Татарстан, в соответствии со своей Конституцией, является
демократическим правовым государством в составе Российской Федерации,
выражающим волю и интересы всего многонационального народа
республики. Его внешняя и внутренняя политика в значительной степени
нацелена на решение национальных вопросов, организацию полноценной
национальной жизни в республике и содействие национальному прогрессу за
её пределами.
42
Абдулатипова Р.Г. Основы национальных и федеративных отношений: Учебник /Р.Г. Абдулатипова. – М.:
Инфра, 2001. – С.317.
43
Государственная национальная политика Республики Татарстан
строится на двух фундаментальных приоритетных положениях:
необходимости всестороннего развития татарского народа и укрепления
Республики Татарстан как исторически сложившейся формы его
государственности, с одной стороны, и обеспечения равных условий
жизнедеятельности представителям всех народов, в совокупности
составляющим многонациональный народ республики.
43
Особенностью Татарстана являются полиэтничность и
поликонфессиональность населения республики, развитие которого
характеризуется тесным этнокультурным взаимовлиянием и
взаимопроникновением традиций представителей, проживающих на
территории современного Татарстана народов. Ведущую роль в данном
процессе традиционно играли и играют представители татарского и русского
народов, составляющие большинство по отношению к представителям всех
остальных народов, проживающих на территории республики.
44
Татарский народ, исторически вобравший в себя различные тюркские и
финно-угорские составляющие, испытавший позднее и славянское влияние,
имеет более чем тысячелетнюю историю своей государственности,
представления о которой входят неотъемлемой частью в его менталитет,
стимулируют рост его национально-религиозного самосознания, во многом
определяя содержание и характер взаимоотношений татар с другими
народами. Вместе с тем, специфика развития татарского народа обусловила
такую его особенность, как территориальная дисперсность. Вследствие этого
на территории Татарстана сегодня проживает лишь около одной трети от
общего числа татар, что обусловливает необходимость осуществления
государственной национальной политики с учётом этнокультурных
43
В каком направлении пойдет национальная политика в Татарстане? [Электронный ресурс]. — URL:
обращения: 13.04.2015).
44
Концепция государственной национальной политики в РТ [Электронный ресурс]. — URL: http://www.antat.ru/natsionalnaia-politika-v-rt/kontseptsiia-gosudarstvennoi-natsionalnoi-politiki-v-rt/ (дата обращения:
03.05.2008)
44
интересов, запросов и потребностей татар, живущих за пределами
республики. По причине этого государственная национальная политика
Республики Татарстан включает в себя в той или иной степени вопросы
возрождения, сохранения, развития и приумножения этнокультурного
достояния всего татарского народа.
Большое значение на становление и развитие многонационального
народа Татарстана оказали представители русского народа, специфика
менталитета и ценностных ориентиров которых заметно отражаются на
характере межнациональных и межконфессиональных отношений в
республике. Общие для всей современной России вопросы этнокультурного
развития представителей русского народа являются неотъемлемой составной
частью государственной национальной политики Республики Татарстан.
Помимо представителей татарского и русского народов, территория
современного Татарстана издревле являлась местом расселения
представителей других народов, имеющих здесь много традиционных
компактных поселений и, следовательно, также нуждающихся в
соответствующем государственном обеспечении своих этнокультурных и
национально-образовательных потребностей через соответствующие
институты и учреждения.
45
Кроме этого, заметное влияние на формирование и реализацию
государственной национальной политики республики оказывает наличие
множества дисперсно расселённых на её территории диаспор других
народов, что имеет отношение, главным образом, к крупным населённым
пунктам республики.
Все эти обстоятельства в совокупности учитываются в процессе
разработки и реализации государственной национальной политики
Республики Татарстан.
45
О реализации национальной государственной политики в Республике Татарстан [Электронный ресурс]. —
URL: http://1997-2011.tatarstan.ru/?DNSID=9e3b07b52d13e2ef64267565ef60de76&node_id=3484 / (дата
обращения: 03.03.2007).
45
Нынешнее состояние межнациональных отношений в Республике
Татарстан в целом характеризуется стабильностью, духом мирного
взаимодействия и сотрудничества представителей различных
национальностей и вероисповеданий.
Исторически на территории современного Татарстана сложился
позитивный характер этноконфессиональных отношений. За столетия
совместного проживания в психологии населения сформировались
устойчивые черты добрососедства, веротерпимости, межнационального
согласия и сотрудничества. В наше время они закрепились в качестве
прогрессивных традиций. Опора на них позволяет успешно нейтрализовать
влияние негативных национал-радикальных политический тенденций,
противостоять проявлениям экстремизма, сохраняя в республике
межнациональный и межконфессиональный мир и взаимопонимание.
Подъём в конце 1980-х — начале 1990-х гг. национального
самосознания, связанный с общей либерализацией государственной и
общественной жизни, привёл к усилению процессов этнокультурного
возрождения представителей проживающих в Татарстане народов. В этих
условиях проблемы, связанные с обеспечением паритетности
функционирования государственных языков республики, культурнодуховным развитием представителей различных народов, гармонизацией
межнациональных отношений приобрели в Татарстане новое звучание.
На сегодняшний день в Татарстане сложилась определённая система
взаимодействия в сфере этноконфессиональных отношений, в которой
значительная роль отводится органам государственной власти и
общественным этнокультурным объединениям. В республике создаются
необходимые условия, способствующие возвращению и строительству
культовых объектов традиционных конфессий, что открывает новые
возможности для духовного возрождения общества. В этих условиях в
Татарстане возрастает понимание необходимости дальнейшего усиления
политики многокультурности, как важнейшего условия социально-
46
политического объединения и развития представителей проживающих в
республике народов.
46
Вместе с тем, трансформация этнической структуры населения
республики в сторону её усложнения, переход к новым формам экономики,
иным социальным и общественно-политическим условиям создали целый
ряд актуальных проблем, среди которых — адаптация мигрантов,
складывающееся социально-экономическое неравенство между
представителями различных народов и проявление различий в доступе людей
разных национальностей в социально-политическую сферу. Одновременно
на них накладываются процессы глобализации, для которых характерны
противоречивые тенденции взаимодействия локальных и глобальных
культурных ценностей.
Инициированное В.В. Путиным в ходе предвыборной кампании 2011–
2012 гг. предложение о формировании стратегии национальной политики РФ
адекватной современной ситуации, и последовавшая за этим работа по
созданию соответствующего документа, свидетельствуют о еще большей
актуальности проблемы нахождения путей интеграции России. Содержание
второго письма предвыборной программы В.В. Путина и утвержденная им
Стратегия национальной политики РФ
47
демонстрируют понимание
невозможности консолидации России без учета этнического фактора и
укрепления гражданской идентичности, не противоречащей этнической.
Республика Татарстан является некой моделью интеграции, для которой
характерно движение к совмещению этнических интересов народов региона с
высокими ориентациями на сохранение позитивного межэтнического
взаимодействия, а также широкое распространение макро-идентичности,
объединяющей население на внеэтнической основе.
46
Басаргин В.Ф. О мерах по гармонизации межнациональных отношений и созданию условий для
этнокультурного развития народов России / В. Ф. Басаргин // Вопросы местного самоуправления. – 2011. –
№ 4. – С.93.
47
Указ Президента РФ «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на
период до 2025 года». – URL: http://www.minnation.senat.org/Strategiya-2025.html (дата обращения:
26.12.2012).
47
На рубеже двух столетий состояние этнического фактора в
общественном развитии Республики Татарстан в целом характеризовались
как отсутствием конфликтов с мало-мальски значимыми параметрами
массового социального вовлечения и, следовательно, публичнополитических форм манифестации. Этнический момент как таковой
(включая его конфликтогенный потенциал) во второй половине 90-х и на
протяжении 2010-х гг., если и не был устранен, то – во всяком случае –
демонстрировал определенные тенденции утраты приоритетности как
заметной составляющей социальной практики, так и в качестве
первостепенного пункта «повестки дня» в республиканском
информационном пространстве.
Подтверждение сказанного содержатся в результатах многочисленных
социологических опросов. В качестве можно сослаться на итоги нескольких
исследований. В ходе исследования «Стратификация российского общества»
(Институт общественного проектирования, 2005 г.) были получены данные
относительно мнения граждан России о значимости угрозы
межнациональных конфликтов, судя по которым Татарстан никак нельзя
было отнести к зонам этнополитической напряженности. Уровень оценки
такой угрозы в республике оказался существенно ниже, чем на юге России
или, например, в Красноярском крае. Ответы о наличии такой угрозы
(«существует» и «скорее существует») составили в сумме менее 35
процентов, тогда как – об отсутствии («не существует» и «скорее не
существует») – более 60 %.
48
Приведенные данные получают подтверждение при сравнении с
всероссийским репрезентативным исследованием, которое было проведено
Аналитическим центром Юрия Левады в ноябре 2006 года. Жители
Поволжья дали тогда наименьшее число ответов в наличии там
напряженности в межнациональных отношениях. Имея в виду удельный вес
48
Борисова Е.Б. Русский пессимизм и национальный вопрос / Е.Б. Борисова // Эксперт. – 2005. – № 19. – С.
37.
48
«татарского фактора» в регионе и то, что здесь проживает около 40 %
российских мусульман, то полученные результаты отражают ситуацию с
межнациональными отношениями в Татарстане и его ближайшем окружении.
Разделив положительные и отрицательные ответы на поставленный вопрос,
исследователи получили индекс ощущения межнациональной
напряженности 1,45 для Москвы и 0,26 для Приволжского округа.
Распределение ответов на вопрос: «Ощущается ли сейчас в том
городе, районе, где выживете, межнациональная напряженность?» (%)
49
В среднем по
стране
Москва Поволжье
Определенно да 7 19 5
Скорее да 23 39 15
Скорее нет 40 29 44
Определенно нет 24 11 33
Затрудняюсь
ответить
6 2 4
Разумеется, приведенные цифры не могут свидетельствовать в пользу
беспроблемности межэтнического взаимодействия во всех его проявлениях
и, тем более, об успехах так называемой «гармонизации» в рассматриваемом
контексте. Существенное значение приобретает то, что социальные,
экономические отношения, весь спектр возникающих проблем не получал в
массовом восприятии этнической окрашенности, тем более –
этнополитического преломления.
49
Политические настроения россиян: региональный разрез [Электронный ресурс].- URL: http: //
www.iskhakov. narod.ru/tedter.html (дата обращения: 11.11.2012).
49
В ходе республиканского исследования «Изучение межнациональных
отношений в Республике Татарстан», которое было проведено в преддверии
Съезда народов Татарстана в 2007 году, были получены следующие
результаты. Более половины жителей региона (52,8% опрошенных) считают,
что межнациональные отношения являются «нормальными и спокойными»,
41,9% опрошенные расценили эти отношения как «хорошие,
добрососедские». Противоположные оценочные суждения («напряженные и
конфликтные») составили 3,7% от общего количества полученных ответов.
50
Как Вы оцениваете межэтнические отношения в Республике
Татарстан в целом?
Ответы Частота %
Хорошие, добрососедские 457 41,9%
Нормальные, спокойные 575 52,8%
Напряженные 35 3,2%
Конфликтные 5 0,5%
Затрудняюсь ответить 18 1,7%
Всего 1090 100,0%
Еще одна иллюстрация – данные, полученные в ходе проведенных по
заказу Минрегиона России социологических исследований и отраженных в
докладе «О мерах по укреплению межнационального согласия в российском
обществе», который был представлен к заседанию Государственного совета
РФ в Уфе в 2011 году. В выводах, содержащихся в докладе, в коннотациях
некоторой обеспокоенности приводятся данные относительно склонности
идентифицировать себя с представителями своей национальности среди
школьников из Казани (40%). Вместе с тем, соотнесение этого показателя с
другими дает весьма позитивную картину. Во-первых, на вопрос «Как бы ты
50
Результаты социологического исследования на тему «Изучение межнациональных отношений в
Республике Татарстан» // Материалы съезда народов Татарстана в городе Казань, 3 ноября 2007 года. –
Казань: «Иделпресс», 2008. – С.161.
50
ответил сам себе на вопрос «Кто я такой?» 73% казанских школьников
ответили: «Гражданин России», что с точностью до единицы совпадает с
результатом, полученным в целом по стране (ответ же «Назвал бы свою
национальность» с 40% в Казани лишь ненамного превышает
среднероссийский показатель в 35%). Во-вторых, уровень национального
варианта самоидентификации школьников из Казани оказался ниже, чем,
например, среди их сверстников из Москвы и Владивостока. Наконец, что,
вероятно, идет вразрез с известными мифологизированными штампами в
дискурсах масс-медиа и экспертно-аналитических разработок, ситуация в
поволжских республиках была наиболее благоприятной с точки зрения
межнациональных отношений. В Башкортостане около половины
респондентов-русских считают межнациональные отношения позитивными,
а в Татарстане, как подчеркивается в докладе, среди русских данной точки
зрения придерживаются более двух третьих респондентов
51
Состояние этнического фактора в общественном развитии Республики
Татарстан в нынешнее время считается высокой степенью межнациональной
напряженности.
52
Подтверждение сказанного содержатся в результатах многочисленных
социологических опросов. В качестве примеров можно сослаться на итоги
нескольких исследований. В ходе исследования уровня межэтнической
напряженности в регионах России проводилось сотрудниками ЦИНКа и
«Клуба Регионов» в период с апреля по сентябрь 2014 г.
Была составлена карта конфликтов (активны «зоны рисков» – красная,
оранжевая и желтая), а затем краткий анализ ситуации в сфере
межэтнических отношений и основным выводам. Посредством карты можно
ознакомиться с подробными выкладками по каждому из регионов, входящих
в «зоны риска».
51
Доклад «О мерах по укреплению межнационального согласия в российском обществе» [Электронный
ресурс].- URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-448860.html (дата обращения: 11.04.2013).
51
Рис.1- Карта конфликтов
53
Очень высокая напряженность — это регулярные массовые
насильственные действия; регулярные убийства на
национальной почве; системный характер межэтнических
противоречий; политическая активность с эксплуатацией
этнической тематики: 12.Москва, 37.Республика Дагестан, 55. ХМАО
Высокая напряженность — Организованные массовые
ненасильственные конфликтные действия; неоднократные
одиночные, групповые либо массовые насильственные
53
Карта конфликтов в регионах России [Электронный ресурс]: ЦИНК | Рейтинг межэтнической
напряжённости в регионах России. – URL: http://www.club-rf.ru/thegrapesofwrath/02/tatarstan.html (дата
обращения 29.09.14).
52
действия; устойчивое этническое маркирование социальных
процессов: 33.Краснодарский край, 41.Республика Крым,
1.Республика Татарстан, 75.Санкт-Петербург, 19.Саратовская область,
- Ставропольский край, 54.Челябинская область
Средняя напряженность — Неоднократные одиночные либо
групповые насильственные действия; неоднократные групповые
либо массовые ненасильственные конфликтные действия;
систематические конфликтные действия в интернете:
35.Астраханская область, 31.Волгоградская область, 8.Костромская
область, 12.Московская область, 61.Новосибирская область,
2.Республика Башкортостан, 34.Республика Калмыкия, 32.Ростовская
область, 17.Самарская область, 53.Свердловская область.
54
Как мы вы видим, Татарстан входит в список регионов высокой
напряженности. Наша республика является одним из самых экономически
развитых регионов России, уже это делает его привлекательным для
мигрантов, что закономерно приводит к росту межэтнической
напряженности. Среди негативных факторов эксперты также выделяют
следующие: относительная близость Северного Кавказа; проникновение в
Татарстан радикального ислама; склонность части населения, в том числе
республиканских элит, трактовать решения и события сквозь призму
межэтнических отношений; инерция 90-х годов, когда республика являлась
наиболее активным лоббистом передачи полномочий на региональный
уровень, разыгрывая национальную карту; продолжающаяся активность
националистических организаций.
Одной из самых опасных тенденций является распространение в
Татарстане идеологии исламского фундаментализма и связанный с этим рост
преступлений экстремистской направленности. Миролюбивый
«европеизированный» ислам в Татарстане постепенно становится
54
Рейтинг межэтнической напряженности в регионах России [Электронный ресурс]: ЦИНК | ГРОЗДЬЯ
ГНЕВА. РЕЙТИНГ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ В РЕГИОНАХ РОССИИ. – URL:
http://www.club-rf.ru/thegrapesofwrath/02/tatarstan.html (дата обращения: 29.09.14).
53
принадлежностью среднего и старшего поколения, а молодежь зачастую
исповедует агрессивный ваххабизм и другие радикальные течения. На
данном этапе, по мнению наблюдателей, региональные власти и силовики
справляются с угрозами, исходящими от экстремистского подполья, поэтому
ситуация в Татарстане не сравнима с дагестанской. Однако при сохранении
тренда на исламизацию республики этноконфессиональное согласие может
оказаться под угрозой.
Еще одним дестабилизирующим фактором остаются татаробашкирские противоречия.
Представители башкирского национального движения предъявляют
претензии на восток Татарстана, объявляя местных татар башкирами. В свою
очередь татарская община Башкирии настаивает на проведении референдума
по вопросу присоединения районов компактного проживания татар к РТ.
Надо заметить, что эти споры протекают в основном в общественнополитической сфере и носят во многом демонстративный характер.
Отношения между двумя доминирующими в численном отношении
этническими группами региона – русскими и татарами – не вызывает
серьезных опасений. Объективным подтверждением отсутствия каких-либо
значимых противоречий является отмеченный экспертами рост численности
русского населения Татарстана (на фоне продолжающегося оттока русского
населения из ряда национальных республик). Наблюдатели подчеркивают,
что в некоторых межэтнических конфликтах русские и татары выступали
совместно против приезжих из Средней Азии и с Кавказа. По мнению ряда
экспертов, коренное население опасается увеличения числа мигрантов,
причем представители Кавказа стереотипно рассматриваются как источник
насилия, обладающий значительными финансовыми средствами и связями в
54
органах власти. Представители Средней Азии рассматриваются как
конкуренты на рынке низкоквалифицированной рабочей силы.
55
В целом за последние полгода уровень межэтнической напряженности
в Татарстане несколько снизился: уменьшилось число конфликтов,
сопряженных с насилием, и массовых акций с этническим подтекстом при
сохранении на прежнем уровне количества выявленных случаев онлайнэкстремизма и манифестаций ксенофобии в публичном дискурсе. Среди
привлеченных к ответственности за размещение в интернете экстремистских
материалов много взрослых людей в возрасте 28–35 лет, что свидетельствует
об устойчивости националистических настроений в республике.
Относительно небольшую активность проявляют татарские
националистические организации, которые в последние полгода напоминали
о себе в публичном пространстве лишь эпизодическими мероприятиями по
пропаганде татарского языка.
Языковой вопрос остается основным противоречием в русскотатарских отношениях. Такие движения, как «Общество русской культуры
Татарстана» и «Русское собрание» отстаивают право русских школьников на
добровольное (а не обязательное, как сейчас) изучение татарского языка.
Активизацию татарского национализма прогнозируют в случае
ухудшения экономической ситуации в стране. Дальнейшая стагнация и тем
более кризис могут спровоцировать требования перераспределения
налоговых поступлений в пользу Татарстана (сейчас в республике остается
около четверти доходов). Эта идея уже пропагандируется национальным
движением, но пока она выглядит маргинальной.
В целом межэтническая ситуация в республике характеризуется как
умеренно напряженная. Несмотря на разрядку, обусловленную
консолидацией российского общества на фоне возвращения Крыма,
поддержки Новороссии и санкционного давления, для Татарстана остаются
55
Состояние межнациональной напряжённости в Татарстане [Электронный ресурс]: ЦИНК | ГРОЗДЬЯ
ГНЕВА. РЕЙТИНГ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ В РЕГИОНАХ РОССИИ. – URL:
http://www.club-rf.ru/thegrapesofwrath/02/tatarstan.html (дата обращения 29.09.14).
55
актуальными такие негативные факторы, как экспансия радикального ислама,
высокий уровень миграции и онлайн-экстремизм. Руководство республики,
признавая проблему радикализации общества, не склонно к открытой
дискуссии, предпочитая ситуативно реагировать на вызовы. Не можем не
отметить, что именно в Татарстане у наших экспертов возникли проблемы с
чиновниками после выхода первого рейтинга межэтнической напряженности.
Попытки власти исключить общественность из межнационального диалога
не позволяют сделать позитивный прогноз развития ситуации в республике.
Отдельно можно выделить основные проблемы: фактическая
этнократия, этнолингвистический конфликт (протесты родителей
русскоязычных школьников, вынужденных изучать татарский в ущерб
русскому), «переписывание» истории под давлением татарских
националистов, экспансия радикального ислама, религиозная вражда, татаробашкирские противоречия, интернет экстремизм.
Конфликты в регионе за 2014 год.
6 го сентября в Казани во время матча Россия — Люксембург
фанаты выкрикивали антикавказские речевки.
4 ноября в Казани вместо не согласованного властями «Русского
марша» (три заявки отклонены) состоялся крестный ход. «Русский марш»
был согласован на 17 ноября и переименован в марш «За русский язык».
Разрешили провести его на окраине города (до этого татарским
националистам разрешили марш в центре). На марше поднимали вопрос
изучения русского языка в Татарстане, выступали против этнократии.
16-17 ноября Подожжен храм св. Димитрия Солунского, ранее
сожжена часовня. После того как история с поджогами церквей в Татарстане
приобрела федеральный резонанс, прокуратура республики объявила их
терактами. Через некоторое время были задержаны предполагаемые
поджигатели, оказавшиеся исламистами.
25 декабря в Нижнекамске прошла акция против и ламофобии и
пыток мусульман сотрудниками МВД в виде ряда одиночных пикетов,
56
растянувшихся на несколько сот метров. После акции состоялась встреча с
прокурором города, где присутствовали представители националистов,
интеллигенции, религиозные деятели.
30 декабря в Казани произошла массовая драка: четверо русских
против около 15-20 выходцев с Кавказа. Конфликт был спровоцирован
оскорблением последними девушки. Двое с травмами госпитализированы,
двое задержаны.
19 февраля в Казани Движение «Азатлык» заявило о готовности
провести пикет в защиту татарского языка, а также против закрытия
татарских школ и отсутствия татарских ТВ-каналов.
И это не весь список подобных ситуации в Республики Татарстан.
Глава Республики Татарстан Рустам Минниханов на совместном
заседании совета безопасности РТ и республиканской антитеррористической
комиссии заявил:
56
«Обстановка продолжает оставаться напряженной…
Переломить ситуацию с экстремизмом пока не удается… Как только мы
теряем бдительность, тут же получаем экстремистские проявления и
обострение обстановки в регионе. В республике… заявляют о себе
радикальные религиозные группировки, ориентированные на теракты. Об
этом говорят… в частности, поджоги православных храмов в отдельных
муниципальных районах, попытка применения самодельных взрывных
устройств в Нижнекамске и Билярске есть факты проникновения в
республику мигрантов – членов международных террористических
организаций – приверженцев ислама…»
Критично настроенные по отношению к региональным элитам
эксперты утверждают, что националистическая тема является в числе
прочего инструментом политического шантажа федеральной власти,
позволяющим получить дополнительные экономические преференции.
56
Глава Республики Татарстан Рустам Минниханов об обстановки региона [Электронный ресурс]: Рустам
Минниханов провел совместное заседание Совбеза РТ, Антитеррористической комиссии в РТ,
Координационного совещания по обеспечению Правопорядка в РТ.-URL:
http://president.tatarstan.ru/news/view/121239 (дата обращения: 18.04.14).
57
Однако данный процесс, вступив в реакцию с радикальным исламизмом,
может выйти из-под контроля и привести к росту сепаратистских
настроений.
В итоге можно сказать, что Республика Татарстан регион с
повышенной уровнем межнациональной напряженности. Этнические
проблемы начинают приобретать системный характер. Высока угроза выхода
ситуации из-под контроля. Общий прогноз умеренно неблагоприятный,
серьезный инцидент может спровоцировать массовый конфликт.
Таким образом, траектория развития политического процесса
Татарстана в наши дни подошла к очередной точке – этнорелигиозных
перестроек, и дальнейшая динамика может рассматриваться только в
категориях вероятностного моделирования. Время покажет, насколько
действенным окажется потенциал, накопленный за всю новейшую
политическую историю республики, потенциал, позволявший долгие годы
удерживать стабильность как реальное состояние межэтнических отношений
и минимизировать этнополитические риски. Здесь важным становится
подкрепление этнических чувств реальными политическими и
этнокультурными правами. Только в этом случае этническая идентичность
способна обеспечить межэтническое согласие и стать эффективным ресурсом
развития страны.