида и его членства в группе.

25

Социальная дифференциация — наличие в обществе социальной

структуры или процесс, ведущий к возникновению новых видов

деятельности ролей и групп для выполнения новых функций.

Межнациональная дифференциация — процесс разъединения, разделения,

противостояния различных наций, этносов и народов в самых разных планах.

Формы:

  • самоизоляция в целом;

25

Теория социальной идентичности Тернера [Электронный ресурс].-URL: http: // www.iskhakov.

narod.ru/tedter.html (дата обращения: 11.11.2012).

25

  • протекционизм в экономике;
  • национализм в различных формах в политике и культуре;
  • религиозный фанатизм, экстремизм.
  1. Межнациональная интеграция — это процесс постепенного

объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной

жизни.

  1. Глобализация — это исторический процесс сближения наций и

народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы, и

человечество превращается в единую политическую систему.

В современной России по данным Всероссийской переписи населения

2010 г. проживает 194 народа. Большинство населения составляют русские

80,9% (в 2002 г.79,8%, в 1989 г.81,5%. Второе место по численности

населения занимают татары, которых насчитывается 5,31 млн. человек

(почти 3,8% населения страны). Далее (в порядке убывания) следуют

украинцы — 1,93 млн., башкиры — 1,58 млн., чуваши — 1,44 млн., чеченцы — 1,43

млн., армяне — 1,18 млн., аварцы 0,91 млн., мордва 0,74 млн., казахи 0,65 млн.,

азербайджанцы 0,6млн., даргинцы 0,59 млн., удмурты и марийцы — по 0,55

млн., осетины 0,53 млн., кабардинцы и белорусы 0,52 млн., кумыки 0,5 млн.,

якуты 0,48 млн., лезгины 0,47 млн., буряты 0,46 млн., ингуши 0,44 млн.

Численность остальных народов в сумме не превышает 3,6%

26

Переписью 2010 г. выявлены 22 наиболее многочисленные

национальности, превышающие 400 тыс. человек. В связи с ростом

численности населения в эту группу вошли азербайджанцы, кабардинцы,

даргинцы, кумыки, ингуши, лезгины и якуты. Лидерами по темпам прироста

численности среди крупных этнических групп в России стали таджики. Их

количество увеличилось с неполных 40 тыс. человек в 1989 г., 120 тыс.

человек в 2002 г., до 200 тыс. человек в 2010 г. Основным фактором роста,

26

Всероссийской переписи населения 2010 года [Электронный ресурс] Официальной публикации итогов

Всероссийской переписи населения. — URL: http: //www.perepis-2010.ru (дата обращения: 05.06.12).

26

безусловно, явилась миграция, вызванная экономическими трудностями на

их родине.

Значительно возросло также количество ингушей, лезгин, корейцев,

кумыков, табасаранов, лакцев, балкарцев, карачаевцев, грузин.

Между тем, само содержание и характер межнациональных отношений

начиная с 90-х гг. ХХ в. по настоящее время определяют факторы, связанные

с реформированием российского общества, сложностями его перехода к

рыночной экономике, неудовлетворенностью социально-профессиональных

и национальных групп своим материальным положением, неверием

населения в возможность его улучшения.

27

На этом фоне органы государственной власти проводят работу,

направленную на поддержание в обществе межнационального согласия, с

учетом интереса всех национальных групп населяющих Российскую

Федерацию. Министерством регионального развития России совместно с

комиссиями и комитетами Федерального Собрания Российской Федерации,

заинтересованными министерствами и ведомствами организована и

проводится работа с общественными, национальными и религиозными

объединениями, с целью учета мнения представляемых ими групп населения

в процессе выработки, правовых актов, управленческих решений. Так, при их

непосредственном участии подготовлены предложения о мерах по борьбе с

этническим и религиозным экстремизмом, предупреждению

межнациональных конфликтов, сохранению культурного, материального и

нематериального наследия народов России, совершенствованию нормативноправового регулирования в сфере межнациональных отношений.

На уровне субъектов Российской Федерации, определены органы

исполнительной власти, курирующие взаимодействие с национальными

общественными и религиозными организациями, образованы совещательные

консультативные органы при высших должностных лицах республик, краев и

27

Общее и особенное в межэтнических установках граждан в российских регионах с доминирующим

русским населением [Электронный ресурс] Журнал «Этносоциум». – URL: http://etnosocium.ru/ob-izdanii

(дата обращения: 02.05.14).

27

областей, объединяющие руководителей национальных общественных

объединений и религиозных организаций, представителей научного

сообщества. Деятельность этих органов связана с выработкой решений по

проблемам межнациональных и межконфессиональных отношений.

В регионах активизировалась работа с национально-культурными

обществами (НКО), Обладая высокой мобильностью, инициативностью,

осуществляя повседневные контакты с представителями своих диаспор,

представители НКО могут выполнять роль своеобразной «обратной связи»:

выявлять скрытые болевые точки и оперативно информировать

правоохранительные органы и органы государственной власти о

складывающихся негативных явлениях, что позволяет предупредить

протестные, в том числе, силовые акции.

Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, в обществе продолжает

сохранятся высокий уровень межнациональной конфликтности. Отмечается

существенный рост числа межэтнических и межконфессиональных

конфликтов. Они дестабилизируют политические процессы в обществе,

ведут к нарастанию социальной напряженности и конфронтации, угрожают

безопасности, как отдельных граждан, так и государства. В большей степени

эти негативные тенденции проявляются в регионах, испытывающих

активный приток легальных и нелегальных мигрантов.

28

Сегодня на оперативных учетах органов внутренних дел состоит более

12 тысяч членов экстремистских организаций националистического

политического и религиозного толка, из которых около полутора тысяч

относятся к числу активных участников.

Кроме того, существенную угрозу составляет конфликт правящих элит

и народа в ряде республик Российской Федерации, резкое социальное и

этническое неравенство. Попытки ухода из-под контроля федерального

центра руководства ряда субъектов Российской Федерации.

28

Калинина К.В. Основы национальных и федеративных отношений / К.В. Калинина. — М.: Учебное пособие,

  1. — С.31.

28

Особенно тревожит то обстоятельство, что более «взрывоопасной»

становится область непосредственного межнационального общения людей. О

неуважении к языку, культуре, обычаям и традициям народов как о причине

межнациональной напряженности в различных регионах говорят от 10 до 30

и более процентов опрошенных. Чаще чувствуют себя «ущемленными» или

«обиженными» в реализации национальных интересов кавказская группа

национальностей и представители малочисленных народов Севера.

Можно выделить несколько основных факторов, определяющих

эскалацию этноконфессиональной напряженности на современном этапе:

  • Во-первых, состояние «переходности» политических процессов в

России, ощущение значительной частью населения неудовлетворенности

социальным положением. Это, в свою очередь, стимулирует поиск

«виновных» в создавшемся положении. С другой стороны, негативный

общественный потенциал направлен на представителей сложившихся

этнических структур. Раздражающими факторами, особенно в отношении

жителей кавказских республик, являются и этнокультурные различия.

Существуют и объективные причины этой неприязни — рост преступности на

местах, вызванный вынужденной миграцией, передел сфер влияния, в том

числе в экономике.

29

  • Во-вторых, эскалации этноконфессиональной конфликтности

способствует миграционная ситуация. Специфика складывающейся в России

ситуации такова, что значительная часть местного населения продолжает

видеть в мигрантах виновников своего ухудшающегося социальноэкономического положения, конкурентов на рынках жилья и труда, на

которых они сами испытывают немалые трудности. По оценкам Федеральной

миграционной службы России, в стране находятся около 7 млн. иностранных

граждан, из них от 3 до 5 млн. — нелегальные трудовые мигранты.

Нелегальная миграция становится источником незаконных доходов и

29

Проблема не в том, что их много, в том, что нас мало [Электронный ресурс] «Российская газета». — URL:

http: //www.rg.ru/2010/09/29/migracia.html (дата обращения: 29.09.10).

29

коррупции, формирует теневой рынок труда и способствует росту

преступности. Усиливает антиэмигрантские настроения также

противозаконная практика некоторых работодателей, использующих

дешевый труд социально необеспеченных и юридически незащищенных

нелегальных мигрантов. Это создает на российском рынке труда нездоровую

конкуренцию, что приводит к росту ксенофобии и нетерпимости. В свою

очередь отсутствие системы адаптации иммигрантов и внутренних

мигрантов, механизмов их интеграции в российское общество и местные

сообщества ведет к сегрегации мигрантов, их культурному, языковому и

бытовому обособлению, формированию замкнутых этнических сообществ,

стремящихся к компактному расселению и самоизоляции от основной части

общества.

  • В-третьих, эскалации конфликтности способствует наличие так

называемых «депрессивных территорий», пораженных безработицей, чем

успешно пользуются эмиссары экстремистских организаций. В наибольшей

степени это характерно для Северо-Кавказского региона, в ряде республик

которого чрезвычайно высок уровень безработицы. Например, по данным

Федеральной службы по труду и занятости, в Республике Ингушетия уровень

регистрируемой безработицы превышает среднероссийский почти в 12 раз, в

Чеченской Республике в 23 раза. В остальных республиках Северного

Кавказа уровень безработицы также выше среднероссийских показателей в

1,6-1,9 раза.

30

  • Наконец, еще одним важнейшим фактором, способствующим

этноконфессиональной конфликтности, является отсутствие целостной

государственной политики по противодействию экстремизму.

Профилактическая работа в этом направлении не носит систематического и

целенаправленного характера. Главным изъяном функционирующей в

30

Ситуация на рынке труда Северо-Кавказского федерального округа в г. Грозном [Электронный ресурс]

Доклад главы Федеральной службы по труду и занятости Ю.В. Герция на окружном совещании. — URL: http:

//www.rostrud.ru/press-centre/45/xPages/entry. 10105.html (дата обращения: 09.12.10).

30

Российской Федерации системы противодействия экстремизму является

разрозненность ее субъектов.

Например, столь значимые субъекты противодействия экстремизму,

как общественные организации и средства массовой информации, в качестве

таковых законом не признаются. В статье 4 Федерального закона «О

противодействии экстремистской деятельности» субъектами

противодействия ей признаны только федеральные органы государственной

власти, органы государственной власти субъектов Федерации и органы

местного самоуправления. Фактически органы государственной власти,

общественные организации и СМИ в данной сфере действуют разрозненно и

недостаточно последовательно. Как правило, это происходит после

резонансных проявлений экстремизма и межнациональной розни.

Противодействие же экстремизму, напротив, требует консолидации

усилий государства и общества, а также средств массовой информации. Все

это в комплексе должно сформировать общенациональную систему

противодействия данному явлению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *