Нормативно-правовое регулирование клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг

🙂

Скачать текст в WORD

В 2011 году Президент РФ Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон от 07.02.2011 № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности», данный законопроект выделил клиринговые организации из числа профессиональных участников рынка ценных бумаг, деятельность которых регулируется ФЗ от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». Федеральный закон «О клиринге и клиринговой деятельности» является основным документом для клиринговых организаций, органов, контролирующих данную деятельность, а также для участников расчетного процесса. Косвенно Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» продолжает регламентировать работу клиринговых компаний.

Результатом вступления Федерального закона №7 –ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» явились следующие изменения:

Минимальный размер собственных средств не менее 100 млн. рублей.

Расширен список запрещенной деятельности для клиринговых организаций:

Ведение реестра владельцев ценных бумаг;

Деятельность специализированного депозитария акционерных инвестиционных, паевых инвестиционных и негосударственных фондов;

Производственная, торговая и страховая деятельность.

Клиринговая компания не вправе совмещать клиринговую деятельность с брокерской, дилерской и по управлению ценными бумагами, в случае осуществления клиринга с участием центрального контрагента и выполнения его функций;

И прочие.

Важно отметить, что с 1 сентября 2013 года была упразднена Федеральная служба по финансовым рынкам, все полномочия и функции осуществляет Центральный Банк РФ, такие как: лицензирование клиринговых организаций, контроль деятельности, принятие нормативных актов, регистрация правил клиринга, определение требований, направленных на снижение рисков клиринговой деятельности и далее.

В соответствии со Ст. 12, ст.13, ст. 15, ст. 16 ФЗ от 07.02.2011 № 7- ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» детально раскрыты наиболее значимые области для надежной работы клиринговых организаций:

Порядок использования специальных торговых счетов по каждому клиенту (счетов депо, товарных, банковских);

Формирование «клирингового пула», то есть совокупность обязательств, допущенных к клиринговому процессу;

Осуществление клиринга с помощью центрального контрагента.

Федеральным законом от 07.02.2011 № 7- ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» регулируется лицензирование клиринговой деятельности. Лицензия на осуществление клиринговой деятельности (далее — лицензия) выдается Банком России без ограничения срока ее действия.

Для получения лицензии, организация должна соответствовать требованиям нормативно-правовых актов к:

Организационно-правовой форме;

Наличию одного или нескольких структурных подразделений, в случае совмещения клиринговой деятельности с иными;

Собственным средствам;

Правилам клиринга;

Организации внутреннего контроля;

Исполнительным органам, совету директоров, главному бухгалтеру и другим лицам;

Документам, определяющим механизм снижения рисков и далее.

Банк России проводит проверку соблюдения лицензионных требований и условий и в случае необходимости запрашивает у соискателя лицензии информацию, подтверждающую их соблюдение. Документы, представленные для получения лицензии, принимаются Банком России к рассмотрению при условии их надлежащего оформления. В случае представления неполного комплекта документов или документов, оформленных ненадлежащим образом, Банк России возвращает указанные документы соискателю лицензии в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления о выдаче лицензии. Банк России принимает решение о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче в течение двух месяцев со дня получения всех необходимых документов, представленных для получения лицензии.

Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются:

1) наличие в документах, представленных соискателем лицензии, неполной или недостоверной информации;

2) несоответствие документов, пред  тавленных соискателем лицензии, требованиям настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России;

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

3) несоблюдение лицензионных требований и условий.

Банк России ведет реестр лицензий на осуществление клиринговой деятельности (далее — реестр лицензий). Сведения, включаемые в реестр лицензий, должны быть размещены на официальном сайте Банка России в сети «Интернет». К указанным сведениям, в частности, относятся:

1) полное и сокращенное фирменные наименования лицензиата;

2) номер лицензии;

3) дата принятия решения о выдаче лицензии;

4) лицензируемый вид деятельности;

5) место нахождения лицензиата;

6) идентификационный номер налогоплательщика-лицензиата.

Банк России предоставляет выписки из реестра лицензий по заявлению любого заинтересованного лица.

Учредители клиринговых организаций при разработке мер по минимизации рисков опираются на требования Центрального Банка РФ, описанных в ФЗ от 07.02.2011 № 7- ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» Глава 4 Ст. 23, ст. 24, по поводу индивидуального и коллективного клирингового обеспечения. Для проверки финансовой устойчивости, организации обязаны проводить стресс-тестирование систем управления рисками, результаты отправляются Банку России.

Для осуществления данного вида деятельности клиринговая компания должна утвердить ряд документов:

Договор об указании клиринговых услуг;

Документа, которые подлежат регистрации в Банке России:

Правила клиринга (основной нормативный документ) содержат:

Требования к участника клиринга;

Указание на то, что клиринг осуществляется без участия центрального контрагента и (или) с участием центрального контрагента, а также наименование лица, осуществляющего функции центрального контрагента, если это лицо не является клиринговой организацией, утвердившей правила клиринга;

условия допуска обязательств к клирингу;

порядок проведения клиринга;

порядок уплаты клиринговых услуг;

условия страхования ответственности центрального контрагента и иные положения.

Документ, определяющий порядок организации и осуществления внутреннего контроля.

Документ, определяющий меры, направленные на снижение рисков клиринговой организации.

Весьма важным нововведением Федерального Закона от 07.02.2011 № 7- ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» Ст. 18, п.6 для защиты интересов участников клиринга является установление гарантий по завершению расчетов. Обращение взыскания на имущество, наложение ареста на активы должника, находящиеся на торговых счетах, не препятствует совершению клиринговой организации операции для исполнения обязательств.

Клиринговая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации, раскрывающей деятельность компании. К таким документам относятся учредительные документы, правила клиринга, готовой отчет клиринговой организации, перечень организаторов торгов, на которых заключаются договоры, наименования кредитных организаций, где размещены денежные средства для клирингового обеспечения, наименования депозитариев, а также операторов товарных поставок. Нарушение этого требования является причиной аннулирования лицензии.

Исходя из Федерального закона «О клиринге и клиринговой деятельности» Банк России вправе проводить плановые проверки раз в год и внеплановые, запрашивать необходимые документы, раскрывающие информацию о деятельности организаций.

Помимо Центрального Банка РФ контроль осуществляет Профессиональная Ассоциация Регистраторов, Трансфер-Агентов и Депозитариев (ПАРТАД) – это саморегулируемая некоммерческая организация, осуществляет деятельность на основе Распоряжения ФКЦБ России от 22.10.2003 № 03-2338/р. Цель данной организации – установление стандартов клиринговой деятельности и разработка материалов по вопросам клиринговых систем.

Выводы по 1 Главе

Проанализировав информацию Главы 1, можно сделать следующие выводы.

Чем выше уровень развития фондовой биржи, тем важнее роль клиринговых систем для каждого из ее участников.

Процесс клиринга необходим для непрерывного и точного осуществления расчетов. Однако особое внимание нужно уделить функции клиринговых организаций, как гаранта исполнения сделок. Происходит постоянное усовершенствование механизма гарантий с помощью новых финансовых инструментов. Развитие системы клиринга обусловлено высоким уровнем риска, которые несут в себе биржевые сделки. Финансовая глобализация, многоступенчатые производные активы, высокий объем спекулятивных операций и другие причины заставляют клиринговые компании использовать ряд мер для минимизации рисков. Высокий уровень финансовой защиты клиринговых компаний улучшает качество и привлекательность фондовой биржи, повышает ликвидность и создает предпосылки для дальнейшего развития рынка.

Каждая биржа в рамках своего национального законодательства индивидуально выбирает систему расчетов, форму проведения клиринговой деятельности, так как нет единого, подходящего для всех механизма. На старейшем секторе рынка ценных бумаг России используется технология расчетов «Поставка против платежа» (DVP), которая позволяет избежать риск кредитования посредника обеим сторонам сделки.

Создание и деятельность российских клиринговых организаций жестко регулируется Федеральным Законом от 07.02.2011 № 7- ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности», в роли контролера так же выступают саморегулируемые организации, однако обладая меньшей властью и степенью воздействия на клиринговые компании. Российский рынок ценных бумаг достаточно молод и находится в стадии развития. Данное утверждение применимо и к деятельности клиринговых организаций, однако постепенное усовершенствование клирингового процесса с помощью зарубежного опыта и профессиональных менеджмента позволит нам эффективно управлять рисками, осуществлять расчеты и поставку активов за минимальное количество времени, а также значительно повысит уровень финансовой стабильности рынка ценных бумаг.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *