Нормативно-правовое регулирование системы профессионального обучения

🙂

Скачать текст в WORD

Профессиональное обучение граждан являются формой реализации их прав на труд, защиту от безработицы и активной политики занятости населения. Безусловно, международно-правовые нормы играют важную роль в механизме правового регулирования трудового законодательства, в том числе и законодательства о профессиональной подготовке и переподготовке.

И эта роль объясняется принципом приоритета норм международного права, который отражен в ст. 15 Конституции РФ[1] и ст. 10 Трудового кодекса РФ[2], где сказано: «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы Российской Федерации». Часть 2 Трудового кодекса РФ гласит: «Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора». Очевидно, что международные договоры (принципы, нормы) применяются в качестве непосредственного регулятора трудовых отношений, когда нормы национального законодательства ухудшают положение граждан и организаций в сравнении с соответствующими международными правилами, т.е. устанавливают более низкий уровень правовых гарантий, социальной защиты.

Все большую роль в профессиональном обучении работников играют международные организации и, прежде всего, Международная организация труда. Реализация ее рекомендаций является основой унификации и гармонизации национальных систем профессионального обучения и способствует свободному перемещению рабочей силы и реализации права работника на получение работы в соответствии с полученной им квалификацией. Российская Федерация является участником Конвенции Международной Организации Труда №142 о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов (Женева, 23 июня 1975 г.). Действует Рекомендация Международной Организации Труда от 23 июня 1975г. №150 о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов[3]. Как закрепляют указанные международные акты, «государства-Члены должны постепенно расширять, приспосабливать и гармонизировать системы профессиональной подготовки в своих странах с тем, чтобы они отвечали потребностям молодых людей и взрослых в получении профессиональной подготовки в течение всей их жизни, во всех секторах экономики, во всех отраслях экономической деятельности и на всех уровнях квалификации и ответственности».

Правовым актом, имеющим высшую юридическую силу на всей территории РФ, является Конституция. Именно в статье 43 Конституции сказано, что каждый имеет право на образование.

Основополагающим нормативным актом в сфере профессионального обучения работников является Трудовой кодекс РФ. В соответствии со статьей 1 Трудового кодекса РФ одной из основных задач трудового законодательства является правовое регулирование отношений по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя.

Права, обязанности и ответственность работника и работодателя в процессе профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников подробно описаны в разделе IX Трудового кодекса РФ «Подготовка и дополнительное профессиональное образование работников». В КЗоТ РСФСР (1918, 1922 и 1971 гг.) не было подобной информации. Следует согласиться с А.Я. Петровым в том, что данный раздел содержит в себе нормы, образующие самостоятельный институт российского трудового права, и значение его в условиях рыночной экономики трудно переоценить[4]. На наш взгляд появление данного раздела — это важная и своевременная мера. В данном разделе Трудового кодекса сказано, что необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Однако, в ряде случаев работодатель обязан проводить повышение квалификации своих работников (если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности). В данном разделе получил правовое регулирование (на уровне федерального закона) такой важный институт, как «ученический договор». Он является основанием возникновения между учеником и работодателем ученических отношений, направленных на ускоренное приобретение лицом профессиональных навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ[5].

Из всего многообразия федеральных законов, прежде всего, необходимо выделить Закон РФ «Об образовании» 2014 года № 273-ФЗ[6]. Данный законодательный акт закрепляет базисные понятия профессионального обучения, его формы и условия реализации, государственную политику и гарантии, систему и форму получения образования.

Сфера профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации регулируется десятками подзаконных и ведомственных актов (рисунок 7).

Рисунок 7 – Подзаконные и ведомственные акты, регулирующие сферу профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации

Важно подчеркнуть, что обозначенная группа актов не должна противоречить законодательным и подзаконным нормативным актам; ведомственные нормативные акты подлежат обязательной регистрации в Министерстве юстиции РФ. В случае противоречия ведомственных актов или подзаконных актов нормам закона, применяются последние.

Подчеркивается важность менеджмента человеческих ресурсов и необходимость проведения постоянного обучения персонала и в стандартах международной организации по стандартизации ИСО серии 9000 (дополнением к которым являются стандарты ИСО серии 10000). Поэтому в Российской Федерации разработан ГОСТ Р ИСО 10015-2007 «Руководящие указания по обучению». Данный стандарт идентичен международному стандарту ИСО 10015:1999 «Менеджмент качества. Руководящие указания по обучению» (ISO 10015:1999 «Quality management — Guidelines for trainig»).

ГОСТ P ИСО10015-2007 содержит руководящие указания, помогающие руководству и персоналу организации решать проблемы, связанные с обучением. Данный стандарт устанавливает требования при идентификации и анализе потребностей в обучении, планировании и составлении программы обучения, проведении обучения, оценке результатов обучения, а также при мониторинге и улучшении процесса обучения для достижения поставленных целей.

На основе законодательной базы, согласно ст. 8 Трудового кодекса, работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в том числе касающиеся обучения персонала, в пределах своей компетенции, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

Требования к оформлению и ведению документов по обучению персонала (часть кадровой документации) прописаны в нормативно-правовой базе делопроизводства, которую представляет совокупность законодательных актов Российской Федерации, правовых и нормативных актов и методических документов, регламентирующих вопросы создания, технологию обработки и хранения деловых документов, а также регулирующих работу служб делопроизводства на всех уровнях управления[7].

На основе законодательной базы, затрагивающей различные аспекты документационного обеспечения процесса обучения персонала, разрабатываются локальные (корпоративные) нормативно-методические документы по данному вопросу, которые составляют область корпоративного регулирования составления и ведения кадровой документации любой организации. Локальная нормативно-методическая база, регулирующая составление и ведение кадровой документации, предполагает создание системы работы с документами, учитывающей специфику и особенности документирования системы управления персоналом (в частности процесса обучения персонала) в конкретной компании. С этой целью разрабатываются документы, закрепляющие состав кадровой документации компании, требования к её формам, используемых в компании, правила и процедуры подготовки и оформления документов, технологические процессы организации работы с кадровыми документами и способы, обеспечивающие эффективное и рациональное хранение этих документов, в т.ч. с применением информационных технологий.


[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС КонсультантПлюс

[2] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 01.04.2019) // СПс КонсультантПлюс

[3] О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов: Рекомендация Международной Организации Труда от 23 июня 1975г. №150. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

[4] Кадровое делопроизводство: постановка, ведение, восстановление [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.staffexpert.ru/ co№te№t/Kadrovoe_deloproizvodstvo.

[5] Проблемы правового регулирования подготовки и переподготовки кадров [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.bibliofo№d.ru/ view.aspx?id=442983

[6] Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об образовании в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс

[7] Великанова С.С. Нормативно-правовые основы, регулирующие процесс обучения персонала и его документационное обеспечение // SCIENCE TIME. 2015. №11. С. 130-136.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *