Особенности интермодальных перевозок в транспортно-экспедиторских компаниях

В современное время все больше увеличивается спрос на более ответственный процесс перевозки грузов. Также важным является не только качественная, но и достаточно быстрая транспортировка, которая позволяют укладываться в установленные сроки и выполнения всех указанных услуг.

Скачать текст в WORD

Более того, в связи с кризисными явлениями в политической и экономической сферах, когда возникают много сложностей и неопределенностей в, казалось бы, обычных экономических процессах и не действуют годами отработанные мероприятия — необходимо выработать совершенно новые необходимые пути решения и контрмеры. Поэтому, как следствие — повышенный интерес у предпринимателей к проблемам риска.

Причем риск присущ и возможен во всех аспектах предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта: экономической, кадровой, производственной, транспортной и так далее, естественно со своей спецификой.

Что накладывает определенную ответственность на руководителей компаний за отрицательные последствия (как правило, убытки) наступления определенных событий. Предпринимательская деятельность в сфере коммерции неизбежно сопряжена с риском[1].

Предпринимателю приходится принимать решения в условиях неопределенности, когда из нескольких возможных вариантов необходимо выбрать один, то есть предприниматель постоянно рискует. Риском принято считать «действие наудачу в надежде на счастливый случай». В силу различных причин предприниматель может не только не получить ожидаемую прибыль, но и потерять то, что он уже имеет.

Следовательно, возникает необходимость оценить риск, постараться его Осуществление хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики, появление новых для российской практики технологий и финансовых инструментов, наличие предпринимательских рисков определяют необходимость решения проблемы устойчивого функционирования транспортной отрасли, выявления и нейтрализации угроз экономической безопасности.

Формирование механизма управления экономическими рисками транспортных компаний, осуществляющих интермодальные перевозки, является одним из аспектов обеспечения экономической безопасности и жизнестойкости данных компаний.

Интермодальные перевозки в последнее время стала востребованной и популярной услугой, благодаря своим следующим особенностям[2]:

  • оператор, который ответственной за перевозку от начального этапа до последнего пункта сдачи;
  • единый тариф перевозки;
  • один документ на весь процесс транспортировки;
  • ответственность за выполнения условий договора от начала до конца.

Интермодальный способ перевозки объединяет целую структуру разных видов транспорта, что отвечает за качественный и быстрый процесс от заказчика до конечной цели. Поэтому, основными принцами выполнения этой системы являются следующие критерии:

  • единая правовая и коммерческая ответственность;
  • единый наперед обсуждаемый тариф;
  • возможность отследить местонахождения груза;
  • логистические связи;
  • развитая инфраструктура транспорта.

Впрочем, качественность и эффективность данного вида перевозки в первую очередь подразумевает сочетания достоинств каждого средства. Зачастую главными признаками качества в грузоперевозках являются не столь соотношения цены и качества,  а скорости и безопасности самих перевозок.

 Однако железнодорожные перевозки негабаритных грузов, как и все другие виды, имеют свои главные достоинства, но и недостатки. Основным минусом является не очень достойный уровень подготовки у логистических транспортных компаний. Ведь их некомпетентность или допускаемые промахи часто приводит к изменению графиков доставки. Но этот минус легко решаем при помощи привлечения боле профессионального логиста.

Поэтому, следует отметить, что интермодальный способ перевозки – это только разновидность транспортировки, который способен совместить разные звенья транспортных услуг в одну единую взаимосвязанную структуру. А изучив все его достоинства, недостатки и особенности следует отметить, что именно этот способ является более надежным и мало затратным.

Несмотря на значительное отставание от большинства европейских стран в области интермодальных перевозок, Россия в настоящее время вплотную подошла к созданию интермодальных систем. От уровня развития в России системы интермодальных перевозок грузов по проходящим через ее территорию трансъевропейским и транснациональным транспортным коридорам в решающей степени зависит увеличение внешнеторгового и внутрироссийского грузооборота, рост экспортно-импортных перевозок грузов, повышение конкурентоспособности федеральной и региональной транспортных систем, вхождение транспортного комплекса России в мировую транспортную систему в качестве равноправного партнера Развитие интермодальных перевозок грузов по международным транспортным коридорам требует координации работы различных видов транспорта и интеграции их в единую организационную систему, функционирующую на основе формирования сквозных логистических транспортно-технологических систем[3].

Транспортный процесс по своей природе объективно является непрерывным.

Соответственно и основной задачей координации и взаимодействия видов транспорта является обеспечение непрерывности транспортно-распределительного процесса, начиная от загрузки подвижного состава у грузоотправителей, подвоза грузов по подъездным путям на железнодорожную станцию, в порт, в транспортный узел, осуществление перевозки грузов одним или несколькими видами магистрального транспорта и кончая доставкой подвижного состава с грузом с транспортных узлов на подъездные пути и к складам грузополучателей при соблюдении сроков доставки груза и его сохранности.

Одним из наиболее распространенных видов взаимодействия разных видов транспорта, требующим соответствующей координации на всех стадиях перевозочного процесса, является организация перевозок грузов в смешанном сообщении. Перевозками грузов в смешанном сообщении называют перевозки, выполняемые двумя и более видами транспорта, работающими последовательно. При перевозке грузов в смешанном сообщении появляются дополнительные грузовые операции по перевалке или перегрузке грузов с одного вида транспорта на другой и связанные с этим дополнительные транспортные расходы, которые при соответствующей координации перевозочного процесса компенсируются за счет применения более рациональных схем и маршрутов перевозок, уменьшения задержек грузов в пути и сокращения простоев подвижного состава на основе внедрения единого технологического процесса и синхронизации работы видов транспорта[4].

Основные грузопотоки при интермодальных перевозках в России проходят через порт Санкт-Петербурга и порты Восточный и Владивосток Дальневосточного Федерального округа. Большинство главных портов страны планируют расширять мощности для стимулирования дальнейшего роста интермодальных перевозок.

Сегодня развитие интермодальных перевозок находится в полной взаимозависимости от роста контейнерных перевозок. Интермодальная перевозка в большинстве случаев предполагает пересечение границы и редко обходится без участия специальных контейнеров для груза, которые перед отправкой тщательно проверяются и опечатываются. Контейнер необходим для удобной транспортировки грузов на любом транспорте, будь то автомобиль, самолет или морской транспорт.

Ведущие свидорные компании и портовые власти уже озвучили свои инвестиционные планы в России, которые, если будут реализованы, увеличат общую мощность российских контейнерных терминалов в портах более чем в 2 раза к 2020 году. Что самым непосредственным образом скажется на совершенствовании и развитии интермодальных перевозок.

Основные транспортные компании рынка контейнерных перевозок в России, на совокупную долю которых приходится 70% российского рынка контейнерных грузоперевозок:  ПАО «ТрансКонтейнер», ООО «Модуль» и др.

Доля ПАО «ТрансКонтейнер» в общем объеме контейнерных перевозок  составила 44% по результатам 2017 года, а доля крупнейшего конкурента, по оценке «ТрансКонтейнера», составляет 9%. 

Основную долю отечественного рынка железнодорожных контейнерных перевозок во всех его сегментах (внутренние, импортные, экспортные и транзитные перевозки) занимают компании ОАО «РЖД», при этом доминирующее положение компании холдинга занимают в сегменте внутренних (около 73%) и экспортных (около 51%) перевозок. В сегменте транзитных перевозок дочерние и зависимые компании ОАО «РЖД» имеют около 16%, и немного уступают транспортной компании «FESCO». Холдинг «РЖД» владеет большей частью терминальной инфраструктуры, оказывает значительное влияние на технологию перевозок грузов в контейнерах, тесно взаимодействует с государственными органами, частными операторами, морскими портами, железными дорогами других государств, логистическими компаниями.

В настоящее время в структуре грузооборота на железных дорогах России доминируют сырьевые грузы (около 90%). В долгосрочной перспективе они сохранят свою прерогативу и к 2030 году ориентировочно будут составлять около 84%.

При среднегодовом темпе 2% на горизонте прогнозирования до 2030 года основным драйвером роста грузооборота выступят контейнерные грузы, которые занимают 7% в общем грузообороте и до 2030 года будут расти темпами, опережающими рост рынка. Среднегодовой прирост контейнерных грузов составит 6,4%, что приведет к удвоению доли контейнерного грузопотока в общей структуре рынка интермодальных перевозок до конца 2030 года.

По мнению транспортных специалистов, взрывной рост контейнерных перевозок может быть обусловлен тремя основными факторами:

  • развитием в России интермодальных 3PL-услуг;
  • развитием контейнерной инфраструктуры;
  • усложнением логистических цепочек, обуславливающим рост эффективности контейнерных перевозок по сравнению с другими видами грузоперевозок.

Скачать текст в WORD

Современная действительность требует новых подходов к организации управления экономическими процессами в транспортных компаниях при осуществлении интермодальных перевозок, важнейшими составляющими которых являются поддержание необходимого уровня экономической безопасности, который является основой стабильности компаний, а также минимизация влияния рискообразующих факторов макро- и микросреды.


[1] Колесников А.М., Никифоров Е. С., Латыпова Р.Р. Керимкулова Д.Д.. Система управления современным грузовым автотранспортными предприятием Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 6 (96). С. 46-50.

[2] Латыпова Р.Р. Анализ и перспективы развития рынка автотранспортных услуг // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2016. № 2 (53). С. 47-51.

[3] Еремеева, Л. Э. Интермодальные и мультимодальные перевозки [Электронный ресурс] : учебное пособие / Л. Э. Еремеева ; Сыкт. лесн. ин-т. — Электрон. дан. — Сыктывкар : СЛИ, 2016. — 144 с.

[4] Голубчик, А.М. Транспортно-экспедиторский бизнес: создание, становление, управление / А.М. Голубчик. — Москва: ТрансЛит, 2016. — 317 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *