Рассмотрим творчество поэта в период до 1919 г., когда его личность только складывалась под воздействием различных влияний. Использование христианских образов не было каким-то особым «приемом», специально выбранным стилем — эти образы были совершенно органичны для поэта, ведь он вырос в православной среде, воспитывался в ней, и на каждом этапе творчества это отражалось в разной мере — что и прослеживается в этой главе.
Насыщенность творчества Есенина христианскими темами и мотивами неслучайна. Истоки такого интереса были заложены еще в детстве поэта. Большое влияние на него оказал семейный уклад — религиозность деда (Ф. А. Титова) и бабушек (Н. Е. Титовой и А. П. Есениной), матери (Т. Ф. Титовой).
Сергей Есенин родился в семье бедного крестьянина, а с трехлетнего возраста был на попечении и воспитании бабушки и дедушки. За это время у него пробуждается художественная фантазия, любовь к природе, интерес к народным песням, сказкам, легендам, частушкам. Бабушка Есенина знала их множество, и, по признанию самого поэта, именно она давала «толчки» к написанию им первых стихов.
«В детстве я рос, — писал Есенин в своей автобиографии 1921 г., — дыша атмосферой народной поэзии. Бабка, которая меня очень баловала, была очень набожна, собирала нищих и калек, которые распевали духовные стихи. Очень рано узнал я стих о Миколе. Потом я и сам захотел по-своему изобразить «Миколу».
В шапке облачного скола,
В лапоточках, словно тень,
Ходит милостник Микола Мимо сел и деревень [Автобиография 2002: 343].
«Еще больше значения имел дед, который сам знал множество духовных стихов наизусть и хорошо разбирался в них. Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресным дням он рассказывал мне Библию и Священную Историю». Сочинять С. Есенин стал очень рано, лет с девяти; но до четырнадцати, когда были написаны им «Маковые побаски» и «Микола», он слагал только духовные стихи [Литературная энциклопедия 2010: 80].
Эти первые стихи, «сложенные» мальчиком в школьные годы в Константинове, до нас не дошли. Подготавливая к изданию собрание сочинений, Есенин включил и «первые» стихи. Одно из них — «Вот уж вечор. Роса» (1910), сильное по выразительности поэтических образов для 15-летнего мальчика.
«Красота родной природы и русского слова, песни матери и сказки бабушки, Библия деда и духовные стихи странников, деревенская улица и земская школа, песни Кольцова и стихи Лермонтова, частушки и книги — все эти порой крайне противоречивые влияния способствовали раннему поэтическому пробуждению Есенина, которого мать-природа столь щедро наделила драгоценным даром песенного слова» [Прокушев 2003: 56].
В 1909-1912 гг. Есенин учится в церковно-учительской второклассной школе, откуда выходит с хорошим знанием церковнославянского языка, богослужебных текстов и основных молитв. Именно здесь поэт начал свое «сознательное творчество», получил некоторые знания по литературе. Здесь он узнал трудности народной жизни, здесь находился под воздействием религиозной среды [Есенин: 24].
Однако уравновешенности «небесное — небесному, а земное — земному», которую Есенин отмечал у деда, у него не было: «Рано посетили меня религиозные сомнения. В детстве у меня были очень резкие переходы: то полоса молитвенная, то необычайного озорства, вплоть до желания кощунствовать и богохульствовать». В этот период мотивы и образы, почерпнутые поэтом из церковно-христианских представлений, приобретают в его стихах ироническую окраску:
Ковыляли убогие по стаду,
Говорили страдальные речи:
«Все единому служим мы Господу,
Возлагая вериги на плечи».
В стихотворении «Дымом половодье… » (1910) того же периода желание помолиться «украдкой» возникает вовсе не в храме Божьем, а у алтаря природы:
Заунывным карком В тишину болот Черная глухарка К всенощной зовет.
Природа для поэта — чудесный и необъятный храм, в котором все прекрасно. В этот период уже начинают проявляться некоторые характерные черты поэтического С. Есенина. Опираясь на фольклорные традиции, молодой поэт стремится к натурализациии и олицетворению образов, что станет в дальнейшем очень характерной особенностью его стиля[Автобиография 2002: 345].
Будучи семнадцатилетним отроком, Есенин оставил «ту сельщину, где жил мальчишкой» и отправился в Москву. Здесь он поступает вольнослушателем в Университет Шанявского, где учится полтора года. В университете поэт слушал курсы по русской истории, истории литературы, философии. Состоя в тот период на службе в качестве санитара в Царскосельском военно-санитарном поезде, он посещал вечера, где собирались художники, музыканты, собиратели древности и литературы: В. М. и А. М. Васнецовы, М. В. Нестеров, Н. К. Рерих, коллекционер древних русских икон академик Н. П. Лихачев показывал редчайшие древние иконы. Эти вечера не могли не оставить следа в его душе, ведь обращение к истокам, корням русской культуры и искусства важно для любого поэта. Знакомство с выдающимися художниками способствовало формированию у Сергея Александровича особого, «живописного» языка его поэзии.
Первые стихи были напечатаны в журнале «Мирок» за 1913-1914 гг., когда Есенин работал в корректорском отделении типографии «Товарищества И. Д. Сытина». Демократические и социальные настроения С. Есенина в эти годы переплетались с религиозными исканиями «новой» веры. Таким, например, видит поэт образ Христа: «Христос для меня совершенство, — пишет он. — Но я не так верую в него, как другие. Те веруют из страха, что будет после смерти? А я чисто и свято, как в человека, одаренного светлым умом и благородною душою, как в образец в последовании любви к ближнему». В те годы мировоззрение С. Есенина еще только формируется.
В 19-летнем возрасте С.А. Есенин отправляется Петербург, где состоялось его знакомство с выдающимся русским поэтом Александром Блоком, который посвящал его в «секреты» поэтического мастерства и ввел Есенина в большую литературу, познакомив поэта с С. М. Городецким, с Н. А. Клюевым.
В это время печатаются отдельные стихотворения поэта во многих журналах, выходит первый сборник стихов «Радуница» (1916). «Стихи мои, — пишет Есенин, — произвели большое впечатление». «Есенин каждому новому сборнику стихов, каждой книге находил броские, эмоционально выразительные названия: «Голубень», «Заренка», «Преображенье», «Руссе- янь».
В книгах обращает на себя внимание характерное для лирики С.Есенина освещение русской природы как богосозданной, перекликающееся с традициями странничества, паломничества; доминирует приятие этого мира, «сочетание поклонения сущему с устремлением к нездешнему».
В произведениях поэта представлен широкий спектр молитвенных текстов — в форме дословных цитат, вариаций, мотивов. В их числе нами отмечены: Иисусова молитва, молитвы Пресвятой Богородицы, молитва за отечество, поминальная молитва, фрагменты покаянных и «хвалитных» псалмов, богослужебных песнопений, исполняемых на Всенощной во время пасхальной литургии, акафистов Иисусу Сладчайшему и Святителю Николаю и т. д. [Воронова 2000: 88].
Лирическому герою присуще чувство трепета во время присутствия в храме, молитва о своей грешной душе передоверяется более праведному лицу (Есенину хорошо известны прошения в «сугубой ектенье» «о прощении и оставлении грехов земных»): Кроток дух монастырского жителя,
Жадно слушаешь ты ектенью,
Помолись перед ликом Спасителя За погибшую душу мою.
Однако иногда еще молитва вызывает волнение, иногда творится невольно:
И на известку колоколен Невольно крестится рука.
Часто молитва совершается под открытым небом, лирический герой обращается к природным стихиям, небу и земле, воссоздавая образ мира-храма:
Я, странник убогий,
Молюсь в синеву.
Я молюсь на алы зори…
Впрочем, обвинять С. А. Есенина в пантеизме, «полуязычестве» (как писал В. Ходасевич, «начинающий Есенин — полуязычник. У него христианство — не содержание, а форма, и употребление христианской терминологии приближается к литературному приему» неверно, т. к. «космос в ранней лирике Есенина весь пронизан Литургией: от небес до земли, от звезд до травы, всё на свой лад, в разных формах непрерывно служит Творцу» [Автобиография 2002: 343]:
У лесного аналоя Воробей псалтырь читает.
Большое влияние оказала на С. Есенина молитвенная и церковно-гимнографическая поэзия. Произведения поэта свидетельствуют о его глубокой осведомленности в основных жанрах церковной гимнографии. Среди них тропарь («Край родной! Тропарь из святцев…»; «Взрыкает рыбка сонный тропарь…»), канон («Богомолки идут на канон…», «Троицино утро, утренний канон…», «Служи, чернильница, лесной канон…», «Понесут нас в церковь на мирской канон…»), псалом («С голубизны незримой кущи / Струятся звездные псалмы…») [Воронова 2000: 90].
Однако личность С. А. Есенина постоянно развивалась, менялись его представления о жизни. Еще в начале жизненного пути, обучаясь в церковно-учительской школе, поэт испытал сильное влияние личности Л. Н. Толстого, его описания Христа как обреченного и одинокого гуманиста, отрицания вера во Него как в Бога и осмеяния Толстым церковного культа, к чему С. Есенин был всегда чуток.
В 1915 г. происходит его сближение с поэтом Н. А. Клюевым — носителем определенного мировоззрения, сочетавшего внешний религиозный и бытовой традиционализм (рекомендовал себя старообрядцем). Есенин вслед за Клюевым играет роль молодого выходца из староверческой среды, искателя религиозной истины. Объединяло двух поэтов многое — тоска по патриархальному деревенскому укладу, увлечение фольклором, древностью.
Недолгое время оба поэта находятся под покровительством Р. В. Иванова-Разумника, пытавшегося выразить идеологию революционной России в образах и понятиях народной религиозности.
Так Есенин, будучи в молодом возрасте, сталкивается с утилитарно-политическим отношением к религии, религиозной фразеологией, что не могло не обесценить в глазах поэта всяческие проявления религиозности. И такой нравственно угнетающий опыт последовательно вел к богоборческому вызову.
Трагическим испытанием для Сергея Есенина стала гражданская война 1917-1919 гг. В этот период религиозные мотивы ярко выражаются в творчестве поэта, основным жанром которого становится поэма. Однако и на этом этапе направленность образов и мыслей меняется. Произошедшей в России Февральской революции поэт посвящает стихотворение «Товарищ», ставшее пророческим: в нем он повествует о первых ее жертвах — рабочем-революционере и Церкви («Пал сраженный пулей младенец Исус») [Есенин 2006: 34].
Сначала в революционных событиях С. Есенин видит надежду на глубокие преобразования всей жизни, построение крестьянского рая на земле: «О Русь, взмахни крылами,/ Поставь иную крепь! / С иными именами / Встает иная степь».
«Поэмы 1917 года «Октоих», «Преображение», «Пришествие» — это искусственное приспособление имен, названий, образов Библии к выражению революционной эйфории и утопических мечтаний, бесконечно далеких как от реальности, так и от какого-то цельного мировоззрения».
Пою и взываю:
Господи, отелись!
В разгар Гражданской войны, расстрелов, захватов монастырей С. Есенин, «поющий о Боге касаткой степной», воспевает революцию, утопическая идея всеобщего счастья через революцию слишком увлекает его. Христианское мировоззрение переплетается с богоборческими настроениями, и появляются шокирующие строки:
Мать моя — родина,
Я — большевик.
Тело, Христово тело,
Выплевываю изо рта.
Языком вылижу на иконах я Лики мучеников и святых.
И в поэме «Инония» (1918) он провозглашает (правда, это обольщение длилось недолго) «новый град — Инонию», новую религию, представляющую антитезу христианству, обращается к «новому Спасу», говорит о «новом Пришествии».
Новый в небосклоне Вызрел Назарет.
Новый на кобыле Едет к миру Спас.
В 1917-1919 гг. С. А. Есенин пережил глубокий духовный переворот, как и многие его современники, сделавшие выбор в пользу социальной революции. Идеи духовного обновления России через революцию овладевали не только простыми ее гражданами, но и духовенством; не стали исключением и люди творческие, среди которых был и Сергей Александрович. Но ни в одном из произведений он не отрекся от Бога. Его богоборческие стихи стали отражением той действительности, которая вовлекла его в революционные настроения, но так же быстро пришло разочарование.
С. Есенин чувствует себе пророком революции, «пророком своих и чужих заблуждений, несбывшихся упований, ошибок, — но пророком»1. Разойдясь вскоре с Клюевым, он воспевает уже не «царство свободы», о котором твердят большевики, а случившуюся катастрофу:
Гибни, край мой!
Гибни, Русь моя
В одном из писем 1920 г. С. Есенин признавался: «Мне очень грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал… Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений» [Есенин: 123]. Звучат теперь другие ноты в его произведениях, с христианскими словами он обращается даже не к людям:
Никуда не пойду с людьми,
Лучше вместе издохнуть с вами,
Чем с любимой поднять земли В сумасшедшего ближнего камень.
Мы рассмотрели основные вехи творчества С. А. Есенина, различные влияния, которые воздействовали на его личность, — будь то близкие люди, известные личности или исторические события. Проследили, как привитое с детства религиозное, христианское мировоззрение изменялось: в ранний период близко сплеталось с народными поверьями, во время учебы подчас религиозные термины употреблялись с иронией, природа становилась храмом, но христианские образы не уходили из употребления.
Далее следовал период утопического желания построить «мужицкий» рай на земле, где Христос — новый крестьянский Спас, вышедший из глубин Руси. Однако это время было недолгим — вскоре последовало разочарование, преодолев которое С. Есенин окончательно сформировался как самобытный поэт.
Таким образом, все формирование личности С.А. Есенина подготавливало поэта к восприятию всей совокупности актуальных в тот период философских идей и глубокой религиозной традиции.
Для лирики С.А. Есенина характерно создание поэтических образов на основе сопоставления с реалиями церковного обихода. «Христианское» начало у него отождествляется с «крестьянским».