Методы оценки налогового риска в рамках налогового контроля

🙂

Скачать текст в WORD

В рамках оценки риска необходимо решить следующие задачи:

определить все возможные сценарии развития событий

определить вероятность этих сценариев

В рамках теории вероятности нужно определить вероятности для всего множества сценариев, после чего можно будет определить количественную меру неопределенности. В зависимости от особенностей рисков и наличия информации можно выделить 3 подхода к оценке риска.

Вероятностный подход. Данный подход может использоваться только в случае, когда имеется достаточно информации о всех возможных сценариях развития события.

Приближенный вероятностный подход. В данном случае нет возможности получить достаточную информацию о вероятности всех возможных сценариев, но упростив модель можно примерно рассчитать риск.

Косвенный метод. Данный метод используется, когда применение вероятностного подхода невозможно. В таком случае следует определить и измерить косвенные показатели, доступные для оценки.

Вероятность возникновения негативного события определяется двумя методами: объективным и субъективным. Объективный метод предполагает определение всех возможных событий, как благоприятных, так и неблагоприятных, после чего путем деления количества неблагоприятных событий на общее количество событий находится вероятность наступления неблагоприятного события.

В случае отсутствия информации для применения объективного метода, вероятность наступления риска определяется субъективно. Такой подход предполагает анализ наступления негативного события путем экспертной оценки специалистом.

Все основные методы определения риска можно глобально поделить на две группы: качественные и количественные. В свою очередь каждая из групп включает различные методики, позволяющие определить вероятность наступления события и оценить последствия. Совокупность всех методов оценки рисков можно представить в виде схемы, представленной на Рисунке 8.

Качественные методы анализа и оценки рисков можно поделить на 3 составляющие: экспертный метод, метод рейтинговой оценки и метод аналогии. Применение экспертного метода актуально в тех случаях, когда отсутствует возможность использования математических оценок. Метод включает в себя использование интуиции, опыта, аналогии и опыта. В основе данного метода лежит использование человеческих навыков для оценки вероятности наступления неблагоприятного события.

Рисунок 8

Схема методов оценки рисков

Рейтинговый метод оценки риска часто комбинируется с методом экспертной оценки, однако при его использовании применяются полуформализированные процедуры. Разновидностью такого рода методов являются: ранжирование (упорядовачение оцениваемых качеств в порядке убывания или возрастания), попарное сравнение изучаемых свойств, ранжирование на базе оценки в баллах.

Аналоговый метод подразумевает под собой использование информации о аналогичных ситуациях. Рассчитанный эффект сравнивается с аналогичным, уже реализованным решением, и путем выявления отклонений рассчитывается риск.

Количественные методы анализа риска глобально делятся на статистические и аналитические. Преимуществом экономико-статистического метода является простота расчета, недостатком – необходимость наличия достаточно большого массива данных для более точного прогнозирования. Инструментами такого метода являются дисперсия, стандартное отклонение и коэффициент вариации.

Совокупность аналитических методов подразделяется на 4 вида: имитационное моделирование, определение чувствительности, построение дерева решений, определение точки безубыточности. Применительно к анализу рисков в рамках налогообложения могут быть применены следующие методы. Первым методом является определение чувствительности, данный метод подразумевает определение чувствительности исследуемого показателя к анализируемому фактору путем выявления динамики отклонений первого при изменении фактора.

Возможным методом исследования риска является моделирование при помощи дерева решений. Ветвями дерева являются различные варианты исхода событий, для каждого из которых анализируется риск, после чего все варианты анализируются и выбирается наиболее оптимальный.

Риск также можно оценить используя анализ точки безубыточности. В данной методике производится расчет запаса финансовой прочности, оценивается влияние каждого варианта исхода событий на рассчитанный показатель, и путем оптимизации находится наиболее благоприятный вариант. Данный метод также позволяет оценить влияние события на финансовое положение компании.

Факторы, определяющие налоговые риски можно условно поделить на 2 группы: внутренние и внешние. В внутренним факторам относятся такие, как

Ошибки при налоговом планировании

Двоякое понимание норм налогового законодательства

Ошибки в налоговом учете

К внешним факторам можно отнести следующие:

Введение новых налогов и сборов

Изменение уровня ставок действующих налогов

Изменение порядка определения налогооблагаемых баз

Отмена налоговых льгот

Изменение сроков и условий уплаты налогов

Оценка риска возникновения налогового спора не может быть ограничена каким-либо одним из методов. В рамках налогового учета возникает огромное множество спорных моментов, каждый из которых имеет различный риск. Неопределенность может заключаться как в неясном толкованием норм налогового законодательства, так и в наличии разъяснительных писем Минфина и ФНС, противоречащих друг другу, а также в сформировавшейся спорной судебной практике.

Так, при большом объеме судебной практики компании могут использовать наиболее точный метод – статистический. В ситуации, когда практика по актуальному для предприятия вопросу еще не успела сформироваться, используются косвенные методы. Комбинация методов и уровень риска напрямую зависят от ситуации, в которой находится налогоплательщик. Во многих ситуациях разрешить спор удается лишь при тщательном анализе сущности сделки и грамотной защите в суде. И риск возникновения негативного события в большинстве случаев равен 50%.

Выявление риска требует от компании дальнейших действий, направленных на минимизацию такого риска. Методика выявления и оценки налоговых рисков для всех предприятий разрабатывается индивидуально.

Применение правила тонкой капитализации направлено прежде всего на предотвращение уклонения от уплаты процентов и дивидендов. Тем самым, наличие значительной суммы контролируемой задолженности говорит о попытке оптимизации налогообложения. Минимизация налоговых платежей является неотъемлемой частью налогового менеджмента компании. К инструментам минимизации налоговых платежей можно отнести все возможные способы уменьшения налоговых платежей. К ним относятся как законные методы, так и незаконные. Грань между законной и незаконной оптимизацией уловить тяжело. В ряде случаев различия очевидны, однако четких разграничений законности нет.

Оптимизация налогообложения зачастую влечет за собой получение необоснованной налоговой выгоды, что является существенным риском для организации. Согласно Постановлению Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 12 октября 2006 года №53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогопла-тельщиком налоговой выгоды», можно выделить обстоятельства, которые по отдельности не могут служить поводом для признания налого-вой выгоды необоснованной, но в совокупности с предыдущим перечнем обстоятельств мо-гут образовывать существенную доказательную базу. К ним относятся:

создание организации незадолго до совершения операций;

взаимозависимость участников сделок;

неритмичный характер хозяйственных операций;

нарушение налогового законодательства в прошлом;

разовый характер операции;

осуществление операции не по месту нахождения налогоплательщика;

осуществление расчетов с использованием одного банка;

осуществление транзитных платежей между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций;

использование посредников при осуществлении хозяйственных операций

Под налоговыми рисками следует понимать «перманентную вероятность для налогоплательщика понести финансовые или иные измеримые потери, связанные с налогообложением».

Среди налоговых рисков можно выделить следующие:

риск изменения налогового законодательства, усиления налоговой нагрузки, отмены льгот, увеличения ставок налогов или введение новых налогов и сборов;

риск неэффективной организации бухгалтерского и налогового учета на предприятии;

риски, связанные с налоговым контролем;

риски налогового планирования;

риски уголовного преследования.

Вся совокупность рисков должна контролироваться в рамках налогового менеджмента, целью которого является снижение налоговых рисков и обеспечение налоговой безопасности. Под налоговой безопасностью понимается состояние организации, характеризующееся балансом достижения цели бизнеса и приемлемого уровня налоговых рисков.

К внутренним факторам, влияющим на величину налогового риска, можно отнести такие факторы как:

внутренняя налоговая политика предприятия;

квалификация бухгалтерских служб;

уровень юридического сопровождения финансово-хозяйственной деятельности;

отношения с налоговыми органами;

размер предприятия;

реализация налогового планирования.

Согласно п. 1 ст. 34.2 НК РФ Министерство финансов РФ дает налоговым органам разъяснения по вопросам применения законодательства по налогам и сборам. В соответствии с пп.5 п.1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина. Однако в случае, если по какому-либо вопросу сложилась судебная практика, противоречащая позиции Минфина, налоговый орган должен руководствоваться судебной практикой.

Риски, которые возникают у налогоплательщиков в рамках хозяйственной деятельности реализуются в рамках системы налогового контроля. Такая система включает в себя комплекс процедур, позволяющих налоговым органам выявлять неточности в исчислении сумм налога и производить необходимые действия, с целью корректировки уплаченных в бюджет средств. Ниже представлена процедура налогового контроля, в рамках которой действует налоговая инспекция.

Процедура налогового контроля включает в себя 2 основных этапа в рамках которых налоговая инспекция может выявить неточности в исчислении и уплате налога. Первым таким этапом является камеральная проверка по результатам предоставленной налогоплательщиком декларации. На данном этапе проверяется корректность исчисленной суммы налога по данным декларации. Вторым этапом может быть выездная налоговая проверка. Риск доначисления в рамках выездной проверки гораздо выше, чем в рамках камеральной. В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган имеет право:

Истребовать документы у налогоплательщика и у третьих лиц

Производить выемку документов и предметов

Осматривать помещения

Инвентаризировать имущество

Допрашивать свидетелей

Проводить экспертизу

Привлекать специалистов

В рамках отбора налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки налоговые органы анализируют суммы исчисленных и уплаченных налогов. Существуют определенные критерии рисков, в рамках которых происходит выбор налогоплательщиков. К ним относятся такие риски, как:

Налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (по виду экономической деятельности)

Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов

Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период

Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг)

Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ

Неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы

Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год

Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели)

Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности

Непредставление налоговому органу запрашиваемых документов

Необеспечение сохранности документов, а также их восстановления в случае утраты

Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами)

Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики

Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском

Данные критерии могут быть использованы компаниями с целью оценки риска возникновения выездной налоговой проверки. В рамках системы внутреннего контроля могут быть разработаны процедуры, направленные на выявление подобных рисков, и разработан алгоритм их минимизации.

Налоговый спор является следствием решения налогового органа, которое Налоговая служба выносит в рамках налоговой проверки. В случае несогласия налогоплательщика с решением налогового органа, он может предпринять следующие действия:

Написать возражение на акт налоговой проверки

Подать апелляционную жалобу на решение, не вступившее в силу

Подать жалобу на решение, вступившее в силу

Подать иск в суд

Рисунок 9

Процедура налогового контроля

Первой стадией, на которой налогоплательщик может не согласиться с мнением налогового органа, является написание возражения на акт налоговой проверки. Отказываться от права на составление возражения на акт не стоит, так как обоснование своей позиции, подтвержденное документами, может исключить спор. Все материалы, которые налогоплательщик приложит к возражению будут учтены при рассмотрении материалов налоговой проверки, в установленном порядке.

Рассмотрение материалов налоговой проверки является важным этапом досудебного урегулирования налоговых споров. На этом этапе налоговый орган может напрямую с налогоплательщиком рассмотреть все разногласия, возникающие между сторонами. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в случае несогласия с актом, имеет право передать возражение и документы, подтверждающие его позицию.

Вторая стадия досудебного урегулирования налогового спора – подача апелляционной жалобы на решение о привлечении или отказе в привлечении к ответственности, после чего решение налогового органа не вступает в законную силу до момента вынесения вышестоящим налоговым органом нового решения, следовательно, территориальная налоговая инспекция не имеет права выставлять налогоплательщику требования об уплате налога, пеней, штрафа.

При получении от вышестоящего налогового органа решения по результатам рассмотрения апелляционной жалобы «отдел налогового аудита не позднее дня, следующего за днем получения, передает его копии в отдел урегулирования задолженности в целях исключения необоснованного направления требования об уплате налога. Отдел урегулирования задолженности направляет требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафа не позднее 10 дней с даты принятия соответствующего решения».

Подачей апелляционной жалобы можно добиться нескольких целей:

приостанавливать вступление решения в силу. Налоговый орган не может осуществить взыскание доначисленных сумм до принятия решения по жалобе вышестоящим налоговым органом;

позволяет после ее рассмотрения обратиться в суд;

позволяет существенно уменьшить, либо исключить сумму доначислений.

Риски, которые можно исключить при выполнении данной стадии:

риск выбытия денежных средств, имущества в результате исполнения решения налоговым органом;

снижение издержек, в связи с минимальной продолжительностью налогового спора.

Если налогоплательщик пропустил срок подачи апелляционной жалобы, то у него есть право подать обычную жалобу. Срок на подачу такой жалобы равен одному году, подается она, как и апелляционная, через территориальную инспекцию, решение которой обжалуется. Основной недостаток такой жалобы заключается в том, что она не приостанавливает исполнение обжалуемого решения, поскольку оно вступило в силу и обязательно к исполнению.

Даже в случае, когда налогоплательщик подал жалобу спустя несколько дней после вступления решения налогового органа в силу, он будет обязан исполнить требование, которое должно быть направлено в течении 10 дней с того же момента. Если результат досудебного обжалования не принес желаемых результатов, следует обратиться в суд. Подводя итого следует отметить, что риски, с которыми налогоплательщики сталкиваются в процессе налогового контроля во многом зависят от действий предприятия. Грамотное управление рисками как в ходе обычной деятельности, так и в процессе налоговых проверок, позволяет компаниям в ряде случаев избегать лишних проблем, связанных с налоговым контролем. Так, соблюдение критерий отбора налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки может избавить налогоплательщика от проведения налоговой проверки, что исключает возможность дополнительных начислений.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *