Налоговое регулирование сферы малого предпринимательства

Аннотация: в данной статье рассматриваются теоретические аспекты налогового регулирования субъектов малого предпринимательства. Проходит анализ налоговой политики государства в отношении субъектов малого предпринимательства и выделяются цели налогового регулирования субъектов малого предпринимательства в современных условиях, также рассматриваются современные режимы налогообложения. В статье обозначены существующие и наиболее актуальные проблемы малого предпринимательства, которые указывают на необходимость существования специальных налоговых режимов для данных субъектов экономики.

Ключевые слова: малое предпринимательство, налоговое регулирование, специальные налоговые режимы.

Налоговое регулирование сферы малого предпринимательства является наиболее эффективным и важным методом государственного регулирования малого предпринимательства, так как состояние малого предпринимательства значительно зависит от налогообложения.
Важной частью экономической политики государства является эффективная налоговая политика в отношении субъектов малого предпринимательства. Налоговая политика является как экономическим, так и административным рычагом воздействия государства на развитие данного сектора.
Рассмотрение налогообложения как средства регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства требует анализа элементов налоговой системы для нахождения баланса интересов государства и предпринимательства [3, с. 17].
Налоговое регулирование предпринимательской деятельности — это установление в актах государственных органов правил налогообложения предпринимательской деятельности, контроль соблюдения этих правил компетентными государственными органами и ответственность за нарушение установленных правил налогообложения. Основным нормативно-правовым актом налогового регулирования субъектов малого предпринимательства является Налоговой кодекс Российской Федерации.
Каждое государство, разрабатывая порядок налогообложения малого и среднего предпринимательства, ставит перед собой разные задачи. В число приоритетных задач налогового регулирования малого предпринимательства в России следует отнести:
-вывод из тени субъектов малого предпринимательства.
-стимулирование предпринимательской активности и привлечение капитала в экономику [5, с. 41.].
Налоговое регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства основано на общих принципах налоговой системы Российской Федерации, установленных в Налоговом кодексе. Налоговое законодательство России с одной стороны характеризуется обширным нормативным материалом, с другой — частым внесением всевозможных изменений и дополнений, то есть нестабильностью [6, с. 11].
Нестабильность налогового законодательства стала острой проблемой для субъектов малого предпринимательства. Частая смена правил налогообложения и процедур взимания налогов приводит к нарушению принципа стабильности налоговой системы.
Налоговая политика государства в научной литературе делится на три типа: фискальную, регулирующую и стимулирующую.
Фискальная политика государства нацелена на максимальное наполнение бюджета за счет налогов и сборов.
При реализации регулирующей политики государство стремится достичь баланса интересов между различными группами в обществе. При реализации регулирующей политики происходит перераспределение налогового бремени между субъектами экономики.
Стимулирующая политика предполагает ослабление налогового бремени для субъектов экономики. Обычно используется для стимулирования деятельности слабых и нестабильных субъектов экономики.
При выборе проведения той или иной политики налогообложения в отношении субъектов малого предпринимательства необходимо, помнить, что, на сектор малого предпринимательства влияют факторы, ограничивающих его деятельность.
Фискальная политика редко проводится в отношении субъектов малого предпринимательства. Так как данный сектор играет важную роль в экономике страны, то государство заинтересованно в его развитии. Так как высокая налоговая нагрузка негативно влияет на субъекты малого предпринимательства, то они лишаются возможности формировать необходимые оборотные средства.
Государство проводит регулирующую или стимулирующую политику в отношении субъектов малого предпринимательства в зависимости от социально-экономической ситуации в стране. С помощью регулирования налоговых ставок государство не ставит цель увеличить налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства в бюджет страны, а оказывает поддержку субъектам малого предпринимательства. Таким образом, в государстве для эффективности налогового регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства необходимо использовать смешанную политику налогообложения, так как каждый тип политики выполняет значимые функции.
Важный аспект налогового регулирования субъектов малого предпринимательства — налоговое администрирование. Под налоговым администрированием понимается деятельность уполномоченных органов власти и управления, направленная на исполнение законодательства по налогам и сборам, обеспечение эффективного функционирования налоговой системы и налогового контроля. Налоговое администрирование предполагает организацию сборов налогов: от определения состава налоговой отчетности до разработки правил регистрации налогоплательщик.
Налоговое администрирование включает процедуру регистрации, приема и обработки отчетов, контроль над поступлением налогов и сборов, различные виды проверок, анализ эффективности налогового администрирования на всех уровнях управления. Оно должно решать проблемы обременительных для субъектов малого предпринимательства административных барьеров. А также проблему упрощения всех административных процедур. Решить данную проблему предлагается посредством специальных налоговых режимов для субъектов малого предпринимательства.
Малые и средние предприятия неустойчивы относительно крупных предприятий. Для выравнивания условий деятельности крупных, средних и малых предприятий необходимо предоставлять субъектам малого предпринимательства налоговые льготы, что также доказывает необходимость введения специальных налоговых режимов.
К тому же, практика показывает, что использования общего налогового режима в отношении малого предпринимательства способствует скрытию доходов или уходу данного сектора в «тень». Зарубежная практика показывает, что при использовании льготных режимов налогообложения в отношении субъектов МСП в большинстве стран удается вывести из тени большую часть малых и средних предприятий.
Таким образом, как показано, специальные налоговые режимы являются необходимой мерой и направлены на поддержку малого предпринимательства и, фактически, на облегчение налогового администрирования.
В связи с этим, в настоящее время для субъектов малых предприятий России действуют два вида режимов налогообложения:
-общий, установленный для всех налоговых субъектов, в том числе и для субъектов МСП;
-специальные режимы, введенные для субъектов малого предпринимательства [4, с. 20].
При общей системе налогообложения предприниматель уплачивает налоги и сборы в зависимости от сферы деятельности.
Специальным налоговым режимом в соответствии со статьей 18 Налогового кодекса РФ признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных законодательством о налогах и сборах. Специальные налоговые режимы заменяют часть налогов, уплачиваемых при общей системе налогообложения.
В России первые попытки создания специальных налоговых режимов можно отнести к концу восьмидесятых годов ХХ века, так как в этот период происходит отделение субъектов малого предпринимательства от остальных субъектов экономики. Тогда вводились налоговые льготы для субъектов малого предпринимательства, но фактически предприниматели отмечали сложность ведения учета и считали налоговые льготы недостаточными для формирования средств, необходимых для развития малого и среднего предпринимательства и повышения конкурентоспособности их предприятий.
В результате различных изменений и уточнений начиная с 2002 года в Налоговом кодексе действует раздел о специальных налоговых режимах. Введение специальных налоговых режимов преследовало следующие цели: стимулирование субъектов малого предпринимательства, упрощение ведения учета субъектами малого, вывод из тени субъектов данного сектора, увеличение налоговых поступлений в бюджет. Но главной целью введения специальных налоговых режимов было снижение налоговой нагрузки субъектов малого предпринимательства.
Введение специальных налоговых режимов действительно снизило налоговую нагрузку с данного сектора, упростило налоговое администрирование и поспособствовало его развитию и выходу из тени некоторых субъектов малого предпринимательства.
Во второй части Налогового кодекса Российской Федерации выделены специальные налоговые режимы, предназначенные для субъектов малого предпринимательства: упрощенная система налогообложения (УСН), система налогообложения в виде единого налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД), система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и патентная система налогообложения.
Проведенный нами выше анализ позволяет сделать вывод, что государство оказывает реальную поддержку малого предпринимательства с помощью налогового регулирования путем введения специальных налоговых режимов.
По-видимому, можно с большой долей уверенности констатировать, что для государства на современном этапе не является главной целью увеличить налоговые поступления в бюджет за счет субъектов малого предпринимательства. Сейчас главной целью государственной политики в области налогообложения малого предпринимательства является поддержка данных субъектов путем предоставления налоговых льгот. Также показано, что специальные налоговые режимы значительно снижают налоговую нагрузку с субъектов малого предпринимательства, тем самым, предоставляя им возможность развиваться. А это, несомненно, оказывает положительное влияние на экономику страны в целом.
Список литературы
1. Бахчеев Е.С. Теоретические аспекты налогового регулирования субъектов малого и среднего предпринимательства // Экономикс. — 2017. — №6.
2. Гончаренко С.И. Аспекты и проблематика налогового регулирования субъектов малого предпринимательства // Современные финансовые отношений: проблемы и перспективы развития. — 2017.
3. Джамиева М.А. Проблемы и пути оптимизации системы налогообложения субъектов малого бизнеса // Экономика и предпринимательство. — 2017. — №3-2.
4. Иризепова М.Ш. Региональные особенности систем налогообложения малого и среднего бизнеса // Налоги и налогообложение. — 2015. — №2.
5. Суркова Р.А. Актуальные проблемы государственного регулирования малого и среднего бизнеса // Информатизация и виртуализация экономической и социальной жизни. — 2017.
6. Терентьева М.В. Совершенствование налогообложения на предприятиях малого бизнеса // Современное развитие малого бизнеса. — 2014. — №4.
7. Тимошенко В.А. О совершенствовании налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса // Известия Саратовского университета. — 2016. — №1.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *