Организация и методика изучения состояния связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

Экспериментальное исследование проводилось с сентября по октябрь 2018 года на базе МБДОУ №45 «Ручеёк». В исследование приняло участие 9 детей старшего дошкольного возраста. Все воспитанники зачислены в МБДОУ по результатам психолого-медико-педагогической комиссии. Исходя из анамнестических данных у детей в заключении стоит ОНР III уровня.

Цель констатирующего этапа исследования — выявить уровень сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Для реализации поставленной цели были определенны следующие задачи:

1.Определить, на сколько сформирован уровень связной речи у детей с ОНР III уровня.

2. Подобрать направления и содержание коррекционно- логопедической работы по совершенствованию связной речи.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

  • наблюдение
  • сравнение
  • логопедическое обследование
  • анализ анамнестических данных
  • изучение документации.

Таблица 1

Логопедические данные детей, принявших участие в эксперименте

    Ф.И. ребенка   Речевое обследование до поступления в логопедическую гр. (Заключение ПМПК) Речевое обследование сентябрь 2017-2018 учебного года.
 Дима Г. Дизартрия. ОНР 3 уровень речевого развития; остаточный компонент Дизартрии.
 Артём Д. Дизартрия. ОНР 3 уровень речевого развития; Дизартрия.
Саша К. ОНР 3 уровень речевого развития; Стёртая дизартрия. ОНР 3 уровень речевого развития; Дизартрия.
 Алина К. ОНР 3 уровень речевого развития; Дизартрия. ОНР 3 уровень речевого развития; остаточный компонент Дизартрии.
Денис Л. Дизартрия. ОНР 3 уровень речевого развития; Дизартрия.
 Анна М. ОНР 3 уровень речевого развития. ОНР 3 уровень речевого развития.
Алиса О. ОНР 2 уровень речевого развития; Стёртая дизартрия. ОНР 3 уровень речевого развития; Дизартрия.
Глеб Т. ОНР 2 уровень речевого развития; Дизартрия. ОНР 3 уровень речевого развития; Дизартрия.
Серёжа Ф. Дизартрия. ОНР 3 уровень речевого развития; Дизартрия.

Исследование уровня связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР проводилось с использованием серии заданий, опираясь на методику В.П. Глухова. При этом использовался наглядный материал из соответствующих пособий Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой, А.В. Соболевой, О.Е. Грибовой, Т.Б. Бессоновой, О.Н. Усановой и др.

В целях комплексного исследования связной речи детей использовались шесть видов заданий:

  1. Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам;
  2. Составление предложения по трем картинкам, связанным тематически;
  3. Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа);
  4. Составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок;
  5. Сочинение рассказа на основе личного опыта,
  6. Составление рассказа-описания [18, с.36] (Приложение 1).

Исследование проводилось в индивидуальной форме.

По итогам констатирующего эксперимента было установлено, что у 4 дошкольников фразовые ответы содержались во всех пяти фрагментах рассказа, у остальных фразовые ответы отсутствовали в одном или нескольких фрагментах и заменялись простым перечислением предметов и действий. У трети дошкольников фразовые ответы содержались только в одном – двух фрагментах.

При составлении рассказов дошкольники употребляли главным образом короткие фразы – в 2-4 слова. Средний объём рассказов у дошкольников был равен 25 словам. При попытке развёрнутого сообщения наблюдался пропуск важных смысловых звеньев, что делало его малопонятным. У 2 дошкольников нарушения имели резко выраженный, комплексный характер.

Отметим также, что рассказ для большей части дошкольников как показала диагностика – малодоступен. Дети ограничивались перечислением отдельных предметов и их частей.

Средний показатель объёма рассказов детей составил 12 слов. В рассказах детей в личный рассказ вклинивались повторения эпизодов из прочитанного текста, что вело к нарушению логики повествования: «Волки увидели кошку. Волки отвлеклись и побежали за кошкой, а Коля взял портфель и убежал», «Мальчик по другим веткам добрался до дома, а волки спали, ……мама ждала», «Волков надо было отвлечь. Коля дал рыбку и кинул волкам и Коля быстро слез и следа волки не видели. Волки остались голодными», «У волка не получилось съесть мальчика. Он бросил мясо, волки набросились на мясо, а мальчик в это время убежал», «Сломал палку и бросил в волков», «Коля спрыгнул и побежал домой, стучал рюкзаком, звал на помощь, его спасли и волков прогнали. Полицейские прогнали волков», «Волки пошли искать другую еду, потому что они не достали мальчика. Потом этот мальчик слез и пошёл домой», «А потом Коля перепрыгнул на другое дерево, а потом на другое, и добрался до дома. Волки не дождались и убежали», «Волк прыгнул и не достал Колю. Волки выли на него. Потом мальчик отколол палку и стал бить их, волки испугались и убежали».

Анализ полученных результатов по всем заданиям методики представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты диагностики (констатирующий эксперимент)

  Задания Общий балл Уровень
    1 2 3 4 5 6 7    
1 Дима Г. 5 3 2 2 2 2 3 19 Средний уровень
2 Артём Д. 1 1 3 2 1 2 2 12 Недостаточный уровень
3 Саша К. 5 3 3 2 2 2 1 18 Средний уровень
4 Алина К. 4 4 3 3 2 2 2 20 Средний уровень
5 Денис Л. 5 4 4 2 2 2 1 20 Средний уровень
6 Анна М. 5 4 2 2 1 3 1 18 Средний уровень
7 Алиса О. 1 3 4 2 2 2 1 19 Средний уровень
8 Глеб Т. 1 5 3 1 1 1 2 14 Недостаточный уровень
9 Серёжа Ф. 1 1 3 2 2 2 0 11 Недостаточный уровень

Данные, представленные в таблице 1 позволяют говорить о том, что у 3 дошкольников преобладает недостаточный уровень сформированности связного высказывания. Их связная речь характеризуется неверным или не последовательным воспроизведением текста, нарушением его структуры, бедностью лексики, многочисленными паузами при пересказе, отсутствием описания внешнего вида героев и окончания текста. Можно сделать вывод о том, что этим детям нужны стимулирующие, наводящие вопросы логопеда.

Оставшиеся 6 детей имеют средний уровень сформированности связного высказывания. Представим полученные данные наглядно.

Рис. 1. Результаты диагностики развития связной речи

Рис.2 Уровни развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

Из выше изложенного можно сделать вывод, что в группе у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня недостаточно сформировано связное высказывание.

С учетом выявленных трудностей в уровне развития речи детей был составлен перспективный план коррекционно-логопедической работы, включающий задания, направленные на: 

1. Составление предложений по картинкам.

2. Пересказ текстов.

3. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

4. Сочинение рассказа на основе личного опыта.

5 Составление рассказа — описания.

В соответствии с перспективным планом был подобран речевой материал для обучения детей пересказыванию, составлению рассказов. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *