Нормативно-правовые аспекты государственного регулирования кадрового обеспечения на транспорте

Транспортный комплекс является одной из ведущих отраслей российской экономики в плане обеспечения занятости. На крупных транспортных предприятиях всех видов собственности, по данным Росстата, трудятся более 2 млн 100 тысяч человек, не считая работников смежных производств, логистики и сферы обслуживания.

Скачать текст в WORD

Из числа транспортников более 1 млн 100 тысяч человек – более половины – заняты на предприятиях государственной и муниципальной форм собственности, поэтому сейчас важно определить задачи на перспективу в совокупности с теми стратегическими целями, которые стоят перед транспортной системой.

Специфика работы транспортной отрасли предъявляет дополнительные требования к формированию кадрового потенциала. В целях обеспечения транспортного комплекса России квалифицированными кадрами подведомственными федеральным агентствам образовательными учреждениями Минтранса России было подготовлено более 60 тысяч специалистов. Однако необходимо отметить, что наблюдается устойчивая тенденция старения кадрового состава транспортной отрасли.

Приоритеты социально-экономического развития России и регионов страны обозначены Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. В области кадрового обеспечения экономики, в том числе молодыми специалистами, концепцией определены приоритетные для РФ цели и задачи регионального развития, развития рынка труда и образования. Концепцией предусматривается сбалансированное территориальное развитие Российской Федерации, включающее достижение условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономики регионов. Данное положение Концепции предполагает, что одним из элементов регионального развития должно стать обеспечение регионов достаточным объемом квалифицированных трудовых ресурсов.

В настоящее время подготовку работников железнодорожной отрасли в России осуществляет сеть университетов путей сообщения. Они подведомственны Федеральному агентству железнодорожного транспорта (Росжелдор). Сеть состоит из 9 университетских комплексов. Она включает более 60 филиалов, расположенных в границах 16 региональных центров корпоративного управления (филиалов ОАО «РЖД»). Вузы реализуют образовательные программы всех уровней: среднего профессионального образования (СПО), всех видов высшего образования (ВО), подготовки научных кадров и дополнительного профессионального образования (ДПО). Общая численность обучающихся по программам ВО и СПО составляет более 150 тыс. чел.

В основе реализации образовательных программ университетскими комплексами лежат:

    — «Концепция развития кадрового обеспечения железнодорожного транспорта Российской Федерации на период до 2020 и 2030 г.»;

    — «Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года»[1];

    — «Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года»[2].

Руководством органа государственного управления в сфере водного транспорта официально признана и осознана необходимость скорейшего решения кадровых вопросов в различных целях, в том числе для повышения эффективности администрирования в данной области. Об этом, в частности, свидетельствуют ежегодные профильные конференции. Так, на VIII Международной конференции «Кадровая политика», прошедшей 1920 ноября 2015 года в Санкт-Петербурге, было четко определено, что развитие кадрового потенциала управления водным транспортом невозможно в отрыве от повышения качества образования работников водного транспорта, от результативности функционирования отраслевых образовательных комплексов.

Скачать текст в WORD

В рамках проведенных публичных мероприятий Федеральное агентство морского и речного транспорта, Федеральное бюджетное учреждение «Волго-Балт» в качестве предложений инициировали увеличение количества бюджетных мест в учебных заведениях для обучения по программам профильного среднего профессионального образования, внедрение психофизиологического отбора при приеме в морские учебные заведения, стимулирование коммерческих компаний к сотрудничеству с образовательными организациями водного транспорта, решение вопроса обеспечения молодых высококвалифицированных кадров жильем, в том числе «ведомственным», посредством выделения целевых субсидий[3]. Особого внимания заслуживает идея разработки и принятия Концепции морского образования, учитывающей широкий круг вопросов развития кадрового потенциала водного транспорта. Все эти позиции и новации, безусловно, заслуживают поддержки. Решение многих проблем в сфере кадрового обеспечения водного транспорта страны невозможно без должного законодательного сопровождения, а равно эффективного правоприменения. Однако на сегодняшний день, к сожалению, указанные предложения и рекомендации пока не нашли своего нормативного закрепления и тем более реализации. Между тем безотлагательного решения ожидают многие обозначенные взаимосвязанные и взаимообусловленные проблемы. При этом успешное развитие кадрового потенциала водного транспорта невозможно без комплексного подхода. Оно затрагивает не только государство в лице его органов, образовательных учреждений, но и транспортные предприятия, бизнес-структуры. В целом в данной области, в силу многолетних упущений разнопланового характера, сегодня требуются существенные материально-финансовые затраты, организационные усилия и правовые преобразования.


[1] Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года / Официальный сайт министерства транспорта РФ //

[2] Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года» / Официальный сайт открытого акционерного общества «Российские железные дороги» //

[3] Conference Point. На пути к цели. [Электрон-ный ресурс].

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *