Международный опыт регулирования и поддержки малого предпринимательства

🙂

Скачать текст в WORD

Управление развитием малого предпринимательства, в развитых странах, начала формироваться во второй половине XX века. Это были Япония, США и страны Западной Европы [33, с. 210]. Эта инфраструктура включала в себя сформированные органы управления, ответственные именно за развитие малого предпринимательства.

В настоящее же время, наибольший вес в системе государственной поддержки малого предпринимательства имеют протекционистские меры и методы воздействия на национальный малый бизнес, а также развитие международных экономических отношений с целью проникновения на новые рынки.

Как уже было отмечено выше, развитые страны оказывают воздействие на малое предпринимательство с помощью инфраструктуры государственной поддержки, а именно через специализированные органы по развитию этого сектора экономики [37, с. 69-71] (таблица 1.1).

Таблица 1.1

Инфраструктура поддержки малого бизнеса и среднего бизнеса

Страна Ответственный орган

США     Администрация по делам малого бизнеса

Великобритания               Национальное агентство по обслуживанию малого бизнеса

Германия             Генеральный директорат малого и среднего бизнеса, ремесленничества, услуг и свободных профессий

Япония Реорганизованное Министерство экономики, торговли и промышленности

Объединение всех палат и представление интересов предпринимателей на федеральном уровне происходит с помощью Ассоциации Германских торгово-промышленных палат, которая тесно сотрудничает с представителями палат стран Европейского союза. В итоге все ассоциации сформировывают Объединение торгово-промышленных палат Европейского сообщества [63, с. 33].

Организация бюджета всех уровней, развитие строительства и промышленности, подготовка законопроектов, касающихся регулирования деятельности малых предприятий, с участием торгово-промышленных палат Германии не остается без внимания государства. Они имеют значительное воздействие на все стороны жизни общества, это целая инфраструктура, где бывают участниками и представители СМИ и консультационные службы. Основное первоначальное назначение палат – поддержка малого предпринимательства Германии [54, с. 1433].

Все эти ведомства создавались, в принципе, с одной целью, поэтому их функции во многом одинаковы. Существуют лишь незначительные различия в иерархии и структуре управления. Данные органы управления реализуют пять ключевых для малого предпринимательства функций [27, с. 84-85] (таблица 1.2).

Таблица 1.2

Функции органов управления малым предпринимательством

Функция               Сущность

Создание плана совершенствования малого предпринимательства в единстве с совместным социально-экономическим развитием государства.  Разрабатываются комплексные долгосрочные меры, стимулирующие национальное предпринимательство на развитие и здоровую конкуренцию.

Улучшение нормативно-правовой базы.  Принимаются новые федеральные законы, подзаконные акты, корректируются либо отвергаются старые.

Уменьшение роли государства именно как контрольного и административного органа.       Стимулирование малого предпринимательства, осуществление безопасности субъектов малого предпринимательства и их активов.

Предоставление материальной и финансовой поддержки. Сдача в аренду государственной собственности и предоставление возможности покупки ее на льготных условиях, создание упрощенного доступа к государственным заказам.

Организация системы стимулирования малого предпринимательства.         Развитие в государстве организованной системы оказания профессиональных консультационных услуг, улучшение системы обучения и повышения квалификации предпринимателей.

Сейчас, все эти функции успешно реализуются в развитых странах. Существует и устойчивая система стимулирования малого предпринимательства на всех уровнях государства. Особое внимание уделяется начинающим предприятиям. Также во всех развитых странах существует развитая инфраструктура стимулирования малого предпринимательства и действует гибкое законодательство, которое быстро адаптируется к любым изменениям в мире.

Существует десять основных видов государственного стимулирования и поддержки в развитых странах: финансовый, организационно-финансовый, юридический, административно-хозяйственный, налоговый, бухгалтерский, маркетинговый, технический, информационный, обучающий [31, с. 229-231] (рис. 1.13).

Рис. 1.13. Виды государственного стимулирования и поддержки малого предпринимательства

Во всех зарубежных странах с нормально развитой рыночной экономикой существует мощная государственная поддержка малого бизнеса. Например, в Германии субсидии для малых предприятий составляют около 4 млрд. евро ежегодно. В Японии, где особенно высоко количество малых предприятий, специально выделены те из них, которые в условиях рыночной экономики без помощи государства развиваться не могут.

Экономически развитые государства поддерживают малые предприятия как и деньгами, так и различными льготами, в сфере налоговой политики. К примеру, в США действуют льготные ставки налога на доходы до 16 тыс. долларов, 15-процентный налог на первые 50 тыс. долларов и 25-процентный на следующие 25 тыс. Сверх этой суммы действует максимальная ставка – 34% [36, с. 258].

Мировой опыт показывает необходимость в улучшении системы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации.

В России, как и в других странах, одной из приоритетных задач является стимулирование и развитие малого предпринимательства.

Но вклад малого предпринимательства в нашей стране очень невелик в сравнении со странами Запада. Так, например, в Европейском Союзе, доля занятых на малых предприятиях составляет до 70%, а доля ВВП до 60% [48, с. 125].

В структуре малых предприятий по отраслям экономики в европейских странах, как и в России, преобладает торговля и предоставление услуг [38, с. 97] (рис. 1.14).

Рис. 1.14. Структура малых предприятий по отраслям экономики в европейских странах, %

В азиатских же странах (Китай, Тайвань, Южная Корея, Япония, Сингапур) на первом месте стоит промышленность, за ним сельское хозяйство, торговля, транспорт, строительство [38, с. 99] (рис. 1.15).

Рис. 1.15. Структура малых предприятий по отраслям экономики в странах Азии

На современном этапе повышение роли предприятий малого бизнеса в экономике Германии, США и других развитых странах – не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории, и потребностями, которые возникали в процессе развития производительных сил и технологий.

Кроме того, развитие малого предпринимательства рассматривается в качестве мощного экономического и социального противодействия нищете и терроризму. В развивающихся государствах малый бизнес считается решающим фактором, способным снизить остроту таких социальных проблем, как бедность и безработица (Индия, Албания, Бразилия) [32, с. 304].

По мнению Министерства экономического развития Российской Федерации отстает от развитых стран в этой отрасли в 2-3 раза.

В России в сфере малого предпринимательства существует ряд проблем [49, с. 492-493] (рис. 1.16):

Рис. 1.16. Проблемы в сфере малого предпринимательства России

Государственное стимулирование малого предпринимательства осуществляется в двух основных направлениях: прямые финансовые вложения и субсидии и косвенная поддержка в виде создания объектов инфраструктуры, льготной налоговой политики и подобных преференций [30, с. 28].

В целях дальнейшего развития малого предпринимательства в Российской Федерации необходимо применять новые нестандартные подходы к стимулированию развития малых предприятий. Для начала, необходимо облегчить процедуру ведения кадрового учета для малых предприятий. В современном российском законодательстве не существует никакой градации относительно ведения кадрового учета, требования одинаковы для всех предприятий – и малых, и крупных. Это значительно отягчает процесс кадрового делопроизводства. Более того, это одна из основных причини появления нелегальной занятости [56, с. 70]. Введение новых нормативов облегчило бы работу малых предприятий.

Также, ориентируясь на  западный опыт, в приоритете у государства в стимулировании малого предпринимательства должно стоять совершенствование инфраструктуры развития предпринимательства, нежели прямые финансовые вложения в эту сферу.

Адаптация международного опыта эффективной поддержки малого предпринимательства к российской действительности позволит дать мощный импульс развитию малого бизнеса в России и экономики в целом.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *