В настоящее время в науке не представлено единообразного
определения понятия «нация», так как этот термин с момента своего
возникновения вызывал масштабные теоретические споры, которые весьма
актуальны и в наше время. И действительно, изначальная неопределенность
общего количества и содержания признаков, составляющих данное понятие,
и различное понимание нации отдельными учеными, делают фактически
невозможной выработку такого определения. Однако, на мой взгляд,
наиболее удачное определение интересующего нас термина представил В.Г.
Крысько
7
: «нация – большая социальная группа, высший этап развития
этноса, представляющая собой определенную чрезвычайно сплоченную
общность людей, характеризующуюся единством территории, языка,
культуры, черт национальной психологии, а также очень тесными
экономическими связями».
Таким образом, исходя из представленного определения, можно
сформулировать следующее определение межнациональных отношений – это
особый вид общественных отношений, складывающийся между
национально, экономически и социально обособленными, но политически и
исторически связанными друг с другом группами людей (нациями,
этносами), направленные на достижение определенных целей. Надо сказать,
что эти цели могут носить как союзнический, так и конфликтный характер.
Именно с тенденциями второго типа чаще всего сталкивается российское
общество и государство в последнее время.
Говоря об особенностях межнациональных отношений для
современной России, нельзя не отметить следующие важные их черты:
7
Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения: курс лекций / В.Г. Крысько. – М.:
Издательство «Экзамен», 2012. – С. 48 .
10
- Исторически сложившийся многонациональный характер
российского общества. Данная особенность связана со многими факторами:
обширной территорией России, общей исторической судьбой огромного
количества народов, проживающих на ее территории, устойчивыми
экономическими связями между этими народами и так далее.
- Фактическое неравенство отдельных наций в силу закрепления в
Конституции Российской Федерации расширенных полномочий за
отдельными субъектами федерации. Данная особенность связана с
ассиметричным типом федерации, принятым в нашей стране.
- Наличие в составе территории российского государства отдельных
областей, исторически положительно настроенных к перспективе отделения
от Российской Федерации (отдельные территории Северного Кавказа,
казачьи поселения и так далее).
- Неравенство в экономическом и социальном положении наций,
проживающих в различных субъектах РФ.
- Положительный опыт культурного обмена между нациями.
- Наличие явно осознаваемой национальной принадлежности у
большинства граждан Российской Федерации.
8
Все представленные выше особенности одновременно являются
важнейшими факторами, определяющими тенденции развития
межнациональных отношений и связанные с ними меры государственного
регулирования в данной области.
Отношения между нациями, народностями, этническими группами
были всегда объектом пристального внимания в нашей стране.
Обнародованная 2 (15) ноября 1917 года » Декларация прав народов России”
устанавливала свободное развитие, равенство и суверенность всех
национальностей и народностей России. Некоторое время спустя Советское
правительство в своем обращении «Ко всем трудящимся мусульманам
8
Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России: монография / Р.Г.
Абдулатипов. – М.: Славянский диалог, 2010. –С. 56.
11
России и Востока» гарантировала им полную свободу устройства своей
жизни. Эти акты принесли определенные плоды, создав условия для доверия
между народами, что стало основой для решения ряда экономических и
социальных проблем и в области национальных отношений. Были
осуществлены меры по развитию национальных культур, созданию
письменности многих национальных меньшинств. Только в Новосибирске в
1919 году издавалось 17 газет на национальных языках, в том числе на
венгерском, чешском, немецком, китайском.
Вместе с тем, реальная совместная жизнь наций и народов была далека
от отсутствия проблем. Главная беда состояла в том, что противоречия,
социальные болячки загонялись в глубь, становились латентными. Все чаше
в отношении отдельных народов принимались произвольные решения,
многие перспективные вопросы игнорировались или их решения
имитировалось.
9
В национальной политике не учитывалась специфическая особенность
национальных и межнациональных отношений, которая заключается в
необходимости рассматривать их как своеобразные синтетические
общественные отношения. Эта синтетичность проявляется в том, что, вопервых, они включают в себя отношения всех сфер общественной жизни —
экономические, социальные, политические, духовные — и, во-вторых,
одновременно предполагают их анализ как единства материального и
идеального. Такой подход стал необходим в условиях, когда болезненно
заявляют о себе стремления к национальной замкнутости, местничеству,
иждивенческие настроения.
Следует охарактеризовать ее место и роль при изучении национальных
особенностей во всех сферах общественной жизни. Что касается
экономической жизни, то, прежде всего, следует отметить интенсивный
процесс интернационализации экономических отношений. В известной
9
Обращение к трудящимся мусульманам России и Востока [Электронный ресурс].- URL:
http://istorik.ucoz.com/publ/istochniki/ko_vsem_trudjashhimsja_musulmanam_rossii_i_vostoka/ (дата обращения:
25.12.2014).
12
степени он повлиял на тот факт, что национальный компонент в экономике
перестал играть решающую роль, на первый план вышли
общегосударственные интересы, вопросы экономической целесообразности и
производственной необходимости. Неглубокое понимание этих явлений
приводило к тому, что национальные аспекты экономического развития
стали видеться только в плане функционирования специфических отраслей
народного хозяйства, присущих одной или нескольких наций и в
большинстве случаев имеющих историческую традицию.
Игнорирования национально-особенного в экономической жизни,
крупные просчеты в решении назревших проблем материального
производства, слабый учет интересов людей проявились в огромных
социально-экономических издержках, в потере национального суверенитета,
в диктате общесоюзных министерств и ведомств.
Чрезмерная централизация экономического и социального развития,
подавление инициативы и самостоятельности привели к таким процессам,
которые с одной стороны, стимулировали губительную для гражданского
общества миграцию из одной республики в другую, а с другой стороны, к
стагнации социальных перемещений, к избытку рабочей силы в республиках
Средней Азии и Закавказья. Несовершенство этих отношений тормозило
трудовую активность и в государственном, и в кооперативном секторе,
серьезно исказило структуру потребления и доходов и, самое главное,
пагубно повлияло на сознание и поведение людей.
10
Эти и другие процессы, происходящие в экономической жизни, со
временем породили в национальном сознании вопрос: а насколько
справедливо распределяется национальный доход как достояние всего народа
между республиками, другим национальным образованием, подразумевая
под ними интересы конкретных наций и народностей? И здесь вступали в
силу мотивы духовного порядка: при отсутствии информации появлялись
10
Биджева С.Ю. Национально-территориальные и административно-территориальные начала в
государственном устройстве Российской Федерации / С.Ю. Биджева. — М.: История государства и права,
2002.-С.44.
13
убеждения в неправильном, не соответствующем вкладу распределении
ресурсов, в ущемлении прав отдельных республик и регионов. Именно эти
факторы и послужили одной из причин роста настроений
националистического толка в ряде республик, когда многие с уверенностью
утверждали, что они больше дают, чем получают. Неудивительно, что очень
часто эти претензии появлялись тогда, когда не было полной и достоверной
картины экономических процессов.
11
Идеи суверенитета, самостоятельности республик привлекательны как
тем, что они способствуют рациональной и эффективной организации
национального хозяйства, так и тем, что в национальном самосознании
получает отражение идея защиты национальных интересов, распределение по
количеству и качеству труда в зависимости не только от индивидуального
вклада, но и вклада своей республики, своей области, города и края.
Уравниловка была общей бедой, наложившей глубокий отпечаток на
представления о путях реализации экономической самостоятельности,
которые привели к идее хозяйственной автаркии.
Важным направлением в социологии наций стала социальная сфера
национальных отношений. Так как именно в этой сфере решаются вопросы
социальной справедливости, направляется развитие социальной структуры,
создаются условия для повседневной жизни людей, то здесь влияние
факторов, связанных с функционированием общественного сознания,
проявляется еще острее. Именно в этой сфере сопоставляются возможности
социального положения людей различных национальностей,
профессионального продвижения, перспектив личной и общественной
жизни. Национальный компонент таких проблем оказывает существенное
влияние на сознание и поведение людей.
Анализ состояния дел в этой сфере позволяет утверждать, что у людей
постоянно подрывалась вера в равенство социальных возможностей.
11
Вдовин А.И. Особенности этнополитических отношений и формирование новой государственности в
России/А.И. Вдовин. — М.: Исторический и концептуальный аспекты, 1993. — С.34.
14
Пресловутая пятая графа в биографии стала источником многих личных
трагедий. Аналогичная по своим последствиям ситуация сложилась и в
условиях современной межнациональной напряженности: представители
многих народов осознали себя людьми второго сорта в тех случаях, когда
оказались живущими в иноязычной среде.
В принципе место человека, возможности его развития и т.д.
определяются не классовой или национальной принадлежностью, а личными
качествами, способностями, трудом. В то же время сохранение
национального деления общества не может не отражаться на конкретных
индивидах и социальных группах, на формировании их сознания и
психологии.
Социальная идентификация и социальная дифференциации, если
использовать категориальную сетку А. Тэджфела и Дж. Тернера строятся на
процессе категоризации «мы» и «они».
12
Или, по меткому высказыванию Б.Ф.
Поршнева, — «всякое противопоставление объединяет, всякое
противопоставляет, мера противопоставления есть мера объединения».
13
Единый процесс дифференциации (идентификации) приводит к
формированию социальной идентичности, которая — есть результат процесса
сравнения «своей» группы с другими социальными объектами. Именно в
поисках позитивной социальной идентичности индивид или группа
стремятся самоопределяться, обособляться от других, утвердить свою
автономность.
Единство различных наций и народностей скрепляется на уровне
личности, коллектива и всего гражданского общества. Национальные
отношения реализуются в плоскости: целостный мир — государство — классы —
нации — граждане. Недооценка в правовом регулировании отдельного звена
этой структуры резко снижает его эффективность. Нельзя игнорировать ни
12
Tajfel H., Turner J.C. An integrative theory of intergroup conflict.// W.G. Austin, S Worchel (eds.). The social
psychology of intergroup relations. Monterrey, Calif., 1979.
13
Поршнев Б.Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания / Б.Ф. Поршнев // Научная
статья М.: 1973. — С.131.
15
гражданский, ни общечеловеческий, ни национальный фактор. Любое
искусственное возвышение статуса одной нации над всеми остальными,
навязывание идеи о приоритете права нации над правами других наций,
граждан неизбежно приводят к появлению межнациональной напряженности
в обществе, национализма, шовинизма, расизма.
Государственный суверенитет — это, как известно, верховенство и
независимость государственной власти как внутри страны, так и во
внешнеполитической сфере. Национальный суверенитет — это полновластие
нации, ее политическая свобода, возможность самоопределения для
сохранения своей самобытности, языка, культуры, истории. Осознание своих
национальных способностей является закономерным этапом развития нации,
к которому рано или поздно придут все народы. Поэтому главная задача
государства заключается в создании благоприятных условий для развития
нации, народности, «мягкого» их включения в многонациональный процесс,
локализации любых проявлений национализма или великодержавности.
Вся история цивилизации наглядно свидетельствует о том, что в
периоды значительных общественных катаклизмов происходит активизация
национального фактора. Иными словами, объективной основой
национальных противоречий служат, прежде всего экономические причины.
С другой стороны, истоки межнациональных конфликтов коренятся также и
в причинах исторического прошлого нации, ее вхождения в конкретное
государство. Для одних народов это дело было добровольным, а для других —
нет. С подобными обстоятельствами необходимо считаться при
формировании правовой политики. Поэтому роль права в решении
национальных проблем нельзя ни преувеличивать (учитывая объективные
моменты), ни преуменьшать.
14
Государственный суверенитет составляет источник правового
регулирования межнациональных отношений, но он не может быть сведен к
14
Дробижева Л.М. Этничность в современной России: этнополитика и социальные практики /Л.М.
Дробижева // Этнопанорама. – 2002.- № 1 — С. 9.
16
суверенитету одной нации. Нельзя делить население государства на правовое
большинство и правовое меньшинство, на граждан и не граждан. Это
замкнутый круг, верный путь к социальной напряженности. С течением
веков человечество выработало определенные международно-правовые
способы регулирования межнациональных отношений. Они заключаются в
следующих правах нации:
- на создание суверенного государства;
- на свободное присоединение к независимому государству или
объединение с ним;
- на установление любого другого статуса;
- на свободное распоряжение своими естественными богатствами и
ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств.
15
В процессе государственного регулирования межнациональных
отношений недопустимо возводить в абсолют принцип государственного
суверенитета, территориальную целостность государства и игнорировать
право народа на самоопределение. Все государства в соответствии с
международными пактами о правах человека обязаны поощрять
осуществление этого права любого народа и уважать его. Все народы не
только имеют право на самоопределение, но и «в силу этого права они
свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное
развитие».
Целостность и суверенитет государства неразрывно связаны не только
с политикой, экономикой общества, его правовой направленностью,
ментальными, духовными, культурными характеристиками. С появлением
наций, национальных движений, национальных государств они органически
сливаются и с национальным вопросом. Сохраняя свое социальное значение,
объективную природу, они одновременно приобретают и национальный
колорит, национальную окраску. Еще Ж.Ж. Руссо исходил из того, что как ни
15
Аюпов М. А. Управление межнациональными отношениями и основы государственной национальной
политики Российской Федерации / М. А. Аюпов // Экономика и управление. — 2005. — № 6. — С.31.
17
абсолютна, как ни священна верховная власть, но она не должна выходить за
границы общественного договора, на основании которого всякий может
располагать той долей имущества и свободы, которая оставлена ему этим
договором, так что суверен никогда не имеет права обременять одного
подданного больше, чем другого, потому что тогда дело становится частным
и власть суверена недействительна. Иначе говоря, целостность государства и
его суверенитет, политическая власть легитимны при условии соответствия
интересам общества, естественным правам и свободам личности,
общечеловеческой нравственности, национальной культуре.
16
Как известно, социально-политический, духовный и другой прогресс
народов мира идет достаточно неравномерно. Одни из них опережают в
своем развитии, другие же находятся на пройденной первыми стадии. Ведь
эволюция человечества — отнюдь не плавное и равномерное движение, а
порой весьма бурный, наполненный различного рода взлетами и падениями
поток. Многое здесь является вполне закономерным, но многое и случайным.
Поэтому часто на волне национального подъема к власти приходят
экстремистские силы, строящие на национализме, расизме и т.п. свою
политическую карьеру. Эксплуатируя национальные чувства своего народа,
они выдают националистические интересы за национальные. Отсюда
целостность и суверенитет государства порой превращаются в неприступные
крепости, отделившиеся и противопоставившие себя всему остальному миру.
Подобное в общественном развитии молодого государства можно
рассматривать как некоторую неизбежную и естественную ступень в
процессе социально-политического и духовного утверждения суверенитета и
целостности нации, своеобразную болезнь роста. Ведь демократическое
мировоззрение не приходит в готовом виде, а формируется постепенно,
долгим и кропотливым трудом общества.
17
16
Назарова Е.А. Межнациональные отношения и адаптация мигрантов в столичном мегаполисе / Е.А.
Назарова // Этносфера. — 2009. — № 4. — С. 23.
17
Киреев К. С. Государственное регулирование межнациональных отношений в России / Киреев К. С. //
Аспирант и соискатель. — 2009. — № 5. — С.104.
18
Таким образом, с возникновением национальных государств
национальный суверенитет и целостность нации не всегда адекватно
включаются в структуру суверенитета и целостности окружающего мира.
Они могут совпадать, сливаться, но могут и противоречить, а значит, и
отторгаться международным сообществом. Вместе с тем непризнание
иностранными державами или международными организациями
легитимности новой политической власти характеризует не отсутствие ее
целостности и суверенности, а определенную международно-правовую и
политическую ситуацию.
В отечественной научной литературе сложился большой отряд
исследований, которые посвятили свои работы истории многих наций,
состоянию национальных отношений, самым различным аспектам развития
национальных культур, языка, обычаев и традиций.
Одна из психологических причин роста этнической идентичности в
этом веке — поиск ориентиров и стабильности в перенасыщенном
информацией и нестабильном мире. Вторая психологическая причина лежит
на поверхности и не требует особых доказательств.
18
Это интенсификация межэтнических контактов, как непосредственных
(трудовая миграция, перемещение миллионов эмигрантов и беженцев,
туризм), так и опосредованных современными средствами массовой
коммуникации. Повторяющиеся контакты актуализируют этническую
идентичность, так как только через сравнение можно наиболее чётко
воспринять свою принадлежность к русским, евреям и т.п. как нечто особое.
Психологические причины роста этнической идентичности едины для всего
человечества, но особую значимость этнос приобретает в эпоху радикальных
социальных преобразований, приводящих к социальной нестабильности. В
18
Курков В.В. Изучение проблемы межнациональных отношений по публикациям региональной прессы / В.
В. Курков // Право в школе. — 2008. — № 4. — С. 14.
19
этих условиях этнос часто выступает в качестве аварийной группы
поддержки.
19
Именно в такой период, который переживает и наша страна, человеку
свойственно ориентироваться, прежде всего, на этнические общности и
нередко преувеличивать позитивное отличие своей группы от других.
Многие люди «погружаются» в разные субкультуры, но для
большинства в период слома социальной системы необходимо «зацепиться»
за что-то более стабильное. Как и в других, страна, переживающих эпоху
острой социальной нестабильности, в России такими группами оказались
межпоколенные общности — семья и этнос. Этническая идентичность
является наиболее доступной формой социальной идентичности именно в
нашей стране, так как советская паспортная система превратила
«национальность» в расовую категорию, определяемую по «крови», тогда как
в других странах это понятие означает гражданство.
При анализе путей и методов решения национального вопроса
исследователи очень часто ограничивались анализом показателей
экономического и социального развития наций и народностей и чрезвычайно
мало обращали внимания на те аспекты национальных отношений, которые
самым непосредственным образом связаны с восприятием людьми
объективной реальности, с состоянием и противоречиями в национальном
самосознании. Иначе говоря, если форма (внешние показатели)
национального развития получила известное освещение и разработку, то
содержательный компонент интерпретировался весьма своеобразно — в
основном давались количественные характеристики общеобразовательной,
культурной и профессиональной подготовки.
20
Ни в теории, ни на практике не был своевременно замечен и оценен
рост национального самосознания. Хотя этот процесс происходил в условиях
19
Бочарников И.В. Регулирование межнациональных отношений/ И.В. Бочарников // Аналитический
вестник Совета Федерации ФС РФ. – 2011.- № 9.-С.16.
20
Осадчий, О. В. Межнациональные отношения в полиэтнической социальной среде / О.В. Осадчий
// Безопасность Евразии. — 2005. — № 3. — С.228.
20
интернационализации общественной жизни, нельзя забывать, что и этот вид
общественного сознания может неадекватно отражать объективную
реальность. При определенных условиях именно в сфере сознания (а
впоследствии и в поведении) возникает возможность появления
национализма, представляющего по своей сути деформацию политического и
духовного компонентов национальных отношений, ибо порождает одно из
обличий эгоизма — стремление обеспечить привилегии своему народу за счет
других.
На современном этапе развития человечества есть целый ряд
национальных проблем, которые обострились во многих странах. Хотя,
безусловно, имеются особенности проявления национальных и этнических
отношений, тем не менее, есть общее, образующее предмет социологии
наций социальное положение человека как представителя нации, его
национальное самосознание, национальная культура, язык, т.е. все то, что
определяет национальную самобытность людей.