ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИРБИТСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Оценка качества образования подразумевает оценку качества образовательных достижений обучающихся и качество образовательного процесса. Под качеством образования следует понимать характеристику системы образования в общеобразовательном учреждении, которая отражает степень соответствия реальных достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям [38, с.10].

Принципами создания системы оценки качества образования могут быть следующие [38, с.11]:

более широкое понимание образовательных достижений, которыми могут быть ключевые внепредметные компетентности (познавательные, социальные, информационные и др.), удовлетворенность образованием, степень участия в образовательном процессе (активная работа на уроке, учебная и внеурочная работа, количество пропусков занятий и др.), дальнейшее образование и карьера выпускника;

открытость, доступность информации о состоянии и качестве образования, прозрачность самих процедур его оценки;

принятие и реализация управленческих решений на основе результатов оценки состояния образования в образовательном учреждении;

минимум показателей в системе управления образованием;

соблюдение морально-этических норм в отборе показателей.

Показатели оценки эффективности деятельности Управления образования Ирбитского муниципального образования Ирбитского района в сфере общего и дополнительного образования представлены в таблице 4.

Таблица 4 — Показатели оценки эффективности деятельности Управления образования Ирбитского муниципального образования Ирбитского района в сфере общего и дополнительного образования

Наименование показателя Единица измерения Предшествующий период Отчетный период Плановый период
2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
1.Доля выпускников МОУ, сдавших  ЕГЭ по русскому языку и математике, в общей численности выпускников МОУ, сдававших ЕГЭ по данным предметам % 91,80 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00
2.Доля выпускников  МОУ, не получивших аттестат о среднем (полном) образовании, в общей численности выпускников МОУ % 10,50 1,50 0,00 0,00 4,30 3,98 0,00
3.Доля  МОУ, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве МОУ % 68,00 70,00 80,00 70,00 70,00 80,00 85,00
4.Доля МОУ, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве МОУ % 28,00 22,73 28,57 61,9 57,10 57,10 57,10
5.Доля детей первой и второй групп здоровья в общей численности обучающихся в МОУ % 87,60 63,30 84,00 85,40 85,40 85,40 85,40
6.Доля обучающихся в МОУ, занимающихся во вторую (третью) смену, в общей численности обучающихся в  МОУ % 0,50 1,27 1,80 2,04 1,60 1,60 1,60
7.Расходы бюджета  МОУ в расчете на 1 обучающегося в  МОУ %     1,32 103,10 113,90 111,80 112,20 115,00 115,00
8.Доля детей в возрасте 5 — 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, в общей численности детей % 80,00 85,00 85,00 85,00 85,00 85,00 85,00

Итак, сеть муниципальных общеобразовательных организаций в Ирбитском муниципальном образовании на 1 января 2017 года представлена 21-ой организацией (2015 год – 21), в том числе по виду:

— средняя общеобразовательная школа – 14 учреждений;

— основная общеобразовательная школа – 6 учреждений;

— начальная школа – детский сад – 1 учреждение;

В 2015 – 2016 учебном году образовательные услуги получали  3 585 учащихся.

Все общеобразовательные школы имеют лицензию на образовательную деятельность, свидетельство о государственной аккредитации и реализуют программы в соответствии с приложением к лицензии. Перечень реализуемых образовательных программ в сравнении с прошлым периодом расширился: все школы получили право на образовательную деятельность по дополнительной общеобразовательной программе.

Доля выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, сдавших единый государственный экзамен по русскому языку и математике, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных организаций, сдававших единый государственный экзамен по данным предметам  в 2016 году составила 100 %, как и в прошлом 2015 году. По итогам 2015 — 2016 учебного года 11 выпускников награждены медалями «За особые успехи в учении» и 9 обучающихся 9-х классов – получили аттестаты об основном общем образовании с отличием. По итогам государственной итоговой аттестации по ряду учебных предметов наши учащиеся показали результаты, превышающие областные показатели.

Анализ результатов Единого государственного экзамена, свидетельствует о том, что выпускники 2016 года показали соответствие уровня подготовки требованиям государственного образовательного стандарта.

На последующий период данный показатель планируется удерживать на уровне 100%. Данные представленные на рисунке 5.

Рисунок 5 – Диаграмма доли выпускников МОУ, сдавших  ЕГЭ по русскому языку и математике, в общей численности выпускников МОУ, сдававших ЕГЭ по данным предметам

Доля выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, не получивших аттестат о среднем (полном) образовании, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений в 2016 году составила 0%.  По сравнению с предыдущим периодом данный показатель остается на том же уровне.

На последующий трехлетний период показатель: доля выпускников, не получивших аттестат о среднем общем образовании, планируется достигнуть не выше 10%, с последующим снижением на 0,1% ежегодно, за счет выполнения мероприятий по подготовке и организации государственной итоговой аттестации выпускников Ирбитского МО и организации индивидуальной работы с выпускниками «группы риска». Данные представлены на рисунке 6.

Рисунок 6 – Диаграмма доли выпускников  МОУ, не получивших аттестат о среднем (полном) образовании, в общей численности выпускников МОУ

Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения (учебные кабинеты, спортивные залы, библиотеки, школьные столовые оснащенные современным оборудованием, проведены капитальные ремонты зданий ОУ и т.д.) в общем количестве муниципальных образовательных учреждений,в 2016 году составила 70%. Развитию муниципальной системы образования способствует реализация  муниципальной программы «Развитие системы образования Ирбитского МО на 2014 – 2017 годы». Данные представлены на рисунке 7.

Рисунок 7 – Диаграмма доля  МОУ, соответствующих современным

требованиям обучения, в общем количестве МОУ

Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений  в 2016 году составляет 61,9 %. В сравнении с 2015 годом данный показатель увеличился на 33,33%, в связи с тем, что увеличивается процент износа, и здания образовательных организаций  нуждаются в капитальном  ремонте. На проведение капитального ремонта образовательных организаций было выделено в 2016 году из федерального, областного и местного бюджета 11662,0 тыс. руб. Была проведена большая работа по подготовке образовательных организаций к новому учебному году, устранению предписаний надзорных органов, было отремонтировано 18 школ. Тем не менее, здания образовательных организаций имеют большой износ и требуют значительных средств на капитальный ремонт, поэтому в последующий период данный показатель существенно не снизится и составит 57,1%. Зданий, находящихся в аварийном состоянии в Ирбитском МО нет.

Данные представлены на рисунке 8.

Рисунок 8 – Диаграмма доли МОУ, зданий которых находятся в аварийном

состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве МОУ

Доля детей первой и второй групп здоровья в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях в 2016 году составила 85,4%. По сравнению с 2015 годом идет увеличение количества детей, имеющих первую и вторую группу здоровья. В рамках реализации муниципальной программы «Развитие системы образования в Ирбитском МО до 2020 года» запланированы мероприятия по сохранению здоровья школьников. Выполнение данных мероприятий может способствовать увеличению доли детей, которым будет определена первая и вторая группа здоровья. Данные представлены на рисунке 9.

Рисунок 9 – Диаграмма доли детей первой и второй групп здоровья в

общей численности обучающихся в МОУ

Доля обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, занимающихся во вторую (третью) смену, в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях  в 2016 году составила 2,04%. Значение данного показателя по сравнению с 2015 годом значительно не изменилось, так как ввод в эксплуатацию здания начальной Речкаловской школы на 50 мест (после капитального ремонта) был произведен в декабре 2016 года. В 2017 году показатель снизится до 1,6 %. В 2020 году планируется ввод в эксплуатацию пристроя к  МОУ «Зайковская СОШ № 1» на 200 мест. Эти мероприятия позволят ликвидировать вторую смену обучения. Данные представлены на рисунке 10.

Рисунок 10 – Диаграмма доли обучающихся в МОУ, занимающихся во вторую (третью) смену, в общей численности обучающихся в  МОУ

Расходы бюджета муниципального образования на общее образование в расчете на 1 обучающегося в муниципальных общеобразовательных учреждениях за 2016 год составили 111,8 тыс.руб. В сравнении с 2015 годом расходы уменьшились на 2,1 тыс.руб. на 1 ребенка в связи с выделением целевых средств в 2015 году на капитальный ремонт крыши Знаменской школы в размере 7 800 тыс.руб., капитальный ремонт и оборудование по программе «Доступная среда» в Горкинской школе в размере 1 697 тыс.руб., выделение областных средств на кап. ремонт зданий ОУ в размере 693,6 тыс.руб., в 2016 году данных расходов не производилось, а также в 2016 году увеличилось количество обучающихся. В целом по показателю прослеживается увеличение расходов за счет средств местного и областного бюджета на расходы по увеличению минимальной заработной платы работников, на индексацию расходов на текущее содержание зданий. Данные представлены на рисунке 11.

Рисунок 11 – Диаграмма доли расходов бюджета  МОУ в расчете на

1 обучающегося в  МОУ

Доля детей в возрасте 5 — 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, в общей численности детей этой возрастной группы в 2015 – 2016 учебном году составило 85%, как и в предыдущем периоде. Система образования Ирбитского муниципального образования в 2016 году представлена тремя организациями дополнительного образования – МОУ ДО Детско – юношеская спортивная школа, МОУ ДО «Центр внешкольной работы», МОУ ДО «Детский экологический центр».  В освоение дополнительных общеобразовательных программ были вовлечены 3559 учащихся. Состав обучающихся учреждений дополнительного образования детей представлен всеми возрастными группами детей и молодежи. В большей степени услугами дополнительного образования пользуются дети от 7 до 14 лет. Дополнительное образование продолжает оставаться бесплатным для обучающихся. В последующий трехлетний период данный показатель планируется сохранять не ниже 85%.

Данные представлены на рисунке 12.

Рисунок 12 – Диаграмма доли детей в возрасте 5 — 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной  организационно-правовой формы и формы собственности, в общей численности детей этой

возрастной группы

Итак, в районе сформированы условия для устойчивого функционирования учреждений образования, созданы предпосылки для повышения качества образования и развития отрасли.

Таким образом, представляется, что современный этап модернизации образования, связанный с повышением внимания к оценке эффективности деятельности в образовании, существенно меняет требования к уровню профессиональной компетентности руководителей и педагогов, выводит на новый уровень проблему профессионального развития руководителей образования. Право образовательных учреждений самим разрабатывать критерии и показатели эффективности деятельности создает условия для более обоснованной разработки программ развития организаций, однако еще раз показывает необходимость повышения компетентности руководителей относительно базовых управленческих представлений о деятельности в социальной сфере, включая понятие эффективности деятельности.

В соответствии с вышесказанным, можно сделать следующие выводы Управление образования Ирбитского муниципального образования является органом местного самоуправления Ирбитского муниципального образования, реализующим государственную и муниципальную политику в области образования. А также главным распорядителем бюджетных средств, главным администратором доходов бюджета и получателем бюджетных средств.

Организационно-правовая форма – муниципальное учреждение.

В настоящее время в Ирбитском МО обеспечено стабильное функционирование системы образования и созданы предпосылки для ее дальнейшего развития, а именно: сохранены и улучшаются материальные и организационные условия для обучения; система образования продолжает осуществлять социальные функции обучения, воспитания подрастающих поколений; достигнуты определенные успехи в оптимизации сети организаций общего образования.

Но, однако, анализ развития общего образования в Ирбитском муниципальном образовании позволяет выделить следующие проблемы:

1) несоответствие ресурсного обеспечения образовательных организаций требованиям, установленных федеральными государственными образовательными стандартами;

2) низкая динамика кадрового обновления в системе образования.

Итак, в районе сформированы условия для устойчивого функционирования учреждений образования, созданы предпосылки для повышения качества образования и развития отрасли.

Таким образом, представляется, что современный этап модернизации образования, связанный с повышением внимания к оценке эффективности деятельности в образовании, существенно меняет требования к уровню профессиональной компетентности руководителей и педагогов, выводит на новый уровень проблему профессионального развития руководителей образования. Право образовательных учреждений самим разрабатывать критерии и показатели эффективности деятельности создает условия для более обоснованной разработки программ развития организаций, однако еще раз показывает необходимость повышения компетентности руководителей относительно базовых управленческих представлений о деятельности в социальной сфере, включая понятие эффективности деятельности

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *