Основные направления развития наглядно-образного мышления у дошкольников с ЗПР

🙂

Скачать текст в WORD

Важность изучения проблем формирования наглядно-образного мышления заключается в том, что наглядно-образные компоненты играют существенную роль в жизни каждого человека, любого возраста. Дети с ЗПР требуют значительного внимания со стороны специалистов, так как данный вид мышления будет оказывать влияние на овладение детьми школьными дисциплинами. О важности развития наглядно-образного мышления писала Е.А. Стребелева, отмечая сензитивность дошкольного возраста. Автор считала, что «своевременное формирование наглядного мышления внесет качественные изменения в развитие всей познавательной деятельности умственно отсталых детей и составит существенное звено в подготовке их к школьному обучению» [Стребелева, 1992, с.11].

Основные направления формирования наглядно-образного мышления у рассматриваемой категории дошкольников отражены в трудах Н.Л. Белопольской, Е.А. Стребелевой, Г.А. Карповой, И.И. Мамайчук, С.Г. Шевченко и других авторов. Основными этапами такой работы являются:

  • развитие пространственных представлений;
  • развитие аналитико-синтетической деятельности;
  • повышение уровня обобщений.

Для реализации данных направлений с детьми проводятся различные игры и упражнений, с активным включением средств наглядности. Е.А. Стребелева выделяла особенную роль дидактических игр и упражнений, направленных на совершенствование ориентировочно-исследовательской деятельности и формирование основных функций речи, что позволит преодолеть слабую взаимосвязь у умственно отсталых дошкольников между действием, словом и образом [Стребелева, 1992].

На сегодняшний день для развития исследуемого вида мышления у дошкольников с ЗПР используются инновационные формы работы, с активным включением средств информационно-компьютерных технологий. Развивает наглядно-образное мышление работы с компьютерной графикой, использованием виртуальных «экскурсий», аудирование с показом при первичном ознакомлении с новым материалом и т.п. Также ИКТ используются при проверке полученных знаний.

Для того, чтобы совершенствовать ориентировку воспитанников в практических задачах Н.Н. Поддъяков рекомендовал использовать метод проб и ошибок. Автор отмечал, что при выявлении скрытых свойств и связей объекта дети будут использовать данный метод, который в определенных жизненных обстоятельствах является необходимым и единственным. Этот метод поможет вооружить дошкольников приемами поиска правильного решения задач, способами апробирования познаваемого объекта. При возникновении ошибок ребенок должен владеть элементарными приемами анализа, извлечения полезной информации и исправления этих ошибок. Каждое последующее действие строится с учетом результата предыдущего [Поддъяков, 1995].

Особенную роль в развитии наглядно-образного мышления дошкольников с ЗПР играет использование метода конструирования.

С.Н. Каштанова рассматривает конструирование в качестве важнейшего вида продуктивной деятельности детей дошкольного возраста, связанный с моделированием как реально существующих, так и придуманных детьми объектов. В процессе конструирования ребенок овладевает навыками моделирования пространства, знакомится с отношениями, существующими между находящимися в нем предметами, учится преобразовывать предметные отношения различными способами [Каштанова, 2014]. Т.М. Горюнова определяет детское конструирования как продуктивную деятельность, в процессе которой дошкольники моделируют конструкции разнообразных объектов из разного по виду материала (из деталей строительного материала и конструкторов, из бумаги, природного и бросового материала, из различных видов мозаики) [Горюнова, 2012].

Посредством использования метода конструирования дошкольники с ЗПР получают свои первые знания об описаниях, схемах, чертежах, что выступает точкой отправления работы воображения; совершенствуют и расширяют запас наглядных образов, принадлежащих необходимой области знаний. А.Я. Коменский в труде «Великая дидактика» отмечал: «Пусть будет для детей золотым правилом: всё, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – осязанием. Если же какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу несколькими чувствами преподносятся» [Коменский, 1939].

Актуальность данного метода заключается в том, что усвоение общественного опыта является очень сложным процессом для детей 5-6 лет с ЗПР, и не может происходить пассивным путем созерцания окружающей действительности. Конструирование позволяет детям научиться визуализации, а, затем, учиться непосредственно оперировать образами, то есть, решать мыслительные задачи с опорой на представления. По мнению О.П. Гаврилушкиной конструирование имеет огромное значение для развития у дошкольника образного и элементов наглядно-схематического мышления, формирования у него представлений о целостном образе предмета. Ребенок с умственной отсталостью, создавая конструкцию (модель какого-либо реального объекта), начинает совершенно иначе воспринимать сам предмет. Следовательно, качество его восприятия неизмеримо возрастает, обогащается сенсомоторный опыт; развивается анализирующее восприятие; формируются системы «взор – рука», серийность и произвольность [Гаврилушкина, 2009].

Например, в игре со склеенными между собой кубиками дети рассматривают все элементы игры (фигуры из склееных кубиков), затем, находят сходства и различия по форме, затем, учатся присоединять одни части к другим, складывать объемные фигуры, указывая составные элементы. Целесообразно проводить работу в следующей последовательности: предложить детям сначала рассмотреть образец, затем расчленить его на составляющие элементы и сложить такую же фигуру. Затем, дети могут попробовать складывать объемные фигуры по представлению. Сначала детям демонстрируется образец для рассматривания, затем, образец убирается, а дети должны составить из кубиков ту фигуру, какую они видели. Результат работы сравнивается с образцом. Таким образом, можно сделать вывод, что использование конструирования, дидактических игр, предметной деятельности в системе своевременного формирования наглядно-образного мышления у дошкольников с ЗПР обеспечит более полноценное развитие детей, позволит осуществить коррекцию познавательной деятельности в целом и будет способствовать совершенствованию подготовки воспитанников к обучению в школе.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *