Понятие и основные причины международной трудовой миграции

🙂

Скачать текст в WORD

Сущность международной трудовой миграции состоит в перемещении людей как трудовых ресурсов между государствами, с возможностью получения ими в будущем постоянного или временного места жительства. Процесс международной трудовой миграции не является простым и легким, поскольку на него оказывают влияние самые разнообразные внешние и внутренние факторы.

Например, С.В. Бойко отмечает, что «с экономической точки зрения каждое государство мира имеет абсолютно разный уровень экономического развития, соответственно, наблюдаются явные различия в оплате труда, в стоимости проживания»[1]. Поэтому, как правило, граждане из неразвитых государств мигрируют в развивающиеся или развитые страны в поисках более высокооплачиваемой работы. Также к значимым факторам экономики относится безработица, которая неизменным образом сказывается на состоянии международной трудовой миграции. Отрицательным образом, на наш взгляд, на перемещение трудовых ресурсов между странами влияет возникновение крупных корпораций.

Существует много разнообразных направлений международной трудовой миграции. В.И. Трухина отмечает, что «гражданин может переезжать из развивающейся страны в более развитое и стабильное государство»[2]. Обычно при такой миграции во внимание принимается уровень жизни, престижность тех или иных специальностей (профессий). Например, во Франции около 25% трудовых мигрантов задействованы в строительной сфере, и больше 30% в сфере автомобилестроения и конструирования. На наш взгляд, увеличение количества трудовых мигрантов в стране имеет двоякое значение. С одной стороны, государство экономит средства на подготовке высококвалифицированных специалистов, с другой стороны, – такая ситуация приводит к утечке трудовых ресурсов, оттоку специалистов за рубеж. 

Каждое государство мира должно уделять повышенное внимание вопросам миграционной политики, её основным направлениям и ключевым показателям. Миграционная политика, по утверждению Т. Фомченкова, «как инструмент в умелых руках представителей органов власти может решить проблемы демографии, равномерного расселения населения на территории крупного государства»[3]. Кроме того, трудовая миграция позволяет перераспределять структуру рынка труда.

Миграционная политика – это явление двух направлений: приток мигрантов и его отток (рисунок 1).

Рис. 1. Миграционная политика и государственные цели

Таким образом, международной трудовой миграцией является перемещение рабочей силы через границы государств, с целью вступления в трудовые отношения на территории другой страны. Для регулирования трудовой миграции государства стараются проводить миграционную политику. Сформулируем основные причины международной трудовой миграции:

1. Международный поток обмена ресурсами сопровождается перемещением товаров, денег, научно-технической информации и рабочей силы. Заметные обороты трудовая миграция приобрела после Второй мировой войны. Так, уже в 80-х гг. прошлого века Международная организация труда численность трудовых мигрантов оценивала в 20 млн. человек. К началу XXI века их численность достигла миллиарда.

Для разработки и реализации демографической политики на национальном и международном уровне, в первую очередь, в качестве базового инструмента используется миграционный прирост. Например, в Концепции демографической политики РФ[4] особое внимание уделяется вопросу миграционного прироста, поскольку миграция рабочей силы должна сопровождаться социальной адаптацией мигрантов и соответствовать социально-экономическому развитию государства. То есть, несмотря на цели и показатели трудовой миграции, каждое государство мира обязано создать все необходимые условия для интеграции и адаптации мигрантов, особенно, если существует угроза этнических, межнациональных или религиозных конфликтов.

В Концепции государственной миграционной политики до 2025 г.[5] ожидается ежегодный прирост мигрантов в размере примерно 300 тыс. человек, то есть примерно за 10 лет российские власти намереваются привлечь в страну около трех миллионов мигрантов, многие из которых будут именно рабочими мигрантами. Предполагается, что такой приток рабочей силы позволит повысить конкурентоспособность страны в отдельных отраслях экономики, сделает страну экономически привлекательной. На наш взгляд, подобная ситуация может вызвать и ряд проблем, в частности, значительная часть таких трудовых мигрантов не станет постоянными гражданами государства, однако, они могут создать замкнутые группы населения, которые будут существенным образом дистанцированы от культуры и российских традиций.

2. Происходит дисбаланс на международном рынке труда: приезжают низкопрофессиональные специалисты, а уезжают – высококвалифицированные. В страну приезжают на заработки, то есть развивается трудовая миграция работников с низкой квалификацией.

Однако проблема привлечения специалистов высокого уровня сопряжена в целом с законодательством и структурой российской экономики. Невозможно ожидать квалифицированные кадры без создания подходящих рабочих мест в стране. Опыт переселенцев из Украины это показал. Прибывшие мигранты с высшим образованием попросту не могут встроиться в систему: они испытывают сложности не только с получением гражданства, но и с пролонгацией своего пребывания здесь, это затрудняет вопрос трудоустройства. Итогом данной политики станет дефицит квалифицированных кадров, ухудшение качества услуг на рынке труда по мере привлечения низкопрофессиональных кадров, диспропорции на рынке труда.

3. Мигрантофобия и напряженность в обществе. Остро стоит вопрос социальной адаптации мигрантов. С увеличением количества трудовых мигрантов в большинстве стран мира обостряются проблемы обеспечения общественной безопасности и правопорядка, резко снижаются показатели стабильности, снижаются показатели качества жизни.

4. Международная трудовая миграция может оказаться весьма полезной для развития мировой экономики и экономик отдельных стран, однако, для большинства стран она является лишь связующим звеном для поддержания добрососедских отношений. Так, многие трудовые мигранты рассматривают развитые страны исключительно как место для возможного заработка, не делая упор на возможности постоянного проживания в качестве полноценного гражданина. Ввиду сложившейся ситуации, некоторые страны ужесточили свою миграционную политику. Например, с помощью квотирования США пытается бороться с нелегалами из стран Латинской Америки. Россия представляется привлекательной для многих стран постсоветского пространства, поскольку в таких республиках уровень жизнь гораздо ниже среднего.

Все перечисленные аспекты формируют, чаще всего, отрицательное отношение к мигрантам, поскольку интеграция их в общество фактически не происходит.

5. Проблема приграничных территорий. Хотя вопрос о миграции китайцев в официальном дискурсе игнорируется – взят курс на партнерство с Китаем, данные официальной статистики указывают о десятках тысяч китайцев в стране, проблема существует: территории Сибири и Дальнего Востока заселены неучитываемой и неконтролируемой миграцией со стороны Китая. Формируется ситуация, когда де-юре территория пока еще принадлежит России, а де-факто демографически и культурно уже соседнему государству. Итак, международная трудовая миграция – это процесс, которым можно управлять, и на который существенное влияние оказывают различные факторы – экономическая ситуация в государстве и в мире, различные законодательные трансформации. Миграционная политика выступает инструментом консервации текущей модели трудовой миграции, помогая длительное время скрывать зазоры развития в демографической политике, в социально-экономическом развитии с деформированным рынком труда, ориентированным на сектор услуг, а не производства.


[1] Бойко С.В. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства: автореф. … дисс. канд. юрид. наук. М., 2003. С. 11.

[2] Трухина В.И. Конституционно-правовой статус иностранных граждан в Российской Федерации // Актуальные проблемы юридической науки. М-лы межрег. науч.-практ. конф. студентов, молодых ученых, аспирантов, преподавателей. Р-н/Д, 2014. С. 168.

[3] Фомченков Т. Россия вышла в лидеры по числу иностранных мигрантов и диаспоры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2016/01/12/migranti-site-anons.html (дата обращения: 26.11.2018).

[4] Указ Президента РФ от 09.10.2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // СПС «Консультант Плюс».

[5] Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ) // СПС «Консультант Плюс».

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *