Нормативно-правовая база межбюджетных трансфертов в Российской Федерации

Как отмечалось в предыдущей главе, межбюджетные трансферты – средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету. Рассмотрим основные формы межбюджетных трансфертов в Российской Федерации.
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации предусматриваются в составе федерального бюджета, образуя Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, и распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с единой методикой, которая утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 года № 670 «О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации».
Методика устанавливает основополагающие показатели для расчета общего объема дотаций, исходя из необходимости достижения минимального уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъекта, определяемой как среднее арифметическое суммы показателей уровня расчетной бюджетной обеспеченности до распределения дотаций по субъектам Российской Федерации, не входящих в число десяти субъектов, имеющие самый высокий уровень бюджетной обеспеченности и десяти субъектов, имеющие самый низкий уровень бюджетной обеспеченности. Таким образом, целью предоставления дотаций является выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов, обеспечению сбалансированности бюджетов.
С 2015 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года № 375-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием межбюджетных отношений» введено новое условие предоставления дотаций: если в субъектах Российской Федерации, в бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 40 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта, то, начиная с очередного финансового года, осуществляются следующие дополнительные меры регулирования:
подписание и выполнение соглашений с Министерством финансов Российской Федерации о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта;
организация исполнения бюджета субъекта с открытием и ведением лицевых счетов участников бюджетного процесса в органах Федерального казначейства;
представление финансовым органом субъекта в Минфин России документов и материалов, необходимых для подготовки заключения о соответствии требованиям бюджетного законодательства проекта бюджета субъекта на очередной финансовый год и плановый период;
проведение ежегодной проверки годового отчета об исполнении бюджета субъекта Счетной палатой Российской Федерации или Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 132 Бюджетного Кодекса субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета определяются как межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий по предметам ведения субъектов и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов.
Цели и условия предоставления и расходования субсидий, критерии отбора субъектов для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.
Так, например, Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 года № 1106 «О порядке предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» устанавливает основные правила, методику и объем предоставляемых субсидий.
Анализ нормативно-правовых актов позволяет выделить общие условия предоставления субсидий:
Наличие в бюджете субъекта бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации.
Наличие нормативно-правового акта субъекта, устанавливающего уполномоченный орган исполнительной власти субъекта в определенной сфере и нормативно-правовых актов, устанавливающих расходные обязательства по финансовому обеспечению мероприятия в определенной сфере.
Наличие соглашения между федеральным и региональным органом власти о предоставлении субсидий.
В настоящее время можно выделить следующие цели предоставления субсидий:
стимулирование региональных органов государственной власти в области повышения качества управления региональными финансами;
поддержка и стимулирование бюджетных реформ;
развитие социальной и инженерной инфраструктуры;
софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности;
софинансирование разработки проектной документации на объекты капитального строительства государственной собственности, предполагаемые к реализации в рамках концессионных соглашений;
выравнивание обеспеченности субъектов в целях реализации ими их отдельных расходных обязательств.
Субсидии перечисляются на счета, открытые в территориальных отделах Федерального казначейства. Неиспользованные субсидии на 1 января текущего года подлежат возвращению в федеральный бюджет. В случае нецелевого использования субсидии подлежат взысканию в доходы федерального бюджета, так как органы власти имеют право проверить целевое использование выделенных средств.
Согласно пункту 1 статьи 135 Бюджетного Кодекса субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета – это межбюджетные трансферты, предоставляемые в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов в установленном порядке.
Они распределяются между субъектами в соответствии с методиками, разрабатываемыми и утверждаемыми Правительством Российской Федерации, а также в соответствии с федеральными законами и нормативно-правовыми актами Президента и Правительства Российской Федерации.
Субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимита бюджетных обязательств. Целью ее предоставления, как правило, является целевая помощь при реализации федеральных законов, предусматривающих социальные выплаты (пособия) или льготы отдельным категориям населения независимо от бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации, то есть, субвенции перечисляются на выполнение не расходных обязательств, а публично-правовых обязательств перед физическими лицами, и бюджет другого уровня обязан компенсировать расходы, связанные с выполнением данных обязательств. Неиспользованный остаток субвенций перечисляется обратно в федеральный бюджет.
В итоге современная картина межбюджетных отношений представляет комплекс мероприятий между органами государственной власти федерального и регионального уровней государства по поводу разграничения доходных источников бюджетной системы и обязанностей по осуществлению расходов из бюджетов всех уровней.
Суть межбюджетных отношений заключается в том, что собственных доходов за каждым бюджетом не хватает для того, чтобы покрыть закрепленные за ним расходы, а межбюджетные трансферты выступают в качестве инструмента межбюджетного регулирования и являются основным финансовым механизмом. Таким образом, общим у всех данных форм межбюджетных трансфертов можно выделить то, что они предоставляются безвозмездно и безвозвратно. А основным различием можно выделить цели их предоставления: при получении дотаций субъект Российской Федерации может самостоятельно определять цели, на которые они будут использованы, а при предоставлении субсидий и субвенций данные цели определены соответствующими нормативно-правовыми актами.

 

Оганян А.А. Нормативно-правовая база межбюджетных трансфертов в Российской Федерации [Электронный ресурс]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *