Направления совершенствования системы обеспечения продовольственной безопасности

Полноценная система продовольственной безопасности РФ должна охватывать следующие составляющие:

  • устойчивая система продовольственного обеспечения, основанного на стабильном развитии АПК, который способен постоянно обеспечивать население продуктами питания на необходимом уровне, адекватно реагируя на конъюнктуру продовольственного рынка и реализуя свой экспортный потенциал;
  • физическая и экономическая доступность необходимого количества, ассортимента и качества продовольствия для различных категорий населения, обеспечиваемая их платежеспособностью, которая не ставит под угрозу и не подрывает удовлетворение других основных потребностей человека;
  • система защищенности отечественного производителя продовольственных товаров от импортной зависимости как в форме продовольствия, так и в форме ресурсного обеспечения.

Необходимость обеспечения продовольственной безопасности в современных условиях расширяет понятие «аграрная политика» к понятию «агропродовольственная политика». Объединение в развитых странах приоритетов аграрной политики с наукой о питании и проблемами доступности продовольствия обусловило использование термина «агропродовольственная политика». Агропродовольственный комплекс включающий производство, переработку, реализацию и потребление продуктов питания, должен быть охвачен единой системой управления.

Продовольственная безопасность должна стать приоритетом агропродовольственной политики государства и основываться на принципах самообеспечения, независимости, доступности, качества. Ее главной задачей является формирование устойчивого, конкурентоспособного и эффективного агропромышленного производства с целью наиболее полного обеспечения продовольственных потребностей населения на основе расширения платежеспособного спроса на продукты питания.

Значение продуктов питания, относящихся к ценным ресурсам нации, без которых ее существование невозможно, и определяет центральное место продовольственной безопасности в системе национальной и экономической безопасности.

Наличие или отсутствие продуктов питания влияет на физическое и психологическое состояние людей, и предусматривает уровень социального и политического спокойствия в государстве. Политико-экономический аспект продовольственной безопасности заключается в эффективном использовании агропромышленного потенциала страны для обеспечения потребностей населения в продуктах питания независимо от неблагоприятных условий в международных отношениях или неблагоприятной конъюнктуре мирового рынка; социально-экономический аспект характеризует способность обеспечения этих потребностей, влияя на размер доходов различных групп населения.

Состояние продовольственной безопасности в государстве, как составляющей ее национальной и экономической безопасности, необходимо постоянно контролировать с помощью системы индикаторов.

Подсистема управления охватывает как рыночные механизмы регулирования системы, так и меры государственного управления, регулирующих действие рыночных рычагов в соответствии с состоянием продовольственной безопасности в соответствии с показателями контролирующей подсистемы.Функциональная подсистема охватывает производство продовольствия, формирование и распределение продовольственных ресурсов. Она связана с подсистемами земельных ресурсов, финансового, материально-технического, информационного, кадрового и научного обеспечения.  Целевая подсистема реализует главную цель продовольственной безопасности — потребление продуктов питания. Система индикаторов продовольственной безопасности является контролирующей подсистемой в системе формирования национальной продовольственной безопасности.

Данная система индикаторов дает возможность отслеживать текущее состояние продовольственной безопасности, сравнивая его с пороговыми значениями параметров в процессе государственного регулирования. В отличие от существующих подходов, целесообразно расширить ее социальными показателями, которые определяют экономическую доступность продовольствия населению.

Кроме минимальных показателей потребления как пороговых параметров, нужно сравнивать фактическое потребление с рациональными нормами, которые являются оптимальными параметрами продовольственного обеспечения. Это обусловлено тем, что сущность продовольственной безопасности необходимо связывать с обеспечением нормальной жизнедеятельности человека, которое определяется состоянием его здоровья и возможностями интеллектуального развития.

Однако сейчас в РФ разработаны лишь минимальные нормы питания, которые используются при расчетах минимальной потребительской корзины. Рациональные нормы, которые встречаются в литературе, укрупненные и в разных источниках имеют неодинаковое значение. Поэтому, в соответствии с современными требованиями рационального питания и доступности продуктов питания, должен быть смоделирован рацион питания, состоящий из большого числа видов и групп продуктов питания с целью использования его в качестве норматива для формирования параметров продовольственной безопасности государства.

Определение направлений обеспечения устойчивой системы продовольственной безопасности требует разработки стратегии ее развития. Необходимо разработать концептуальные подходы к формированию стратегии развития системы продовольственной безопасности, цели и задачи для каждой подсистемы продовольственной безопасности и обосновать пути их реализации. Параметры продовольственной безопасности целесообразно определять по трем уровням:

  • пороговый уровень — когда параметры балансов основываются на необходимости обеспечения минимальных потребностей населения в базовых продуктах питания;
  • самодостаточный уровень предполагает определение параметров продуктовых балансов на основе достижения рациональных норм питания;
  • стратегический уровень, когда параметры продуктовых балансов определяются на основе достижения рациональных норм питания и реализации экспортного потенциала аграрного сектора экономики РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *