Муниципальное управление толерантностью к мигрантам в городе Казани

Скачать текст в WORD

Толерантность социологический термин, обозначающий терпимость к

иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Не равносильна

безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или

образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в

соответствии с собственным мировоззрением. Толерантность означает

уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов

самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под нею не

58

подразумевается уступка, снисхождение или потворство. Проявление

толерантности также не означает терпимости к социальной

несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим

убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям.

В социологии под толерантностью понимают признание и принятие

другого человека или сообщества, уважительное отношение к его взглядам,

образу жизни, вероисповеданию, национальности. Толерантное отношение

рассматривается как социальная ценность, обеспечивающая права человека,

свободу и безопасность. Формирование данного понятия часто связывают с

гуманистическими идеалами. Толерантность, по мнению социологов,

представляет собой норму цивилизованного компромисса между

конкурирующими культурами и обеспечивает сохранение разнообразия,

естественного права на отличие, непохожесть, инаковость.

Толерантность — многосмысловое понятие. Оно объединяет в себе

смыслы терпеливости, выносливости (как способности выдержать нечто) и

терпения, терпимости (как следствие осознанного выбора и атрибут

воспитания).

Согласно Декларации принципов толерантности

57

, утвержденных

ЮНЕСКО — толерантность — это добродетель, которая делает возможным

достижения мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

Это утверждение и признание многообразия культур нашего мира, форм

самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. В

педагогической литературе — это решение проблемы развития культуры

межнациональных отношений. Например, Б. С. Гершунский

58

вводит

понятие, как «менталитет толерантности», «мировоззрение толерантности»,

«толерантное поведение». Впервые поднял вопрос о толерантности в

контексте проблемы межнациональных отношений академик, директор

57

Декларация принципов толерантности Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО

от 16 11 1995 года [Электронный ресурс]. – URL: http://www.tolerance.ru (дата обращения: 28.12.2013).

58

Гершунский Б.С. Менталитет и образование: Учеб. пособие для студентов / М.: Ин-т практ. психологии,

[Электронный ресурс]. – URL: http://ecsocman.hse.ru (дата обращения: 02.02.2013).

59

Института этнографии и антропологии РАН В. А. Тишков

59

, говоря о

необходимости «межнациональной толерантности». По его определению

«толерантность — это личностная или общественная характеристика, которая

предполагает осознание того, что мир и социальная среда — многомерны и,

следовательно, взгляды на этот мир различны и не могут и не должны

сводиться к единообразию или в чью-то пользу». Он определил, что

толерантность выражается на психологическом уровне (как внутренняя

установка и отношение личности и коллектива) и политическом уровне (как

действие или осуществленная норма).

Современная философская трактовка понятия толерантности близка ко

многим ранее описанным определениям.

В «Философском энциклопедическом словаре

60

» оно определяется как

«терпимость к иного рода взглядам». Таковая является «признаком

уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций,

признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится

сравнения с другой точкой зрения и не избегает духовной конкуренции».

Предполагается, что это пояснение свидетельствует об активной позиции

личности в таких процессах, как:

— познание и признание своего «Я» (позиций, взглядов, мировоззрения)

и позиции другого (гностический уровень);

— определение тактики поведения и диалога с другими

(конструктивный уровень);

— взаимодействие с другими при абсолютной автоматизации (быть с

другими и сохранять свое «Я») (деятельностный уровень);

— анализ результатов взаимодействия (аналитико-результативный

уровень).

59

Тишков В. А Этнология и политика. Научная публицистика [Электронный ресурс]. – URL:

http://www.valerytishkov.ru (дата обращения: 08.12.2010).

60

Филосовский энциклопедический словарь — «ИНФРА-М» (1997-2003) -700 с. [Электронный ресурс]. –

URL: http://www.rubricon.com (дата обращения: 05.01.2008).

60

Толерантность по М. Липману

61

это — терпеливость, выносливость,

психическая устойчивость. Характерные черты толерантности определены в

Преамбуле Устава ООН: «…проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг

с другом, как добрые соседи». К. Уэйн

62

приходит к выводу, что

«толерантность не просто признание и уважение убеждений и действий

других людей, но признание и уважение самих «других людей», которые

отличаются от нас». В качестве «других» признаются и отдельные

индивидуумы, и личности в качестве представителей этнических групп, к

которым они принадлежат.

Толерантность необходима по отношению к особенностям различных

народов, наций и религий; она является признаком уверенности в себе и

сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для

всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками

зрения и не избегает духовной конкуренции. Толерантность является

ценностью и социальной нормой гражданского общества и проявляется в

праве всех индивидов гражданского общества быть различными. Она

обеспечивает баланс между различными этническими, политическими,

религиозными и другими социальными группами и предполагает уважение к

различным культурам, цивилизациям и народам, готовность к пониманию и

сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку,

убеждениям, обычаям и верованиям, социальному и профессиональному

положению. Терпимость означает уважение, принятие и правильное

понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм

самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.

63

Нередко в устных и печатных выступлениях в качестве синонима

толерантности — термина латинского происхождения — используется русский

61

Липман М. «О педагогической методике обучения миролюбию М. Липмана» [Электронный ресурс]. –

URL: http://sbiblio.com (дата обращения: 11.10.2014).

62

Уэйн, Кеннет. Образование и толерантность / Кеннет Уэйн. //Высшее образование в Европе. – Т.XXI. —

2002. — №2. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.regioncentre.ru (дата обращения: 28.12.2011).

63

Рыбаковский Л.Л. Проблемы новой миграционной политики в России / Л.Л. Рыбаковский, А.Г.

Гришанова, Н.И. Кожевникова. — М.: ЦСП, 2005. – С.216.

61

термин терпимость. Но ведь буквальный перевод с латинского (tolerantia —

терпение) неточно передает содержание понятия толерантности, обедняя его,

потому как на русском языке терпимость традиционно означает лишь

готовность снисходительно относиться к чужому мнению, выражает даже

некое превосходство по отношению к иным — терпимым — воззрениям. Тогда

как толерантность предполагает не снисходительность, а

доброжелательность, готовность к уважительному диалогу и сотрудничеству.

Толкование толерантности как терпимость, спокойное отношение к

всевозможным вариациям мировоззрения, поведения и внешнего облика

другого человека, при том, что самому человеку подобные особенности не

свойственны. То есть, толерантность предусматривает отсутствие сословных,

культурных, корпоративных и этнических предрассудков, предубеждений

против тех, кто на нас не похож по тем или иным параметрам. Сама эта

непохожесть не выступает для толерантной личности раздражающим

фактором. В современном понимании толерантность есть способность

человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других,

невраждебно встречать мнения, отличные от своего.

Понятие толерантности, хотя и отождествляется большинством

источников с понятием терпения, имеет более яркую активную

направленность. Толерантность — не пассивное, не естественное покорение

мнению, взглядам и действию других; не покорное терпение, а активная

нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя

взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя

позитивного действия с людьми иной культуры, национальный, религиозной

или социальной среды.

При этом толерантность предполагает отказ от оценочных суждений на

основании несущественных, малозначимых различий (внешний облик,

национальные особенности характера, культурно обусловленные нормы

поведения). Но это не означает всеядность, принятие и допущение любых

отклонений от общепринятых оценок и привычных норм поведения.

62

Толерантность предполагает взаимодействие, взаимность (уступки со

стороны обеих сторон) и учет интересов каждого. Не может быть

односторонней толерантности.

Подлинная толерантность является качеством развитой, зрелой

личности, то есть такой, которой для самоутверждения не требуется

унижения другого человека, но которая обладает адекватной самооценкой,

высоким чувством собственного достоинства и системой нравственных норм

и ценностей. Можно даже сказать, что толерантность является неотъемлемым

качеством зрелой личности. Поскольку зрелость личности предполагает

наличие таких черт, как ответственность за свои чувства, мысли и поступки,

выбор сотрудничества как стиля взаимоотношений, принятие себя и другого

человека целиком, таким, какой он есть, гибкость и способность к адаптации.

Толерантность проявляется в определенных стратегиях поведения.

Актуальность формирования толерантности определяется тем, что при ее

отсутствии в поведении человека возникает не пустота, а противоположные

черты — агрессивность, жестокость, насилие.

64

Толерантность формируется при наличии у субъекта адекватной

самооценки, навыков независимого мышления, критического осмысления и

выработки суждений, основанных на моральных ценностях, осознанности

мотивации терпимости. В основе толерантности личности — самоуважение,

чувство собственного достоинства, отсутствие комплекса неполноценности.

Следовательно, формированию этих качеств должно способствовать

воспитанию в духе толерантности.

Толерантность как особенность сознания или личностная черта не

присуща человеку изначально и может никогда не появиться. Поэтому она

должна быть специально воспитана, сформирована. Воспитание

толерантности предусматривает отказ от социальных предубеждений,

64

Балашова Т. Н. Миграция и демография как неотложные направления развития приоритетных

национальных проектов / Т.Н. Балашова // Миграционное право. — 2007. — № 1. – С.21

63

негативных социальных стереотипов в пользу объективного отношения к

любому человеку вне зависимости от его индивидуальных особенностей.

Формирование гражданского общества, толерантного сознания

протекает в России в сложных условиях, одним из которых является

неготовность или нежелание самих людей и, прежде всего, молодых,

включиться в этот процесс. Ведь именно от молодежи и от ее позиции во

многом зависит экономическое и культурное развитие нашей

многонациональной губернии, состояние межэтнических отношений.

Теперь, когда экономико-политическая ситуация в стране изменилась,

нам необходимо активнее вовлекать в работу по созданию гражданского

общества молодых людей, воспитывать в них чувство патриотизма,

сопричастности, собственного достоинства, формировать такие качества

личности, как инициативность, предприимчивость, ответственность,

самостоятельность, нацеленность на достижение не только индивидуальных,

но и социально значимых целей. Справиться с решением такой задачи

возможно только путём целенаправленного социального партнёрства

государственной и местной власти с молодёжными общественными

объединениями.

Философ Ю. А. Шнайдер

65

отмечал: «Самая страшная из грозящих нам

катастроф — это не только атомная, тепловая и тому подобные варианты

физического уничтожения человечества (а может быть, и всего живого на

Земле), сколько антропологическая — уничтожение человеческого в человеке».

На наш взгляд, толерантность — это, в первую очередь, воспитанность,

требующая самоограничения и позволяющая относиться к другому (иному, не

такому, как я) с позиций равного. В основе воспитания заложена идея

добровольно, осознанно выбираемого отношения к поведению и поступкам

другого, т.е. толерантность. В этом случае толерантность предполагает

терпение более сильного, опытного (воспитателя) к более слабому

65

Шнайдер Ю.А. Утопия или устроительство/ Ю.А.Шнайдер — Глобальные проблемы и

общечеловеческие ценности. — М.: Изд-во Московской Патриархии, 2010. — №2.-С. 64.

64

(воспитаннику), что включает умение управлять своим собственным

поведением и обучение воспитанника с помощью «образца» или «образца

своего поведения.

Любое общество, включающее различные сегменты, заинтересовано в

интеграции, взаимопонимании и согласии людей, живущих на территории

страны. Выступления лидеров европейских стран и России о политике

мультикультурализма подтверждают, что проблемы интеграции мигрантов

волнуют разные общественные силы.

Казань приняла первый семинар по организации прокурорского

надзора в сфере миграционного законодательства в Приволжском ФО,

который инициировала генеральная прокуратура России. Мероприятие, по

мнению организаторов, должно сплотить правоохранительные и

контролирующие органы в борьбе с нелегальными мигрантами и

чиновниками, потворствующими им.

Казань испытывает на себе негативные проявления неконтролируемого

роста миграции, несоблюдения ими налогового законодательства, массового

оттока денег из РТ в страны постоянного проживания иностранцев.

Президент вновь отметил, что в Казань вместе с мигрантами привносятся

чуждые радикальные идеи и взгляды, проникают представители

экстремистских организаций.

Достойный уровень жизни, возможности для заработка, толерантность

общества делают Казань привлекательным для мигрантов. В 2013 году на

учет поставили порядка 197 тыс. человек, на 59% больше, чем 5 лет назад.

66

66

Толерантность к мигрантам в Татарстане: дискурс в СМИ и стереотипы населения г. Казани

[Электронный ресурс]. — URL: http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=6532367 (дата обращения: 23.10.2013).

65

Рис. 2 — Количество мигрантов в Казани

67

Около 16 тыс. иностранцев из 54 государств в минувшем году

оформили разрешения на работу в РТ. В основном, их труд использовался в

таких сферах, как строительство – более 73%, коммунальные и социальные

услуги – более 8%, транспорт – 5,9%, общепит – 5,8%.

Рис. 3 — Сектора занятости мигрантов в Казани

67

Габдрахманова Г.Ф. Социокультурная адаптация беженцев и вынужденных переселенцев в Республике

Татарстан: монография/ Г.Ф. Габдрахманова – Казань, 2013. – С. 21.

0

50

100

150

200

250

количество

мигрантов на

учете в 2013

году

количество

мигрантов на

учете в 2012

году

количество

мигрантов на

учете в 2011

году

0

10

20

30

40

50

60

70

80

общепит

транспорт

коммунальные и

социальные услуги

строительство

66

Особенно востребованным их труд был во время подготовки к

Универсиаде. В течение минувшего года им выдали, по словам главы

республики, более 19 тыс. патентов.

Мировой финансово-экономический кризис требует от руководства

республики обеспечить для коренного населения приоритетное право на

трудоустройство, поэтому в 2014 году в 3 раза до 8,3 тыс. уменьшена квота

на получение иностранцами временных разрешений на работу в Казани.

68

Рис. 4-Количество снижения квоты мигрантов в Казани

По словам Р. Минниханова, в 2013 году стражи порядка

сконцентрировались на решение проблем этнопреступности, в результате,

решили выдворить за пределы РФ 1,7 тыс. человек и закрыли въезд 2,6

тысячам. Эти показатели в 4 раза больше, чем годом ранее. В 3 раза больше

завели уголовных о нарушении миграционного законодательства – порядка

2,2 тысяч. По данным УФМС, на территории РТ выявили 359 преступлений,

совершенных мигрантами.

68

Бадыштова И.М. Исток толерантности россиян к мигрантам / И.М. Бадыштова .-М.:Демоскоп, 2013. — С.

71.

0

5

10

15

20

25

30

квота в 2014

году на

мигрантов

квота в 2013

году на

мигрантов

67

В Казань приезжают, в основном, выходцы из Средней Азии: люди с

низкими профподготовкой и уровнем культуры поведения в обществе. Все

это приводит к росту ксенофобии, агрессии и нетерпимости к приезжим.

Такую позицию, по словам Р.Минниханова, занимают около трети жителей

Казани, а среди молодежи число негативно настроенных к мигрантам еще

больше.

Рис. 5 — Доля негативно настроенных казанцев к мигрантам

В ближайшее время будет внедрен механизм мониторинга, который

позволит анализировать происходящие процессы, планировать

этнокультурное развитие и предупреждать возможные конфликты».

Для мигрантов, которых хотят стать «полноценными членами

общества» в декабре 2013 года открыли центр адаптации, где по принципу

одного окна можно получить медицинские и социальные услуги.

Как отметил замгенпрокурора России Сергей Зайцев, переселение

мигрантов является одним из источников увеличения численности населения,

Доля

негативно

настроенных

казанцев к

мигрантам

Доля

толерантно

настроенных

казанцев к

мигрантам

68

а иностранные работники необходимы для качественного развития

экономики страны. Однако негативные проявления притока иностранцев,

озвученные президентом РТ, характерны для всей страны. По его словам, в

последние годы количество преступлений, совершенных мигрантами на

территории России и Приволжского ФО, увеличилось на 10%.

69

Рис. 6 — Повышение уровня этнопреступности

Всем известны события, произошедшие в России в 2013 году, которые

были связаны с убийствами коренных жителей легальными и нелегальными

мигрантами, вызывавшие повышенный общественный резонанс, акции

протеста и массовые беспорядки. В Приволжском округе подобные

инциденты имели место в Нижегородской, Саратовской областях и в

Татарстане.

Пребывание в Казани нелегальных трудовых мигрантов, готовых

мириться с любыми условиями труда, отметил замгенпрокурора РФ, выгодно

69

Пришельцы в Казани: город в городе [Электронный ресурс]. – URL: http://www.businessgazeta.ru/article/79716/ (дата обращения: 02.05.13).

94

96

98

100

102

104

106

108

110

уровень

этнопреступнос

ти в 2013 году

уровень

этнопреступнос

ти в 2014 году

69

недобросовестным работодателям, которые всеми силами стремятся оставить

ситуацию без изменений. По словам С. Зайцева, год от года такие

работодатели изобретают новые способы для сокрытия использования

нелегальной рабсилы: подставные фирмы, завышение квоты на иностранных

рабочих, подделка документов, использование всевозможных лазеек в

законах и коррупционных связей. Он отметил, что в результате бюджет

недополучает колоссальные суммы налоговых платежей, а коренное

население вытесняется с рынка труда.

Сложившаяся ситуация обусловлена, в первую очередь, недостаточном

принимаемых мер со стороны уполномоченных органов — УФМС и МВД.

Например, так называемые «резиновые адреса» являются результатом не

только бездействия контролирующих органов, но и прямой

заинтересованностью нечистых на руку должностных лиц. В частности,

полицейские не проводят проверок мест фактического проживания

мигрантов, а также торговых точек, где они работаю. Работа по пресечению

нарушений миграционного законодательства, в целом, имеет низкие

результаты, многие нарушения попросту не выявляются. Это формирует у

мигрантов чувство безнаказанности и провоцирует на преступления.

Органам, задействованным в контроле за миграционными процессами,

необходимо регулярно проводить горячие линии, чтобы граждане могли

сообщить о всевозможных нарушениях и нарушителях. Чаще проводить

проверки мест работы мигрантов и их компактного проживания. В связи с

этим, нужно организовать рейды по нежилым и аварийным домам,

общежитиям, подсобным помещениям, проверяя при этом и управляющие

компании, которые зачастую нанимают мигрантов дворниками. Также нужно

контролировать турфирмы и физлиц, которые могут помочь иностранцам

изготовить или продать подложные документы.

70

70

Ах, вам не нравятся мигранты? Тогда привьем вам «толерантность» // Комсомольская правда. – 2013. —

№16. – С. 25.

70

В Российской Федерации наблюдается прирост миграционных потоков.

Такая же ситуация обстоит в Республике Татарстан, особенно в городе

Казани. Так как это развивающийся социально-экономический центр

республики.

К ситуации, связанной с приездом мигрантов различные эксперты,

население города Казани, а также высшее руководство относится

противоречиво. С одной стороны они осознают, что городу Казани нужно

обогащаться дешевой рабочей силой, семьи азиатов плодовиты, что

сказывается на улучшении демографической ситуации Казани. С другой

стороны руководство города Казани осознает опасность неконтролируемой

миграции, которая заключается в росте преступности, проникновении

радикальных мыслей, сепаратизма, вытеснению местного населения с рынка

труда в некоторых секторах и т.п.

Развитием межнациональных взаимоотношений на территории города

Казани занимается Исполнительный комитет муниципального образования г.

Казань. Данные полномочия возложены на Отдел по развитию языков и

взаимодействию с общественными организациями Аппарата

Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани.

Отдел возглавляет начальник, назначаемый на должность

руководителем Исполнительного комитета г. Казани.

Основной деятельностью отдела по развитию языков и

взаимодействию с общественными организациями является координация

деятельности органов местного самоуправления в сфере взаимоотношений с

национально-культурными, религиозными и политическими

организациями.

71

Связь и взаимодействие Исполнительного комитета г. Казани с

данными общественными организациями обеспечивается с целью:

71

Вирсякин С. Про мигрантов, толерантность и мультикультурность /С. Вирсякин// Клерк. – 2013. — №12. –

С. 62.

71

— реализации законодательства в области общественно-политической,

религиозной, языковой и национальной политики;

-оказания необходимой помощи в их общественно-полезной и

социально-значимой деятельности;

-поддержания межконфессионального и межнационального

взаимопонимания и согласия;

-сохранения стабильности в общественно-политической ситуации;

-сохранения, изучения и развития языков народов, проживающих в

городе Казани.

Основные мероприятия, организуемые и проводимые отделом (или при

его содействии), касаются реализации Программы по сохранению, изучению

и развитию языков народов, проживающих в городе Казани. Широко

известными и популярными стали такие мероприятия, как фестивали «Казань

– наш общий дом», «Ягымлы яз», городские конкурсы среди

старшеклассников «Татар кызы», «Татар егете» и др.

Отдел оказывает активное содействие и поддержку общественным

организациям в реализации общественно-полезных и культурнопросветительских программ. Одним из примеров можно показать содействие

молодежной организации Всемирного конгресса татар и движению нового

поколения «Узебез» при организации и проведении акции «Мин татарча

сейлешем» («Я говорю по-татарски»).

72

Отделом разработано положение о смотре-конкурсе на лучшие

культовые объекты Казани; в 2010 году этот конкурс среди городских храмов

организован в первый раз.

Предметом деятельности Отдела является обеспечение связи и

взаимодействия Исполнительного комитета с национально-культурными,

религиозными (мусульманскими, православными и иными) и политическими

организациями (далее общественными организациями) с целью:

72

В Казани прошли дни толерантности [Электронный ресурс]. – URL:

http://www.kzn.ru/old/page385.htm/show/2209 (дата обращения: 22.02.08).

72

— реализации законодательства в области общественно-политической,

религиозной, языковой и национальной политики;

— оказания необходимой помощи в их общественно-полезной и

социально-значимой деятельности;

— поддержания межконфессионального и межнационального

взаимопонимания и согласия;

— сохранения стабильности в общественно-политической ситуации;

— сохранения, изучения и развития языков народов, проживающих в г.

Казани.

В соответствии с целью Отдел осуществляет следующие задачи и

функции:

— обеспечение постоянных контактов и взаимодействия

Исполнительного комитета с общественными организациями и их

представителями по вопросам, имеющим взаимный интерес;

— обеспечение законодательства в деятельности общественных

организаций;

— осуществление мер, направленных на сохранение стабильности в

общественно-политической ситуации, поддержание межконфессионального

и межнационального взаимопонимания и согласия;

— анализ состояния и прогнозирование развития социальнополитической обстановки в городе, укрепление толерантного отношения

между общественно-политическими организациями, религиозными

объединениями различных вероисповеданий и национально-культурными

общинами;

— реализация Программы по сохранению, изучению и развитию языков

народов, проживающих в городе Казани;

— координация деятельности территориальных и отраслевых органов

Исполнительного комитета, а так же должностных лиц, на которых

возложены обязанности по рассмотрению обращений общественных

организаций;

73

— подготовка организационно-распорядительных документов по

вопросам взаимодействия с общественными организациями;

— оказание консультативной помощи общественным организациям;

— содействие расширению международных и региональных контактов

города Казани по линии общественных организаций;

— оказание по просьбам общественных организаций необходимого

содействия и помощи в решении вопросов, возникающих в процессе их

деятельности;

— оказание содействия и поддержки в социально значимой деятельности

общественных организаций, а так же реализации ими общественно-полезных

и культурно-просветительских программ;

— рассмотрение и подготовка соответствующих документов по

обращениям общественных организаций по вопросам проведения собраний,

митингов, демонстраций, шествий, пикетирований, манифестаций, а также

просьбам о предоставлении им помещений для работы;

— участие в работе советов, комиссий и рабочих групп в пределах своей

компетенции;

— разработка методических материалов и рекомендаций в соответствии

со своей компетенцией;

— оказание содействия в организации и проведении республиканских,

межрегиональных, общероссийских, международных конференций по

вопросам общественных организаций;

— участие в работе общинных и межобщинных (национальных)

собраний, конференций, симпозиумов, конкурсов, выставок, концертов и

других массовых мероприятий;

— оказание содействия религиозным организациям в решении вопросов,

связанных с реставрацией, содержанием и охраной культовых зданий и иных

объектов, являющихся памятниками истории и культуры;

74

— содействие в передаче религиозным организациям культовых зданий

и сооружений с относящимися к ним земельными участками для

использования в функциональных целях;

— создание общественным организациям равных условий для

деятельности, а также обеспечение их участия в избирательных кампаниях,

референдумах, политических акциях;

— формирование информационного материала и банка данных по

общественным организациям.

73

В 2013 году Исполнительным комитетом г. Казани оказаны содействия,

религиозным организациям, в подготовке и проведении многих

мероприятийй, в том числе:

— Международной конференции по Хаджу,

— Международного симпозиума «Исламоведческие исследования в

современной России и СНГ»,

— Международной научно-практической конференции «Мусульманское

образование в России и за рубежом»,

— Международного конкурса мусульманской моды

— Спартакиады среди мусульманской молодежи г. Казани и другие

— На высоком уровне была организована и проведена 27 сессия

Административного совета Организации Исламских столиц и городов.

Кроме того, в Казани были проведены также такие масштабные

мероприятия, во многих из которых Отделом по развитию языков и

взаимодействию с общественными организациями Аппарата

Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани было

принято участие, таких как:

— Международный саммит исламского бизнеса и финансов,

— Фестиваль мусульманской молодежи,

73

Положение об Отделе по развитию языков и взаимодействию с общественными организациями

Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани // Сборник документов и правовых актов

г. Казани. — 2011. — №08. – С.41-42.

75

— Всероссийская казанская исламская книжная выставка-ярмарка,

— научно-практическая конференция «Ислам и спорт».

— Казанской епархии Русской Православной Церкви оказано содействие

в проведении Крестных ходов с чудотворной Казанской иконой Божией

Матери. В каждом из них принимало участие более 5 тысяч человек.

— в стенах Казанской Духовной семинарии проведена IX ежегодная

конференция «Богословие и светские науки», в которой приняли участие

представители США, Белоруссии, Армении и многих регионов России.

74

— Оказано содействие в организации II-й православной выездной

выставки-форума «Россия Православная».

Иудейской общине Казани оказано содействие при проведении в

декабре торжественной церемонии зажигания ханукальных свечей на

площади у НКЦ «Казань».

75

В Католической общине Казани существенно помогли в проведении,

V Всероссийской встречи католической молодежи, в которой приняли участи

делегаты католических приходов РФ, — 250 участников.

В декабре провели Рождественский фестиваль органной музыки в

здании католического храма.

Приняли участие в работе научно-практической конференции

«Религиозные объединения и общество», организованной Советом

христианских организаций республики.

Кроме того, в компетенцию отдела входит рассмотрение и подготовка

соответствующих документов по обращениям общественных организаций и

граждан по вопросам проведения публичных мероприятий: собраний,

митингов, демонстраций, шествий, пикетирований. С уведомлениями о

проведении данных акций необходимо обращаться непосредственно в отдел

по развитию языков и взаимодействию с общественными организациями.

74

Доклад начальника отдела по развитию языков и взаимодействию с общественными организациями И.М.

Арсланова о деятельности Исполкома г. Казани по взаимодействию с общественными организациями в 2012

– 2013 годах // Сборник документов и правовых актов г. Казани. — 2013. — №11. – С. 101.

75

Гришин А. Надо ли жестко усилить политику по отношению к трудовым мигрантам в Казани /А.

Гришин// Комсомольская правда. – 2013. — №14. – С. 9.

76

После угрозы терактов, о которых в Казани говорили очень часто в

2013 – 2014 годах, власти решили взяться за борьбу с экстремизмом и

контроль мигрантов. В Казани разработают новую программу регулирования

межнациональных отношений. По мнению экспертов, проект вряд ли будет

реализован на практике, а вот коррупционеры на нем смогут неплохо

заработать.

Новую программу по сохранению и укреплению межнациональных и

межконфессиональных отношений на 2014-2018 годы готовит

Исполнительный комитет Казани. Мэр города Ильсур Метшин поручил

помимо структурных подразделений Мэрии привлечь к разработке этого

серьезного документа представителей духовенства, общественных

организаций и экспертов в этой сфере, а в дальнейшем – провести публичные

слушания по новой программе.

Разрабатываемый документ должен максимально четко отражать

видение многонационального города. Представителям всех национальностей,

проживающих на территории Казани, должно быть максимально

комфортно».

Мэр Казани, считает, что в Казани нужны трудовые мигранты, проще

говоря гастарбайтеры. Ильсур Метшин, считает, что например мигранты в

качестве водителей автобусов — мера вынужденная. Якобы ни один

казанский безработный не захотел работать на общественном транспорте.

76

По данным начальника отдела по развитию языков и взаимодействию с

общественными организациями Ирека Арсланова, в Казани проживают

представители более 115 национальностей, функционируют 35

некоммерческих организаций и 180 религиозных общин. В столице

Татарстана также зарегистрировано 47 политических партий, действуют

более 25 общественно-политических формирований.

76

Школа для детей мигрантов в Казани [Электронный ресурс]. – URL:

http://kuraev.ru/smf/index.php?PHPSESSID=ac5110acab0be29a80a0038b1с27a212&topic=632367.msg9199608#

msg9199608 (дата обращения: 11.02.2014).

77

Рис. 7- Общественные организации, поддерживающие мигрантов

Такое религиозное многообразие и мирное сосуществование различных

конфессий во многом уникально. Его изучение и, главное, сохранение —

важная задача муниципалитета.

Цель будущей программы — создание в Казани благоприятной

атмосферы для поддержания межнационального и межконфессионального

согласия, которое, по мнению главы города, является большим достижением

для Казани и республики в целом.

На совещании в мэрии начальник отдела по развитию языков и

взаимодействию с общественными организациями Исполкома Казани Ирек

Арысланов рассказал, что программа, по которой в городе проводится

межнациональная политика, будет дополнена задачами по профилактике

экстремизма и терроризма, противодействию преступности, улучшению

условий для законного выражения гражданами своего мнения. Также в ней

будут прописаны вопросы регулирования миграции.

17 ноября 2013 года в результате крупнейшей для республики

авиакатастрофы в аэропорту Казани погибли 50 человек, в числе которых,

0

20

40

60

80

100

120

140

160

180

200

Общественнополитические

формирования

Политические

партие

Религиозные

общины

НКО

78

старший сын президента Ирек Минниханов и глава местного ФСБ Александр

Антонов. Первоначально, одной из версий катастрофы назывался теракт.

В тот же день, за несколько часов до падения Боинга-737,

руководители правоохранительных структур на заседании

антитеррористической комиссии доложили об обнаружении в республике

самодельных взрывных устройств. Они были найдены и обезврежены в

Алексеевском районе и Нижнекамске. Источник в МВД по РТ сообщил

порталу TatCenter.ru, что на самом деле, как минимум одно из СВУ было

ракетной установкой. Один запуск ракеты был осуществлен в сторону

«Нижнекамскнефтехима» — одного из крупнейших нефтехимических

предприятий Европы.

Еще раньше, в ночь на 17 ноября в Татарстане подожгли две

православные церкви – в Чистополе и Новошешминском районе. При этом

полностью сгорел молитвенный дом в честь великомученика Димитрия

Солунского, расположенного в селе Ленино Новошешминского района. В

Чистополе строящийся храм в честь Новомучеников и исповедников

российских сотрудникам МЧС удалось отстоять. По всем перечисленным

происшествиям возбуждены уголовные дела.

Тогда президент Татарстана Рустам Минниханов поручил

правоохранительным органам в усиленном режиме обеспечивать

безопасность граждан республики, а также особо опасных объектов,

предприятий экономики и народного хозяйства.

Начальник казанской полиции Валерий Красильников рекомендовал

дополнительно провести «профилактическую работу» с диаспорами

Таджикистана, Узбекистана, Азербайджана и народов Северного Кавказа. В

свою очередь, руководитель Исполкома поручил, в первую очередь,

обеспечить безопасность на объектах промышленности и жизнеобеспечения,

в ТРЦ, гостиницах и на рынках города.

79

Усилилась в обществе Казани и напряженность в отношении

мигрантов. Обострили ситуацию события в Пугачево и Бирюлево, Русские

марши, после которых, в соцсетях наступил разгул национализма.

Сейчас Казань находится на третьем месте в ПФО по числу мигрантов

и на этом же месте (после Самары и Оренбурга) по уровню преступности

среди приезжих. Только за 10 месяцев года в республике на миграционный

учет поставлены 157 тысяч человек. Более 90 тысяч из них — в Казани.

Перед принятием документа будут проведены консультации с

представителями духовенства, общественниками и экспертами и заявляется о

необходимости его «всенародного обсуждения». Внедряться программа будет

с 2014 по 2018 год.

Все структурные подразделения исполкома должны будут изыскать для

мероприятий программы допфинансирование.

Предполагается строительным и транспортным компаниям

внимательнее относиться к подбору кадров и следить «какими силами

выполняются работы».

77

Ситуация с миграцией сейчас такова, что предприятия не могут

справиться без привлечения иностранной рабочей силы. Но все должны

четко соблюдать законодательство.

В рабочую группу по разработке документа войдут муниципальные

чиновники, представители Ассамблеи народов Татарстана, Дома Дружбы,

религиозных конфессий, вузов и общественных организаций.

Между тем, эксперты считают, что даже если программа будет

принята, нацполитика Татарстана все равно ей соответствовать не будет.

Директор института истории Академии наук РТ Рафаэль Хакимов

скептически относится к подобного рода программам, хотя институт

постоянно принимает участие в их разработках. Они, в принципе, хорошие.

Программы принимаются, а потом забываются, и политика в целом

77

Наши импульсивные мигранты [Электронный ресурс]. – URL: http://info.tatcenter.ru/article/132756/ (дата

обращения: 16.01.2014).

80

реализуется не по этой программе. Возможно, кто-то просто успеет на ней

получить деньги, но политика движется в другом направлении. Такие

инициативы полезны для общества, так как позитивно сказываются на

общественных настроениях, что, в последствие, становится мейнстримом.

Говоря о противодействии экстремизму, нужно понимать, что проблема

требует более системного подхода, нежели борьба с ним по программе.

А председатель Общества русской культуры в Татарстане,

руководитель «Центра аналитических исследований и разработок»,

Александр Салагаев и вовсе уверен, что в республике комфорту мигрантов

уделяется больше внимания, чем заботам местных жителей. «При разработке

прежней стратегии мнение экспертов учтено не было, хотя они предлагали

свое видение ситуации. Во-первых, нужно сразу сказать, что проблема в

Татарстане начинается с того, что Дом Дружбы – это место, где

представлены мигрантские организации, которые работают только друг с

другом. Если позиция в том, чтобы создавать условия для толерантного

отношения между народами, то нужно сделать так, чтобы в этой структуре

были представлены и исконно местные национальности. В Доме Дружбы

народов полтора десятка интеллигентов – и все. Эти мигранты дружат между

собой, это не спасет межэтнические отношения. Во-вторых, нужно решать

проблемы регулирования миграции. В первую очередь, это контроль за

«резиновыми» квартирами, ведь они остаются без контроля миграционных

органов.

Александр Салагаев считает, что при создании программы нужно

акцентировать внимание на молодых людях. Большинство из них сейчас

телевизор не смотрят, практически все видят в интернете. Они понимают, что

государство сейчас старается контролировать многие сферы, поэтому и ищут

другие источники. К примеру, видя, что официальная церковь полностью

зависима от власти, они уходят в радикальные религиозные течения, у них

нет альтернативы. Когда подожгли церкви в Татарстане, Анастасий

(архиепископ Казанский и Татарстанский) не сделал ни одного заявления.

81

В тюрьмах республики распространяется ваххабизм, экстремистская

литература, а руководство исправительных колоний это никак не пресекает.

Чтобы программа, направленная на регулирование межнациональных

отношений работала, нужно широкое обсуждение, а не принималось

отдельными специалистами и чиновниками.

Казани глава регионального УФМС заявил, что уровень преступности

среди приезжающих иностранцев составляет менее одного процента.

Несмотря на эти заявления, власти Татарстана планируют значительно

ограничить мигрантам возможности для въезда в республику. По его

мнению, конфликты на национальной почве обостряются из-за их

политизации, а отношение к мигрантам усугубляется действиями самих

россиян — выходцев с Кавказа.

78

Власти Татарстана намерены приостановить поток приезжающих в

регион мигрантов. На 2014 год УФМС республики значительно уменьшило

количество квот для получения разрешения на работу и на временное

проживание, а также повысило штрафы за нарушение миграционного

законодательства. Теперь после законных 90 дней, в течение которых

иностранцы из Средней Азии могли находиться в России без постановки на

учет, они не смогут вернуться в страну раньше, чем еще через 90 дней.

Раньше на приграничных таможенных постах выстраивались очереди из

мигрантов, которым ставилась отметка о выбытии, а затем, на следующий

день, они снова пересекали российскую границу и могли работать и

находиться здесь еще три месяца.

«На руку» миграционной службе пришелся и вступивший в силу с 3

января закон о так называемых «резиновых квартирах», по которому

собственники, регистрирующие у себя большое количество иностранцев,

преследуются и по уголовному законодательству. Уже было передано 45

материалов и возбуждено 15 уголовных дел. Владелец одной из таких

78

Казань отрегулирует межнациональные отношения [Электронный ресурс]. – URL:

http://info.tatcenter.ru/article/131385/ (дата обращения: 27.11.2013).

82

квартир получил 4 года в колонии. По всей Казани власти насчитывают

около 200 резиновых квартир, в которых одновременно могут быть

зарегистрированы 800 иностранных граждан.

«Порядок» в миграционном поле стали наводить еще перед

Универсиадой. Тогда часть мигрантов просто выслали из Казани, а

управление вообще не принимало никаких заявлений на долгосрочное

проживание в республике.

Больше всего в Казань приезжает граждан Узбекистана, Таджикистана

и Азербайджана. Среди стран дальнего зарубежья — из Турции, Германии и

Китая.

Тем не менее, Казань не собирается полностью отказываться от

привлеченной рабочей силы. Региону нужны высококвалифицированные

специалисты, рабочие на строительство и рынки. По оценкам заместителя

руководителя департамента президента РТ по вопросам внутренней политики

Александра Терентьева, потребности рынка сейчас составляют порядка 30

тыс. человек.

Принципиальное отношение к мигрантам сформулировано в послании

президента Татарстана — все, кто едет учиться, работать, переезжает с семьей

и вписывается в культурное пространство, считается с этим культурным

пространством, власти рады этим мигрантам. В любом случае, есть

недостаток трудовых ресурсов. С учетом вузов и ссузов, потребность

составляет порядка 30 тыс. человек. Принципиальная позиция власти рады

всем, кто едет с позитивными намерениями. Естественно, отрицательное

отношений ко всем тем, кто едет с каким-то умыслом, нарушая

миграционное законодательстве, не считается с мнением местного населения.

За 2013 год мигранты совершили более 27 тыс. нарушений в сфере

миграционного законодательства. Уровень преступности среди них сейчас

составляет менее одного процента от общего числа — 0,8%. Всего это 359

преступлений, что, по словам Чепуштанова, на 9% меньше, чем за

83

предыдущий период. В отношении них совершилось 236 противозаконных

действий.

Низкий, по сравнению с общим криминальным фоном, уровень

преступности, таковым россиянам не кажется из-за политизации подобных

конфликтов, считает Терентьев.

В числе проблем, с которыми сейчас столкнулась национальная

политика в Казани, Александр Терентьев назвал радикальные и

псевдоисламские течения. Зачастую их распространителями становятся и

мигранты из республик Средней Азии. Контролировать их «деятельность»

взялось ДУМ РТ. Но и от помощи простых граждан власти не отказываются.

Буквально — просят сообщать о странно выглядящих и необычно ведущих

себя людях, поселяющихся в домах.

Взаимодействовать с радикальными объединениями, судя по словам

Терентьева, в республике не готовы. «Снимать проблемы» власти хотят

только через Ассамблею народов. Так было и по ситуации в Нурлате, когда

диаспоры поехали на место конфликта для выяснения всех обстоятельств.

79

То, что в городе Казани произошло немало событий экстремистского

характера, а также на территории Республики Татарстан в целом, подвигло

органы местного самоуправления под шефством специализированных

органов и воздействием государственной власти к принятию решения о

разработке комплексной программы развития межконфессиональных и

межэтнических отношений на 2014 – 2018 года. Ее реализация должна была

начаться в начале 2014 года. Но она откладывается на неопределенный срок.

Для повышения уровня толерантности специальными полномочиями

по выработке национальной политике наделен Отдел по развитию языков и

взаимодействию с общественными организациями Аппарата

Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани.

79

Представителям всех национальностей в Казани должно быть максимально комфортно [Электронный

ресурс]. – URL: http://www.kzn.ru/news/41737-imetshin-%C2%ABpredstavitelyam-vseh-natsionalnostej-v-kazanidolzhno-byt-maksimalno-komfortno%C2%BB (дата обращения: 25.11.2013).

84

Для укрепления межнациональной терпимости, в том числе к

мигрантам, Отделом проводится ряд мероприятий, среди которых фестивали,

конкурсы, поддержка обустройства религиозных учреждений. Его

сотрудники организуют совещания с лидерами духовенства по проблемам

межэтнической терпимости.

Заинтересован в развитие межэтнической терпимости и толерантного

отношения к мигрантам и мэр города Казани И. Метшин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *