Направления развития межбюджетных трансфертов в Российской Федерации

Современное состояние системы межбюджетных отношений можно охарактеризовать как удовлетворительное. Имеется ряд проблем, которые необходимо решить в рамках продолжающейся бюджетной реформы. Негативные тенденции развития межбюджетных отношений сегодня создают предпосылки для выработки принципиально новых методов и подходов к решению проблем межбюджетного взаимодействия. Система мер, направленная на совершенствование системы межбюджетных отношений состоит из трех элементов.
Либерализация межбюджетных отношений, совершенствование налогового и бюджетного законодательства, увеличение налоговой базы регионов и выстраивание системы эффективных межбюджетных трансфертов – это будущий фундамент для создания качественно новой системы межбюджетных отношений в рамках российского бюджетного федерализма. Решение задач регионального развития в перспективе требует стратегической активности, как на уровне Федерации, так и на уровне субъектов Федерации, которая должна опираться на модель равноправного бюджетного федерализма.
В рамках нормативно-правового совершенствования межбюджетных отношений, основное место естественно занимает нормотворчество. В силу экономической направленности данной статьи мы можем только задать основные направления тех нормативно-правовых изменений, которые, на наш взгляд, помогут выстроить эффективную систему межбюджетных отношений в ближайшем будущем.
Меры совершенствования:
1. Налоговое законодательство
— расширение налоговой автономии субъектов РФ;
— увеличение налоговой базы региональных бюджетов за счет изменений в системе первичного распределения налогов по уровням бюджетной системы РФ;
— отмена установленных на федеральном уровне льгот по региональным налогам;
— усиление локализации налога на прибыль;
— предоставление субъектам РФ права повышения ставки налога на прибыль по отношению к уровню, установленному Федерацией.
2. Бюджетное законодательство
— оптимизация распределения полномочий между всеми уровнями власти;
— расширение расходных и доходных полномочий субъектов РФ в вопросах социально-экономического развития регионов путем делегирования их с федерального уровня;
— разграничение полномочий между всеми уровнями власти по публичным обязательствам таким образом, чтобы предметы ведения и компетенций не пересекались друг с другом на разных уровнях.
3. Стратегия развития межбюджетных отношений
Законодательное закрепление:
— основных направлений развития системы межбюджетных отношений;
— планируемых преобразований в разграничении расходных полномочий и налоговых источников с учетом интересов регионального экономического развития;
— основных инструментов и средств для достижения поставленных целей.
Институционализация на уровне Федерации горизонтальных взаимодействий между регионами
— добровольное объединение субъектов Федерации для решения стратегических задач развития;
— законодательное закрепление права регионов на горизонтальное взаимодействие с использование бюджетных ресурсов.
Данные изменения позволят субъектам Федерации избавиться от финансовой зависимости, которая сформировалась в результате чрезмерной централизации бюджетно-налоговых полномочий на уровне федеральной власти и перейти к режиму реальной самостоятельности бюджетов, как и полагается при соблюдении принципа бюджетного федерализма.
Таким образом, построение новой, адаптированной к новым условиям развития межбюджетных отношений, нормативно-правовой системы в России — это плацдарм для будущего прогресса в бюджетной сфере в целом, и в системе межбюджетных отношений в частности.
Экономическая составляющая развития межбюджетных отношений должна иметь своей целью совершенствование структуры межбюджетных трансфертов, при повышении их экономической эффективности, применимо к интересам регионального экономического развития.
В первую очередь для этого необходимо обеспечить усиление роли Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ (ФФПР), главной целью которого является выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации посредством распределения дотаций между ними. Кроме этого, важными преобразованиями станут:
утверждение дотаций из данного фонда как основного межбюджетного трансферта (при их сравнительной экономической эффективности с другими межбюджетными трансфертами);
установление принципа прогрессивности выравнивания, т.е. за счет снижения уровня выравнивания «подтягивать» бюджетную обеспеченность регионов до уровня не ниже среднероссийского;
увеличение финансового объема ФФПР путем перераспределения ресурсов в его пользу и за счет взимания «отрицательного» межбюджетного трансферта с регионов, имеющих экстремально высокую бюджетную обеспеченность.
Во-вторых, необходимо произвести сокращение числа действующих субсидий — должны остаться только те, которые направлены на осуществление капитальных вложений. Остальные субсидии (трансферты на поддержку определенных видов экономической деятельности) целесообразно отметить, в виду их сомнительной эффективности.
В-третьих, необходимо ввести систему ужесточения бюджетных ограничений при достижении или повышении сбалансированности региональных бюджетов, посредством следующих мер:
отмена дотаций на сбалансированность региональных бюджетов;
формализация процедуры предоставления бюджетных кредитов (расчет лимитов для отдельных регионов по установленной формуле и др.);
стимулирование субъектов РФ к созданию региональных резервных фондов.
В целом, для преодоления негативного воздействия тенденций развития межбюджетных отношений, в России сегодня необходимо выработать качественно новую систему бюджетных ограничений, основанную на значении уровня дотационности субъекта Федерации. В рамках экономического совершенствования межбюджетных отношений создание новой системы бюджетных ограничений позволит получить положительный экономический эффект, который будет проявляться как:
экономия средств федерального бюджета при бюджетном перераспределении финансовых ресурсов;
адресность бюджетных трансфертов, основанная на принципе экономической объективности.
Таким образом, подводя итог поиску возможных путей экономического развития межбюджетных отношений, стоит сказать о том, что главной целью на современном этапе является совершенствование структуры имеющихся межбюджетных трансфертов, при повышении их экономической эффективности.
Итак, подойдя к последней (организационной) составляющей совершенствования системы межбюджетных отношений, стоит сказать о том, что создание необходимых условий для качественно новой организации системы межбюджетных отношений — это важная составляющая развития, которая позволяет создать, эксплуатировать и контролировать механизм межбюджетного взаимодействия внутри страны, обеспечить совместимость нормативно-правовой и экономической составляющих развития, выработать пути развития, способные адаптировать действующую систему межбюджетных отношений к новым условиям, где общегосударственные интересы социально-экономического развития не ограничиваются интересами федерального центра, а простираются в каждый регион Российской Федерации.
Прежде всего, в рамках организационного совершенствования межбюджетных отношений должны быть приняты меры:
препятствующие принятию законодательных актов РФ, предусматривающих сокращение налогооблагаемой базы субъектов Федерации, а также увеличение их расходных обязательств без соответствующей компенсации из федерального бюджета;
создание специальной структуры (комиссии) по мониторингу и развитию межбюджетных отношений, в состав которой должны войти представители всех субъектов Федерации, представителей финансовых органов субъектов Федерации и представители Минфина РФ;
создание, точнее корректирование методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

 

Оганян А.А. Направления развития межбюджетных трансфертов в Российской Федерации. Электронный ресурс.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *