Культурная политика США

Скачать текст в WORD

Изначально американцы своей особенной чертой считали не поэтов, писателей, художников и других деятелей искусства и культуры, а свою политическую систему, которая является предметом их особой гордости. В Соединённых Штатах популярная культура не рассматривалась в качестве инструмента внешней политики, а скорее воспринималась как средство развлечения. Американские политики никогда серьезно не задумывались о создании культурного ведомства в федеральном правительстве. Парадоксально, что в США не проявлялся интерес к внешней культурной политике на высших уровнях власти, однако позже культурный экспорт приобрел огромный масштаб и вызвал массу противоречий во всем мире.

Уже в начале ХХ столетия культура США, как и их достижения в научно-технической сфере прославились на весь мир. После Первой мировой войны программы обмена и распространение американских товаров народного потребления, кинокартин, литературы привели к образованию «международного американского культурного климата», как полагают А. Ирие, Дж. Гиноу-Хехт , а также Мэри Нолэн (Mary Nolan), которая, в частности, указывает на то, что в то время «настоящее Америки сильнейшим образом повлияло на видение Веймарской Германией собственного промышленного, социального и культурного развития в будущем». Кинематография и радио связали Европу и Америку невозможным ранее способом.

Однако, несмотря на очевидное влияние американской культуры на европейские страны уже в начале ХХ века, США, в отличие, от стран Европы не подходила к экспорту своей культуры как к инструменту дипломатии и не спешили разрабатывать внешнюю культурную политику.

Хотя если рассматривать программы образовательных обменов начала ХХ столетия, то здесь Америка демонстрировала преимущество. Основоположником американской образовательной политики стал президент Т. Рузвельт.

Дальнейшее становление образовательных обменов происходило под лозунгом борьбы с коммунизмом и нацизмом в 1920-1930 гг. В этот период политика Вашингтона заключалась в переориентации элит латиноамериканских стран в пользу США.

Внушительные усилия американской культурной дипломатии во время Второй мировой войны были направлены на возврат культурных ценностей, вывезенных немцами с оккупированных территорий. С этой целью в 1943 г. Госдепартамент создал специальную Комиссию по спасению и защите художественно-исторических памятников в зонах военных действий.

Западная и Восточная Европа, оказавшаяся в условиях послевоенного экономического кризиса, стимулировала администрацию США организовать образовательные программы, целью которых было укрепление политических, экономических, военных и социокультурных связей со Старым Светом, которые были рассчитаны на молодежь, членов политических партий, государственных учреждений, бизнесменов и академических элит.

В 1950-х годах самым эффективным инструментом американской культурной пропаганды становится радиовещательная корпорация «Радио Свободы», которая использовалась для распространения американских ценностей в странах Восточной Европы, Ближнего востока и Центральной Азии.

В период обострения «холодной войны» создается Информационное Агентство США, с целью информирования мира о содержании и приоритетах своей внутренней и внешней политики. Агентство включило в себя программы, которые ранее были в ведении Госдепартамента, за исключением государственных образовательных программ обмена.

В 1960-х годах с приходом к власти Дж. Кеннеди, была сделана ставка на социальное миссианство, путем создания «Корпуса Мира», с помощью которого участники программы из 139 стран мира предпринимали меры по борьбе с голодом, развивали сельское хозяйство и защищали окружающую среду.

В это же время был принят «Закон Фулбрайта-Хэйса», в преамбуле которого было заявлено, что «основная цель правительства США — «улучшить взаимопонимание между американским народом и остальными странами с помощью образовательных и культурных обменов; наладить международное сотрудничество в области образования и культуры для дружественных и мирных отношений Америки с другими странами» .

По мнению американских ученых именно этот закон вернул международным культурно-образовательным программам признание в качестве самостоятельного направления внешней политики США.

С этого момента программы обучения иностранных студентов в университетах США становятся одним из важнейших проявлений «мягкой силы». Анализируя культурную дипломатию как «область дипломатии,

связанную с созданием, развитием и поддержанием отношений с иностранными государствами посредством культуры, искусства и образования», международные образовательные обмены предстают важным аспектом «внешней проекции системы ценностей на двустороннем и многостороннем уровнях».

Наряду с вышеперечисленными инструментами «мягкой силы», новшеством культурно-коммуникационной политики Америки стала всемирная телевизионная сеть «Уорлднет». Её первая пресс-конференция произошла в 1983 г. Сеть «Уорлднет» связывает Вашингтон с городами в 80 странах.

«Мягкая сила»: определение, подходы и роль

Во время президентства Клинтона был создан Совет тысячелетия, цель которого была организация мероприятий, отображающих культурный багаж, с которым американский народ входит в новое тысячелетие. Большая часть организованных Советом мероприятий посвящены внешней культуре. Программы Совета тысячелетия положили начало около 30 проектам, в том числе с участием Государственного департамента.

При Дж. Буше мл. был создан Консультативный комитет по культурной дипломатии, в функции которого входит разработка предложений для госсекретаря США по развитию системы использования культурной дипломатии как действенного инструмента внешней политики Соединенных Штатов. Комитет создан для более широкого распространения образцов американского искусства за рубежом, развития международного сотрудничества в сфере культурного обмена и иных культурных программ, которые способны продвинуть национальные интересы США в мире.

Характеризуя современную внешнюю политику США можно сказать, что доброжелательный облик Америки должен оказывать влияние на позиции других государств, однако по-прежнему некоторые страны отказываются от сотрудничества, воспринимая Соединенные Штаты как гегемона, поэтому ключевой задачей президента становится изменение восприятия США как агрессивного и злого государства.

Проведя анализ развития культурной дипломатии США можно сделать следующий вывод: для полноценного лидерства в современном мире необходима монополия на средства убеждения, с её помощью можно получить (в одностороннем порядке) широкий доступ, как в сырьевую кладовую планеты, так и захватить новые рынки сбыта продукции. Администрация США, взявшая на себя задачу глобального лидерства, прекрасно осознаёт, что невозможно контролировать мировые процессы исключительно путём военной силы.

Мягкая сила во внешнеполитической стратегии США

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *