Монополия на рынке товаров длительного пользования

Введение

В данной работе будут рассмотрены проблемы с которыми сталкивается монополист производящий товары длительного пользования и различные варианты его поведения. Товары длительного пользования в отличие от товаров одноразовых или краткосрочных, используются потребителем в течении нескольких периодов после их покупки. И если спрос на одноразовые товары относительно стабилен, так-как после их использования потребитель возвращается на рынок, что бы купить им замену, то спрос на товары длительного пользования уменьшается с течением времени, так-как данный вид товара может быть использован неоднократно, и очень немногие потребители возвращаются на рынок. Таким образом, можно предположить, фирма-монополист, производящая товары длительного пользования, находится в более невыгодном положении, чем фирма-монополист на рынке товаров одноразового потребления.

1. Гипотеза Рональда Коуза

Согласно гипотезе Рональда Коуза, свойства товаров длительного пользования негативно влияют на прибыль фирмы-монополиста, и стимулируют ее сократить срок службы своей продукции или иным образом нейтрализовать неблагоприятные эффекты от такого вида товаров.

2. Пример из жизни

Так как в реальном мире очень сложно найти чистую монополию производящую товары длительного пользования, для простоты анализа поведения монополиста производящего данный вид товаров, предположим, что в некотором поселении, проживает абстрактный Эдуард Васильевич, который изготавливает валенки, и является монополистом на этом рынке в своем поселении. Валенки Эдуарда Васильевича очень высокого качества, и служат в течении многих периодов. Эдуард Васильевич назначает монопольную цену на валенки, что бы максимизировать свою прибыль, и понимает , что только жители поселения высоко ценящие его продукцию будут готовы заплатить монопольную цену, остальные же продолжат использовать заменители, например такие как лапти. Однако жителей поселения не так легко провести. Они понимают , что если Эдуард Васильевич будет поддерживать монопольную цену, то он исчерпает рынок потребителей готовых платить такую цену, и будет искать способы возобновить поток доходов. Жители предполагают, что удовлетворив спрос потребителей высоко ценящих валенки, он предложит свой товар тем, кто не может себе позволить или не желает платить монопольную цену. После того, как Эдуард Васильевич сделает небольшую скидку, некоторые из этих потребителей, будут готовы купить валенки. Он, по мнению жителей, установит новую цену соответствующую спросу потребителей, менее ценящих его товар, которая опять же максимизирует его прибыль. Но опять же не все жители будут покупать валенки, и после насыщения рынка, Эдуард Васильевич снова скорректирует свою цену. Так будет продолжаться, пока цены на валенки не станут равны предельным издержкам Эдуарда Васильевича, то беж как на конкурентном рынке. Зная это, жители будут воздерживаться от покупки валенок, до тех пор пока цены не станут близкими к конкурентному уровню. Следовательно, прибыль Эдуарда Васильевича будет близка к нулю.

Столкнувшись с такой проблемой, Эдуард Васильевич может выбрать один из сценариев ее решения. Он может начать делать валенки, которые служили бы всего лишь один сезон, таким образом, спрос со стороны потребителей высоко ценящих его валенки, не успевал бы полностью насытиться, и возобновлялся бы в конце каждого сезона. Но можно предположить, что жители стали бы меньше ценить его товар, узнав, что его качество снизилось, и следовательно спрос на валенки бы упал. (Такую стратегию применяют многие компании производящие товары длительного пользования. Например, можно заметить, что обновления ПО на устройствах Apple постепенно «съедает» их встроенную память, так обновления выпущенные за полтора года занимают 4.5 ГБ, что является весомой цифрой для устройств со встроенной памятью 13 ГБ, постепенно это вынуждает потребителей покупать новые гаджеты.)

Так же Эдуард Васильевич может убедить жителей поселения, что он не будет снижать цены ниже определенного уровня в последующих периодах . Таким образом покупатели которые готовы платить данную цену не будут иметь стимула скрывать свою готовность платить и не будут ждать следующего периода для покупки валенок. Но таким образом наш монополист быстро удовлетворит спрос, и в дальнейших периодах не будет иметь потоков дохода. А так же ему необходимо обладать достаточным авторитетом среди жителей, что бы они поверили его намерению не снижать цены.

Еще одним вариантом для Эдуарда Васильевича является выпуск новых моделей его продукции, к примеру, валенок покрытых водонепроницаемым покрытием. Это может вернуть на рынок жителей ранее уже купивших его продукцию, и привлечь новых, чья полезность от усовершенствованной продукции, будет больше чем от старой, и, следовательно, готовность платить тоже вырастит. ( В реальном мире примером может послужить любая фирма производящая, к примеру, мобильные устройства или автомобили. Не смотря на то, что люди уже имеют данный товар, они покупают новые модели, движимые желание не отставать от моды, привлеченные новыми качествами и функциями товара или из-за каких либо других причин.)

Но такое решение может повлечь за собой возникновение вторичного рынка валенок. Жители желающие купить новые валенки, будут продавать свои старые, и это приведет к тому, что часть жителей не имеющих еще данного товара предпочтут купить подержанные валенки по более низкой цене вместо новых. Естественно это будет зависеть от их чувствительности к качеству товара. Соответственно, при максимизации своей прибыли Эдуарду Васильевичу придется учитывать конкуренцию со стороны вторичного рынка.

Устранить вторичный рынок валенок Эдуард Васильевич сможет благодаря сдачи валенок в лизинг жителям. Он будет сдавать свой товар в аренду, по цене максимизирующей его прибыль, останется единственным поставщиком на рынке, и в тоже время нейтрализует неблагоприятные эффекты от производства долгосрочного товара. (Стратегию монопольного лизинга использовала компания IBM для обхода антитрастового законодательства, а так же компания изобретателя телефона Александра Белла – Bell Telephone Company, которая в 1877 году решила не продавать, а сдавать в аренду свои телефонные аппараты.)

Заключение

В заключении стоит сказать, что в действительности ни один товар длительного пользования не может служить вечно, и при оценке стратегии определенной фирмы-монополиста на данном рынке, необходимо учитывать срок службы данного товара, его характеристики, возможно рассматривать какие гарантии дает фирма на свой товар и как будет реагировать спрос потребителей на какое либо решение данной фирмы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *