Критерии надлежащего осуществления прав родителей по воспитанию детей в Республике Казахстан

🙂

Скачать текст в WORD

Как мы отмечали выше, действующее законодательство не предусматривает четких критериев для надлежащего осуществления родительских прав, что обеспечивает возможность их нарушения.

Семейное право должно быть признано в качестве такой правовой ветви, которая регулирует общественные отношения, которые являются довольно «чувствительными» для каждого человека. В связи с этим жесткое нормативное регулирование семейных отношений вряд ли возможно, так как личностный характер отношений не позволяет урегулировать их посредством правовых норм во всей их полноте. Соответственно, наличие оценочных понятий в правах детей и родителей вполне закономерно и представляет особый интерес для исследований.

Прежде всего, стоит упомянуть п. 2 ст. Л. 60 Семейного кодекса Республики Казахстан, в соответствии с которым детям гарантируется право на воспитание их родителями, обеспечение их интересов, всестороннего развития и уважения их человеческого достоинства.[1]

Можно утверждать, что приведенная норма фактически полностью состоит из оценочных понятий. Анализируя рассматриваемое законодательство, давайте обратим особое внимание на такие категории, как «всестороннее развитие» детей и «уважение их человеческого достоинства», сознательно не затрагивая вопросы обеспечения интересов детей, поскольку они неоднократно становились предмет самостоятельного монографического исследования.

Итак, давайте рассмотрим, что можно понять под понятием «всестороннее развитие» ребенка, какое из событий следует назвать всеобъемлющим, а какое нельзя называть, и существуют ли критерии для определения всестороннего развития. [2] 

Термин «Всесторонний» в большом словаре русского языка Ожегова С. Иер. определяется как распространяющийся на все стороны. Понятие «развития» понимается энциклопедией как поступательное движение, эволюция, переход из одного состояния в другое..[3]

Таким образом, можно сделать вывод, что под всесторонним развитием детей подразумевается процесс формирования личности, который распространяется на все стороны жизни, в течение которых они растут.

Что касается компонентов, которые позволяют охарактеризовать развитие детей как комплексные, то они, по-видимому, частично встречаются в ст. 70 Семейного кодекса Республики Казахстан, в соответствии с которым родители должны заботиться о психическом, духовном, нравственном и физическом развитии детей. Рассматривая эту категорию, некоторые авторы выделяют такие компоненты, как: интеллектуальное развитие, физическое развитие, социальное развитие, эмоциональное и духовное или морально-нравственное развитие. [4]

Похоже, такая точка зрения имеет право на существование. И действительно, процессы формирования личности у ребенка связаны с формированием у него организма, навыков общения, интеллекта, духовности и эмоционального контроля. Совокупное развитие указанных компонентов личности, по-видимому, позволяет говорить о развитии как о всеобъемлющем. Однако наряду с этим необходимо учитывать тот факт, что каждый ребенок по-своему уникален, а скорость и степень его развития различны. Отсюда делается вывод, что если, например, один ребенок физически и интеллектуально развивается быстрее, чем второй, это не означает, что второй ребенок менее развит (по истечении определенного времени последний, скорее всего, будет равным в развитии или даже обгонит первый).

Следующая рассматриваемая категория исследования — «уважение достоинства ребенка». Давайте рассмотрим, что можно понять под понятием «уважение человеческого достоинства ребенка» и в каких случаях мы можем говорить о нарушении прав ребенка на уважение достоинства.

В соответствии со словарем русского языка Ожегова С. И. , «уважение» — это почтительное отношение, в основе которого лежит признание человеческих добродетелей. Под достоинством, однако, понимается самооценка личности, ее осознание своих личных качеств, мировоззрения, способностей, выполнения долга и своей социальной значимости.[5]

В этом отношении уважение достоинства ребенка можно определить как уважительное отношение к нему, основанное на внутренней самооценке ребенка.

Следует подчеркнуть, что внутренняя самооценка по ряду объективных причин (психическая незрелость, признак половой зрелости и т. Д.) Не всегда соответствует реальным интересам ребенка. В связи с этим квинтэссенцией этого определения следует признать «почтение к ребенку». Кроме того, реализация такого права ребенка должна регулироваться ст. 72 Семейного кодекса Республики Казахстан, в соответствии с которым методы воспитания должны исключать жестокое, грубое, пренебрежительное, унижающее достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.[6]

Нет сомнений в том, что законодатель полагает, что родительские права будут осуществляться надлежащим образом, поскольку их неадекватное осуществление является основанием для применения к родительской семье правовых, уголовных и административно-правовых мер. Правильное осуществление прав родителей подразумевает их осуществление в надлежащей форме, надлежащими средствами, в то время как их жестокое обращение станет основанием для их лишения, и, следовательно, возможные формы злоупотребления родителями их полномочиями, квалификация родительского поведения в качестве упражнения. права на их зло считались. Для ребенка.

Согласно закону, родители имеют преимущественное право перед другими лицами воспитывать своих детей. Можно классифицировать права и обязанности, которыми наделены родители: собственность (обязанности и права на материальное содержание детей), неимущественная (права на воспитание, образование детей, защита прав, интересов детей, защита детей). родительские права, право родителей давать ребенку имя, фамилию, отчество, право менять имя и фамилию ребенка до достижения им четырнадцати лет и т. д.). Основополагающим принципом реализации родительских прав является их реализация в соответствии с интересами ребенка.

Интересы детей — это главный критерий в определении законности родительского поведения. Закон устанавливает пределы прав родителей. Нарушение законных интересов детей или создание реальной угрозы их нарушения служит основанием для применения к родителям правовых мер (семейное право, уголовное право, административное право). Вопросы реализации родительских прав родители должны решать исходя из интересов детей и с учетом взглядов последних. В случае разногласий по вопросам воспитания они имеют право обратиться за разрешением в органы опеки или в суд.

Как известно, родительские права неотъемлемы. Отдельные авторы, исследуя вопросы родительских обязанностей и полномочий, различают эти категории друг от друга, в то время как другие спорят об их единстве. Отсюда вытекает противоречие по поводу относительного и абсолютного характера отношений между детьми и родителями в отношении воспитания детей родителями и обязательности такого воспитания детьми. [7]

По словам А.Н. Нечаева, процесс осуществления родительских полномочий определяется совокупностью родительских обязанностей и прав в отношении воспитания, образования и содержания детей. Несмотря на эту идентичность, родительские обязанности доминируют в структуре родительских прав.[8]  

Восстановление и ограничение в восстановлении родительских прав представлены на рисунке 2.

 

Рисунок 2 – Восстановление и ограничение в восстановлении родительских прав [9]

 

Выводы о тождестве родительских обязанностей и прав находят отражение в способах и формах осуществления прав родителями, в допускаемых способах реализации прав и обязанностей родителей. Выбор надлежащих способов и форм, свидетельствует о надлежащем осуществлении своих родительских прав. Различные способы и формы злоупотребления правом, говорят о ненадлежащем осуществлении родителями их прав и обязанностей.

Согласно ст. 6 Семейного Кодекса Республики Казахстан, граждане должны по своему усмотрению распоряжаться принадлежащими правами, которые вытекают из семейных отношений  Другими словами, родители могут как осуществлять свои права, так и не осуществлять такие права. Однако, в процессе осуществления или не осуществления прав, они не вправе причинить психический и физический вред здоровью детей, нравственному их воспитанию. Все используемые способы осуществления родительских обязанностей и прав должны исключать грубое, жестокое обращение с детьми, оскорбления, т.е. действия, унижающие и оскорбляющие человеческое достоинство.

К предполагаемым понятиям пункта 2 ст. 67 Семейного кодекса Республики Казахстан должно включать неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями обязанностей по воспитанию и воспитанию детей.

В законодательстве четко не указано, какое поведение со стороны родителей может быть определено как ненадлежащее выполнение или невыполнение (одного из них) обязательства по воспитанию и воспитанию ребенка, и в каких случаях мы имеем право утверждать, что родитель ненадлежащим образом выполняет обязанности по воспитанию ребенка. [10]

При рассмотрении дел, связанных с ненадлежащим исполнением или невыполнением родительских обязанностей, суды часто используют термин «уклонение родителей от исполнения своих обязанностей». В то же время суды полагаются на тот факт, что уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы о физическом и нравственном развитии, подготовке к работе и воспитанию ребенка. Это может также включать случаи уклонения от выплаты алиментов на ребенка, отказа воспитывать или ухаживать за ним, отказа жить с ребенком без уважительной причины и других подобных действий. Следует отметить, что в случаях отказа воспитывать детей из-за стечения жизненных обстоятельств наличие инвалидности (заболевания) нельзя отнести к уклонению от родительских обязанностей.

Таким образом, согласно первой главе выпускной квалификационной работы можно сделать следующие выводы:

1) Для возникновения отношений между родителями и ребенком необходимо рождение ребенка, а для возникновения правовых отношений требуются действия — удостоверение происхождения ребенка от конкретных родителей в порядке, установленном законом, т.е. его документальное оформление. доказательства. Семейный кодекс Республики Казахстан предусматривает обязательство установить и иной порядок установления материнства и отцовства, но присутствие одного из родителей в исправительном учреждении оставляет определенный отпечаток на порядке установления.

2) Неадекватное выполнение и невыполнение родительских обязанностей можно определить как родительское поведение, выражающееся в уклонении от обязанностей по воспитанию, образованию и содержанию детей, а также в отсутствии заботы о всестороннем развитии последних.

 

[1] Кодекс Рؚеспублики Казахстан от 26 декабрؚя 2011 года № 518- IV «О брؚаке (супрؚужестве) и семье». Семейнؚый кодекс (с изменؚенؚиями и дополнؚенؚиями по состоянؚию нؚа 02.07.2018 г.)

[2] Белова С.Е. К вопрؚосу о прؚаве рؚодителей воспитывать рؚебенؚка// Прؚобелы в законؚодательстве. 2017. — №2. — С.86- 96

[3] Ожегов С.И. Толковый словарؚь рؚусского языка. – M.: Прؚосвещенؚие,  2010г. – 1052 с.

[4] Нؚосова И. Ю. К прؚоблеме нؚарؚушенؚия прؚав рؚебенؚка // Семейнؚое и жилищнؚое прؚаво. 2018. — № 6. — С. 23- 25.

[5] Ожегов С.И. Толковый словарؚь рؚусского языка. – M.: Прؚосвещенؚие,  2010г. – 1052 с

[6] Евдокимова Т.П. О нؚекоторؚых вопрؚосах прؚименؚенؚия Семейнؚого кодекса прؚи рؚассмотрؚенؚии дел об устанؚовленؚии отцовства, оспарؚиванؚии отцовства и о взысканؚии алименؚтов // Юрؚист. 2018. — №1. – С. 55- 59

 

[7] Величкова О. И. О понؚятии «рؚебенؚок» в свете положенؚий Семейнؚого кодекса РؚФ и Конؚвенؚции о прؚавах рؚебенؚка / / Семейнؚое прؚаво нؚа рؚубеже ХХ- ХХI веков: к 20- летию Конؚвенؚции ООН о прؚавах рؚебенؚка: матерؚиалы Междунؚарؚ. нؚауч. — прؚакт. конؚф. / отв. рؚед. О. Нؚ. Нؚизамиева. М.: Статут, 2011. С. 149- 152.

 

[8] Нؚечаева А.М. Семейнؚое прؚаво: курؚс лекций / А. М. Нؚечаева, 2015. — 318 с.

[9] Марؚдахаева П. Нؚ. Лишенؚие рؚодительских прؚав как мерؚа семейнؚо- прؚавовой ответственؚнؚости: дис…. канؚд. юрؚид. нؚаук. — М. , 2015. – 96 с.

 

[10] Звягинؚцева Л. М. Мерؚы защиты в семейнؚом прؚаве : авторؚеф. дис…. канؚд. юрؚид. нؚаук. — Алматы, 2017. – 25 с.

 

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *