Методы оценки конкурентоспособности предприятия

В настоящее время отсутствует единая точка зрения в отношении методов оценки конкурентоспособности организации, в силу чего оценка конкурентоспособности различными методами направлена на измерение совершенно различных аспектов деятельности хозяйствующих субъектов. При этом, методы оценки конкурентоспособности разнообразны, и ни один из них не является универсальным.

Скачать текст в WORD

Однако известно, что система есть большее, нежели арифметическая сумма составляющих ее элементов, в силу чего сумма отдельных показателей деятельности предприятия далеко не всегда дает искомый показатель конкурентоспособности.

Несмотря на это, некоторые исследователи, например, Долгoв, Д.И.  говорит: «В целях наиболее точной оценки конкурентоспособности предприятия, показателей хозяйственной деятельности должно быть как можно большее количество»[1].

И исходя из этого утверждения, начинается различие в понимании методов оценки конкурентоспособности различных предприятий.

Как следствие – огромное многообразие методов оценки конкурентоспособности предприятий. Утверждать, что какие-то из них более правильные, нежели другие, не совсем верно. Каждый из методов обладает своими достоинствами и недостатками, обеспечивает достоверные результаты в одних условиях и искаженные – в других. Таким образом, в целях корректной оценки конкурентных позиций компании необходимо выбрать релевантный метод оценки конкурентоспособности. Поэтому в данном случае методология носит совсем не умозрительный характер, и представляет интерес не только для теоретических изысканий, но и для практики конкурентных исследований.

В условиях рыночной экономики предприятия вынуждены вести постоянную борьбу друг против друга за лучшие условия существования на потребительском рынке товаров и услуг. Одним из самых значительных факторов, который влияет на повышение эффективности предприятия, является уровень его конкурентоспособности.

Конкурентоспособность предприятия – это соперничество между предприятиями на рынке товаров и услуг, за создание условий для лучшей возможности реализации своей продукции. При этом предприятия стараются удовлетворить всевозможные потребности покупателей, получить больше экономических выгод по сравнению с другими организациями, выпускающими аналогичные товары и услуги и в конечном итоге повысить эффективность производительной деятельности.

Оценка конкурентоспособности организации необходима для того чтобы:

  • разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности;
  • выбрать контрагента для осуществления совместной деятельности;
  • составить программу выхода предприятия на новые рынки сбыта;
  • осуществить инвестиционную деятельность.

Существуют различные критерии, по которым оценивается соревновательная способность любого предприятия.

Рассмотрим некоторые основные методы оценки конкурентоспособности предприятия, применение которых способно вывести бизнес фирмы на более высокий уровень.

Для анализа конкурентоспособности предприятия на практике используются графические и аналитические методы оценки.

К аналитическим методам относятся: рейтинговая оценка, оценка на основе доли рынка, оценка на основе потребительской стоимости, оценка на основе теории эффективной конкуренции.

К графическим методам относятся: матрица БКГ, модель «Привлекательность рынка — преимущества в конкуренции», матрица Портера, многоугольник конкурентоспособности.

Рейтинговая оценка используется при сравнении организаций принадлежащих к одному региону или отрасли. В данном методе используют документацию иного характера: результаты опроса менеджеров заказчика или данного предприятия и финансовую отчетность предприятий.

Методов оценки конкурентоспособности предприятий в экономической литературе предлагается множество. Причем, в соответствии с классификацией, различия предлагаемых методик носят не номинальный, а принципиальный характер.

В таких условиях при проведении оценки конкурентоспособности той или иной транспортной компании необходимо руководствоваться следующими критериями:

1.  Конкуренты. Государственные компании и мелкие экспедиторы не являются непосредственными конкурентами; владельцы подвижного состава и компании-арендаторы не будут конкурировать между собой. Определяя конкурентов, необходимо также помнить о географии маршрутов, о разных видах транспорта и перевозок (смешанные, интермодальные, мультимодальные).

2.  Качество услуг. Во многих современных исследованиях одним из основных способов повышения конкурентоспособности компании предлагается повышение качества услуг. Необходимо четко понимание, что в сфере транспорта определяет «качество»: основывается ли оно на трех критериях – скорость, стоимость, сохранность, либо подразумевается большее количество показателей, как, например, внедрение инноваций, применение IT-технологий и т. д.

3.  Показатели деятельности. Оценка конкурентоспособности организации опирается на ряд показателей функционирования органи­зации. Исследование сферы услуг сопряжено с необходимостью учета специфических показателей и выбора способа их измерения.

Международный рынок грузовых перевозок является рынком монополистической конкуренции, где ценовые возможности участников ограничены[2].

Говоря о способах повышения конкурентоспособности транспортно-экспедиторских компаний, подразумеваются методы именно неценовой конкуренции.

Современные авторы и ученые выделяют несколько групп методов оценки конкурентоспособности организаций:

  1. матричные методы;
  2. продуктовые методы (основанные на оценке конкурентоспособ­ности производимого товара или оказываемой услуги);
  3. операционные методы (основанные на теории эффективной конкуренции);
  4. комбинированные методы (методы комплексной оценки конкурентоспособности.

Кроме того, существует ряд методов, которые не относятся к какой-либо из вышеуказанных групп. Это такие известные методы оценки конкурентоспособности, как SWOT-анализ, методика оценки конкурентоспособности фирмы Ж.Ж. Ламбена, рейтинговая оценка конкурентоспособности предприятия, оценка сильных и слабых сторон потенциала конкурентоспособности предприятия и некоторые другие[3].

Стоит отметить, что ни один из методов не является универсальным и не охватывает весь спектр показателей конкурентоспособности в силу различий сферы деятельности компаний, различий рынков и форм конкуренции, невозможностью приведения всех показателей к единому значению (мере измерения). Кроме того, оценка конкуренто­способности организации должна проводиться систематически в зави­симости от жизненного цикла производимых товаров или оказываемых услуг.

Каждый отдельный метод оценки конкурентоспособности направлен на одностороннее исследование деятельности организации, например, на исследование только внешней или внутренней среды; на исследование причин сложившейся ситуации, а не на разработку решения и повышения конкурентоспособности; на исследование конкурентоспособности товара или услуг, а не организации в целом.

При проведении оценки конкурентоспособности организации необходимо применять комплекс методов для полного охвата всех сторон функционирования компании. Выбор методов зависит от цели исследования, исходной информации, субъекта исследования. Каждый метод опирается на комплекс определенных показателей, на основании которых в дальнейшем оценивается конкурентоспособность предприятий.

Целью настоящего исследования является разработка универсаль­ного комплекса показателей, применимого для оценки конкурентоспо­собности транспортно-экспедиторских организаций на любом транс­порте и рынке (региональном, национальном, мировом и т. д.).

Выбор показателей обусловлен следующими критериями:

1. приоритетность интересов потребителей;

2. возможность унификации единиц измерения;

3. комплексность;

4. сопоставимость показателей по видам транспорта;

5. выбор тех показателей, которые можно изменить/ улучшить.

Поэтому необходимо применять комплекс показателей для проведения оценки конкурентоспособ­ности транспортных компаний, который включает в себя:

Количественные показатели:доля рынка (позиция компании на рынке); объем перевозок (количество отправленного груза со всех пунктов транспортной сети), грузооборот (отражает динамику доходов, издержек и потреб­ления топливно-энергетических ресурсов) выполнение установленных сроков доставки (соблюдение сроков доставки грузов) и др.

Качественные показатели:

  • имидж;
  • инновационная деятельность;
  • информационные технологии;
  • география;
  • комплексность сервиса (наличие дополнительных услуг).

Охарактеризуем подробнее качественные показатели деятельности транспортно-экспедиторских предприятий.

Имидж. Репутация компании формируется на основании инфор­мации о различных сторонах ее деятельности и целостно воспринимается как потребителями услуг, так и ее партнерами, конкурентами. Имидж организации напрямую зависит от ее стратегии и состоит из множества компонентов (название фирмы, качество и условия оплаты услуг, режим работы, этика деловых отношений, социальная значимость деятельности, участие в благотворительных мероприятиях). Сильный имидж компании характеризует ее как мощного и надежного рыночного игрока, обладаю­щего уникальными деловыми способностями. Оценка имиджа произ­водиться с помощью мониторинга СМИ и опроса целевой аудитории.

Инновационная деятельность. В современном мире активная инновационная деятельность является одним из основных способов повышения конкурентоспособности организаций. В условиях неценовой конкуренции на рынке транспортных услуг разработка и внедрение новых технологий на транспорте может привести к сокращению издержек, повышению пропускной способности, увеличению объемов перевозок, сокращению времени погрузо-разгрузочных работ и таможен­ному оформлению грузов, что в свою очередь приведет к уменьшению времени перевозки в целом и т. д.

Уровень развития информационных технологий. В последние годы информационные технологии достигли совершенно нового уровня развития. Сегодня, благодаря их внедрению, возможно не только повышение координации разных видов деятельности организации, экономия времени, быстрое реагирование на изменения на рынке, но также появилась возможность добиться конкурентного преимущества за счет разработки и продажи собственных технологий другому участ­нику рынка при избытке возможностей или квалификационных навыков.

География. Под географией транспортной компании подразуме­вается два фактора: география маршрутов перевозок и расположение офисов, представительств организации в разных городах и странах. Более конкурентоспособной будет та компания, сервис которой охва­тывает маршруты наибольшего спроса, а также офисы которой находятся в местах зарождения и гашения грузопотоков.

Комплексность ТЭО. В условиях ограниченных ценовых возмож­ностей транспортные компании предлагают целый спектр дополнитель­ных услуг: складское хранение, таможенное оформление, упаковка, маркировка, страхование груза, доставка «от двери до двери». Потребители транспортно-экспедиторских услуг могут удовлетворить все потребности в одном месте, обратившись к одной компании.

Все данные методы помогают решить следующие задачи:

Оценка конкурентоспособности предприятий с учетом всех их видов деятельности на рынке.

Минимизация использования экспертных оценок, которые позволяют избавиться от субъективного мнения.

Способность планирования изменений, влияющих на конкурентоспособность предприятий.

Скачать текст в WORD

Следовательно, изучение конкурентов дает организации представление о рынке, на котором она работает и позволяет ей сравнивать свои показатели с показателями конкурентов. Это сравнение достаточно полезно, потому что дает организации определить возможность, в каких направлениях сосредоточить свои средства и усилия, для того чтобы добиться преимущества перед конкурентами и ликвидировать имеющееся отставание от них. Разработанный комплекс показателей является не только основой для проведения более точного исследования конкурентоспособности организаций и дальнейшей разработки мероприятий по повышению эффективности их деятельности, но также способствует лучшему пони­манию функционирования транспортной отрасли, мотивов поведения конкурентов, а также их дальнейших возможных действий на рынке.


[1] Долгoв, Д.И. Усовершенствованная методика оценки конкурентоспособности продукции / Д.И. Долгoв // Экономический анализ: теория и практика. — 2016. — № 45(252). — С. 17-28.

[2] Терешина Н.П. Экономика железнодорожного транспорта: Учеб. для вузов ж.-д. транспорта / Н.П. Терёшина,В.Г. Галабурда, В.А. Токарев и др., Под ред. Н.П. Терёшиной, Б.М. Лапидуса — М.: УМЦ ЖДТ, 2018. — 996 с.

[3] Грант Р. Современный стратегический анализ: 7 изд.– СПб.: Питер, 2016. — 544 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *