ОБЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Модернизация – это процесс перехода образования из одного состояния в другое с четко сформулированными и общественно одобренными целями, требующий напряженных усилий государства, общества и самой системы образования. Как говорится в программе «Развитие образования», «обучающиеся, их семьи, работодатели и местные сообщества будут непосредственно включены в управление образовательными организациями и оценку качества образования» [11, с. 2].

Правительство РФ Распоряжением от 29.12.2014 № 2765-р утвердило Концепцию федеральной целевой программы развития образования на 2016 — 2020 годы (далее — Концепция) [11, с.4]. Документ определяет точки роста, приоритетные для отрасли, а также конкретные механизмы участия образовательных организаций в реализации запланированных направлений развития.

Концепция модернизации муниципальной системы образования – это совокупность основных идей, определяющих пути развития системы образования. Образовательная деятельность направлена на формирование единого, открытого, личностно ориентированного образовательного пространства.

Задачи, поставленные в Концепции, находятся в русле стратегии развития образования, обозначенной в других программных документах (Указе Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, принятой Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р, Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 295). В свою очередь, рассматриваемая Концепция охватывает те преобразования, реализация которых позволит наиболее эффективно и результативно использовать финансовые ресурсы для решения стратегических задач.

Центральной задачей модернизации системы образования было и остается обеспечение единства образовательного пространства, путем формирования общей гражданской культуры и предоставления каждому равных возможностей для получения качественного образования. Обеспечить контроль качества образования и сохранить единое образовательное пространство в РФ, призваны важнейшие элементы современной российской системы образования – процедуры аттестации, лицензирования и аккредитации.

В конце 2015 года, Президент Российской Федерации В.В. Путин на заседании Государственного совета по вопросам совершенствования системы образования в Российской Федерации определил ее ключевые направления развития и совершенствования. К ним относятся: повышение качества и эффективности педагогического труда, создание комфортных условий обучения и воспитания школьников, внедрение новых форм профессиональной ориентации на основе взаимодействия школы, вуза и производства [42, с.22].

Современная российская система образования имеет ряд тенденций, которые важно учитывать как в теоретическом, так и в практическом аспектах [38, с.12].

1) Доступность. Уже сейчас успешно реализующимся направлением усовершенствования образовательной среды является формирование условий для комфортного и доступного обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья, посредством применения новых учебных методик, образовательных технологий, информационно-телекоммуникационных технологий и дистанционного обучения.

2) Вариативность. Усовершенствованные образовательные учреждения позволяют учитывать интересы конкретного учащегося, использовать личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. Профильные учреждения предлагают абитуриентам получить новые специальности, с усилением фундаментализации программ [43, с.19].

3) Дополнительное образование. В системе профессионального образования набирает популярность среди зрелого населения программы дополнительных услуг с ориентацией на образование для взрослых. Они включают образовательные программы и услуги, реализуемые, например, в учреждениях повышения квалификации, курсах переподготовки, центрах профессиональной ориентации и т.д.

4) Массовость. Дискуссионной тенденцией в высшем образовании становится рост его массовости, который в России происходит ускоренными темпами. Это связано с процессом перехода от индустриальной экономики к «экономике знаний». Также к этому добавляется фактор отсутствия у молодого поколения широких институциональных возможностей в профессиональной самореализации.

5) Непрерывность. Так, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, важнейшей задачей по достижению доступности образования является создание системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки кадров. В основу системы положены принципы адаптации населения к постоянно меняющимся условиям профессиональной деятельности, обеспечение возможности постоянного саморазвития в соответствии с индивидуальными стремлениями, увеличение образовательных ресурсов общества.

Основные направления деятельности управления образования Ирбитского муниципального образования Ирбитского района следующие [27, с.19]:

— оптимизация и обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития;

— повышение гибкости и многообразия форм предоставления дошкольного образования;

— совершенствование содержания и технологий образования в условиях введения ФГОС;

— повышение качества дошкольного, общего и дополнительного образования;

— организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;

— развитие системы выявления, изучения, обобщения и распространения позитивных образцов и результатов инновационной деятельности руководящих и педагогических работников;

— совершенствование социальной защиты педагогических работников, привлечение и закрепление в сфере образования молодых кадров;

— совершенствование научно-методического сопровождения процесса воспитания и  учреждений дополнительного образования детей;

— создание образовательной среды, способствующей формированию культуры здоровья и безопасного образа жизни образовательных учреждений;

— создание материально-технических условий для развития единой образовательной информационной среды;

— совершенствование муниципальной системы выявления и развития детской одаренности в образовательном процессе.

Мероприятия по основным направлениям развития управления образования Ирбитского муниципального образования Ирбитского района следующие:

1) Оптимизация и обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития [17, с.7]:

— реализация Плана действий комитета по образованию по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;

— реализация долгосрочной целевой программы «Развитие муниципальной системы образования  муниципального образования на 2016- 2020 годы»;

— оптимизация сети муниципальных образовательных учреждений;

— использование опыта  и дальнейшее развитие школ, являющихся ресурсными центрами.

2) Совершенствование содержания и технологий образования в условиях введения ФГОС:

— реализация Комплекса мер по модернизации системы общего образования;

— мониторинг реализации мероприятий по модернизации муниципальной системы общего образования;

— отработка и внедрение различных моделей профильного обучения на старшей ступени общего образования;

— создание условий, обеспечивающих возможность выбора учащимися индивидуальной образовательной траектории;

— введение в учебные планы общеобразовательных учреждений курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ);

— поэтапное введение ФГОС во всех общеобразовательных учреждениях района;

— обеспечение доступности качественного общего образования.

3) Повышение качества общего образования [27, с.11]:

— создание единого образовательного пространства преемственности дошкольного и начального общего образования, единых требований детского сада и школы к уровню функциональной готовности детей к школьному обучению;

— создание условий для функционирования и развития эффективной сети различных форм получения общего образования;

— развитие системы получения информации о качестве общего и дополнительного образования;

— расширение использования современных образовательных технологий, обеспечивающих качественное освоение учащимися основных образовательных программ.

4) Организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров:

— своевременное заключение договоров на организацию курсовой подготовки педагогов;

— ежегодный анализ профессиональных потребностей различных категорий работников муниципальной системы образования;

— внедрение системы мер по мотивации роста профессионального уровня педагогов путем введения в положение о распределении надтарифного фонда ОУ разделов по оплате труда за качество и результативность  профессиональной деятельности.

5) Развитие системы выявления, изучения, обобщения и распространения позитивных образцов и результатов инновационной деятельности руководящих и педагогических работников:

— проведение научно-практических конференций, семинаров по различным аспектам образования;

 — участие в конкурсах профессионального мастерства: «Учитель года», «Методическая копилка» и др.;

— ежегодное обновление банка передового и инновационного педагогического опыта, обеспечение его доступности путем пополнения районной медиатеки, освещения на сайтах.

6) Совершенствование социальной защиты педагогических работников, привлечение и закрепление в сфере образования молодых кадров:

— проведение стажировок для молодых педагогов на базе ОУ, реализующих инновационные образовательные программы;

— выплата единовременного пособия молодым педагогам, окончившим педагогические учебные заведения и пришедшим на работу в образовательные учреждения района;

— совершенствование Положения о ежегодной премии главы администрации муниципального образования Ирбитский район «За заслуги в области образования»;

— создание в районе Школы молодого педагога.

7) Совершенствование научно-методического сопровождения процесса воспитания и  учреждений дополнительного образования детей:

— реализация комплексной многопрофильной программы «Воспитание детей и подростков в системе образования муниципального образования Ирбитский район;

— развитие системы дополнительного образования в соответствие  с современными требованиями  к качеству и безопасности образовательного процесса и приоритетом формирования у детей и подростков способностей к позитивному социальному взаимодействию;

— разработка оптимальной модели взаимодействия основного и дополнительного образования детей с учетом введения Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения;

— организация участия в областных семинарах «Развитие творческих способностей детей и молодежи» для педагогических работников, реализующих дополнительные образовательные программы.

8) Создание образовательной среды, способствующей формированию культуры здоровья и безопасного образа жизни образовательных учреждений:

— участие в реализации региональной программы совершенствования школьного питания;

— реализация муниципальной долгосрочной целевой программы «Совершенствование организации школьного питания в муниципальных общеобразовательных учреждениях муниципального образования Ирбитского района на 2016-2018 годы»;

— приобретение медицинского оборудования для оснащения медицинских кабинетов образовательных учреждений;

— создание безопасной среды в образовательных учреждениях путем обеспечения требований, регламентирующих необходимые и достаточные материально-технические нормы и правила организации образовательной деятельности;

— осуществление мер по оптимизации учебной, физической нагрузки школьников путем введения многообразия форм организации образовательного процесса, создания разнообразной учебной среды, индивидуализации образовательного процесса;

— оптимизация деятельности по организации досуга детей во внеурочное и  каникулярное время, а также летнего отдыха и занятости детей и подростков;

— создание условий для обучения школьников по индивидуальным образовательным программам с учетом особенностей психофизиологического развития детей.

9) Создание материально-технических условий для развития единой образовательной информационной среды:

— модернизация существующих компьютерных классов, приобретение автоматизированных рабочих мест учителя и ученика, создание локальных сетей в ОУ с выходом в Интернет;

— информационно-организационная работа по дистанционному обучению детей-инвалидов, обучающихся на дому;

— участие в реализации проекта «Электронный мониторинг образовательных учреждений Свердловской области»;

— организационная работа по переходу на оказание услуг в электронном виде.

10) Совершенствование муниципальной системы выявления и развития детской одаренности в образовательном процессе [22, с.17]:

— реализация мероприятий  долгосрочной целевой программы «Развитие муниципальной системы муниципального образования управления образования Ирбитского муниципального образования Ирбитского района;

— организация проведения школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников;

— организация и проведение для одаренных детей  творческих и исследовательских конкурсов по различным направлениям образовательной деятельности;

Механизмы реализации стратегий развития управления образования Ирбитского муниципального образования Ирбитского района следующие:

Стратегия развития муниципальной системы образования на 2015-2020 годы будет дополняться и уточняться долгосрочными целевыми программами развития образования управления образования Ирбитского муниципального образования Ирбитского района.

Основными ресурсами для реализации стратегии являются кадровый потенциал системы образования, финансовые средства федерального бюджета, средства бюджета Свердловской области и местного бюджета.

Проблемы и риски, сдерживающие развитие управления образования Ирбитского муниципального образования Ирбитского района следующие [21, с.2]:

— ограниченность материально-технических ресурсов образовательных учреждений;

— ограниченный доступ образовательных учреждений сельской местности к современным информационным системам;

— несоответствие между реальной обеспеченностью образовательных учреждений системами безопасности (автоматической пожарной сигнализации, оповещения людей о пожаре, кнопка экстренного вызова полиции) и современными нормативными требованиями пожарной и антитеррористической безопасности;

— недостаточные условия для формирования личностного и профессионального самоопределения и выбора учащимися индивидуальной образовательной траектории;

— недостаточные условия для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;

— старение кадрового состава;

— недостаточный уровень правовой культуры должностных лиц образовательных учреждений;

— недостаточный уровень доходов населения для развития платных образовательных услуг;

— преобладающая в родительской среде мораль ответственности ОУ за детей и их образование;

— относительная неразвитость государственно-общественной формы управления образовательным учреждением;

— низкая эффективность расходования бюджетных средств, направленных на образование (несоответствие наполняемости классов школ нормативным требованиям, излишняя штатная численность работников ОУ и др.) [22, с.19].

Итак, с учетом современных тенденций в управлении процессами отраслевого и территориального развития, особой роли муниципального уровня в достижении целей модернизации образования, представляется целесообразным использование новой — территориально-межотраслевой — модели управления развитием муниципальной системы образования. Ее основными чертами должны стать:

— ориентация на развитие образования как важнейшего кластера в структуре стратегически приоритетных зон социально-экономического развития территории;

— формирование самостоятельной муниципальной образовательной политики;

— сочетание стратегии модернизации и стратегии опережающего развития муниципальных систем образования;

— развитие образования как общественного блага за счет повышения его социальной результативности, снижения социальных рисков, компенсации и дополнения государственной политики модернизации;

— признание социальной ответственности хозяйствующих субъектов как важнейшего фактора развития территориальных систем образования;

— кооперация и интеграция как приоритетная стратегия организационного поведения для целей социально-экономического развития и средство формирования ресурсной базы развития образования;

—  опора на горизонтально интегрированные схемы муниципального управления взамен вертикально интегрированных.

Таким образом, текущая сложная макроэкономическая ситуация в стране и амбициозные стратегические цели диктуют потребность в качественно новых направлениях подготовки начиная с дошкольных учреждений и заканчивая центрами повышения квалификации, которые должны поспособствовать повышению образовательного уровня населения, усилению интеллектуального потенциала, увеличению количества квалифицированных специалистов и улучшению качества образования в РФ с учетом процессов глобализации [36, с.7].

Структура российской системы образования и современные направления реализации государственной политики в этой сфере воплощают те ценности и цели, которые общество ставит перед новым поколением.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *