Наука административного права в современной России

Скачать текст в WORD

Административное право представляет одну из основных публичных отраслей право и предназначено для регулирования управленческих решений в области деятельности органов исполнительной власти (государственного и местного самоуправления). Целью административного права является регулирование общественных отношений в сфере государственного управления. Предмет административного права – это совокупность общественных отношений, которые складываются в процессе организации и деятельности органов исполнительной власти. Определение 1 Административное право как отрасль права представляет собой совокупность норм, правил поведения, которые устанавливаются и санкционируются государством, должностными органами и специально уполномоченными органами власти, обеспечиваются мерами государственного принуждения с целью регулирования управленческих отношений, которые возникают в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, а также в деятельности негосударственных организаций, которые уполномочены осуществлять управленческие функции. Ничего непонятно? Попробуй обратиться за помощью к преподавателям Решение задач Контрольные работы Эссе Определение 2 Административное право как отрасль законодательства представляет собой совокупность юридических норм и правил, которые регулируют поведение субъектов правоотношений в процессе осуществления ими прав и обязанностей в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, а также отношения управленческого характера, которые возникают при реализации других форм государственной власти: законодательной, судебной и др. Предмет административного права можно разделить на две части: внутри аппаратные отношения; взаимоотношения органов административной власти с гражданами, юридическими лицами и государством. Таким образом, предмет административного права составляют отношения, которые возникают в процессе образования и деятельности органов исполнительной власти, а также отношения между органами исполнительной власти и иными субъектами административного права. Лень читать? Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут! ЗАДАТЬ ВОПРОС Одновременно с предметом административного права важнейшим критерием отграничения этой отрасли права является метод правового регулирования. Методом правового регулирования являются определенные приемы, способы, средства воздействия на общественные отношения. Итак, если предмет административного права позволяет определить сферу правового регулирования, то метод в свою очередь определяет средства этого регулирования. Любая отрасль российского права в качестве средств правового регулирования использует три юридические возможности: предписание; запрет; дозволение. Предписания – это прямая юридическая обязанность совершать те или иные действия в предусмотренных правовой нормой условиях. Запреты – это прямая юридическая обязанность не совершать те или иные действия в предусмотренных правовой нормой условиях. Дозволения – это юридическое разрешение совершать те или иные действия или воздержаться от их совершения в предусмотренных правовой нормой условиях. Функции административного права Функциями административного права являются основные направления правового воздействия на общественные отношения. Основные функции административного права (рис. 1): правотворческая функция административного права является выражением наделения субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству; правоисполнительная функция административного права – это юридическая форма реализации исполнительной власти; правоохранительная функция административного права обеспечивает соблюдение установленного в сфере государственного управления правового режима и защиту прав и законных интересов всех участников регулируемых управленческих отношений путем установления и применения мер административного и дисциплинарного принуждения; организационная функция административного права заключается в организационном характере государственно-управленческой деятельности; координационная функция административного права заключается в обеспечении разумного и эффективного взаимодействия всех элементов регулируемой административным правом сферы государственного управления. Источники административного права Определение 3 Источниками административного права являются нормативно-правовые акты органов государственной власти и государственного управления, содержащие нормы административного права. Источники административного права делятся на: федеральные источники права, которые принимаются федеральными государственными органами и действуют на территории всей страны; источники права субъектов РФ – принимаются органами государственной власти субъектов РФ и действуют на территории данного субъекта. К федеральным источникам административного права относятся: Конституция РФ; федеральные конституционные законы, федеральные законы; постановления Государственной Думы и Совета Федерации; указы Президента РФ, постановления Правительства РФ; правовые акты, которые устанавливают правовой статус федеральных министерств, федеральных служб и агентств; нормативные акты федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Источниками административного права субъектов РФ являются: законодательные и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов (конституции республик — субъектов РФ, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов); правовые акты органов местного самоуправления, их администрации и исполнительных органов, которые принимаются в пределах предоставленных им полномочий. Рисунок 1. Функции административного права Субъекты административного права Определение 4 Субъектом административного права является лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством являются участниками отношений, регулируемых административным правом. Субъекты административного права делятся на: индивидуальные и коллективные (рис. 2). Рисунок 2. Виды субъектов административного права К индивидуальным субъектам относятся граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Специфическими индивидуальными субъектами являются государственные служащие. Их особенность заключается в том, что они фактически являются официальными представителями того или иного органа исполнительной власти. К коллективным субъектам административного права относятся объединения граждан – государственные и негосударственные организации. К государственным организациям относятся: органы исполнительной власти; государственные предприятия, учреждения, объединения; структурные подразделения органов исполнительной власти. Негосударственные организации как субъекты административного права представлены: общественными объединениями (партии, союзы, общественные движения); трудовыми коллективами; органами местного самоуправления; коммерческими структурами; частными предприятиями и учреждениями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *