Краткое описание функционирования транспортной отрасли РФ

Транспортный комплекс играет важную роль в социально-экономическом развитии каждого государства.

Территориальную целостность РФ и единство ее экономического пространства обеспечивают транспортные коммуника­ции, которые объединяют между собой районы, а также связывают нашу страну с мировым сообществом, тем самым обес­печивая интеграцию России в глобальную экономическую систему.

Скачать текст в WORD

Географическое положение РФ дает возможность получать значительный до­ход от экспортных операций и транзитных перевозок. Таким образом, развитие транспортного комплекса обеспечивает условия экономического роста, повыше­ние конкурентоспособности национальной экономики и качество жизни населения [14; 15].

Период 2014-2016 гг. для России харак­теризуется рецессией, возникшей в силу нескольких неблагоприятных факторов. Среди таких факторов следует отметить, сохраняющиеся по сей день экономиче­ские санкции со стороны западных и евро­пейских стран, а также значительное паде­ние мировых цен на нефть и другие энер­гоносители, косвенным результатом чего послужила двукратная девальвация рубля. В свою очередь данные обстоятельства, а также введение продовольственного эм­барго, стали причиной подорожания им­портных товаров и падения доходов насе­ления. В результате сложившаяся эконо­мическая конъюнктура привела к сниже­нию ВВП [3; 6].

Усиление негативных тенденций в рос­сийской экономике негативно сказалось и на результатах работы всего транспортно­го комплекса, который в среднем дает около 5% ВВП. Данное значение выше, чем у других членов БРИКС и таких раз­витых стран, как США и Германия [12].

Структура рынка грузоперевозок делит­ся на несколько видов транспорта: автомо­бильный; железнодорожный; водный (морской и речной); воздушный; трубо­проводный [1].

Следует различать структуру перевозки грузов, которая характеризует тоннаж пе­ревезенных грузов, и структуру грузообо­рота, измеряемую в тонно-километрах.

Что касается первого показателя, то в данном случае неизменное лидерство со­храняется за автомобильным транспортом, доля которого в среднем составляет около 68%. На втором месте по тоннажу переве­зенных грузов в России занимает железно­дорожный транспорт (17%), на третьем -трубопроводный (13%). Водный и воз­душный транспорт суммарно составляют порядка 2% от общего тоннажа [2].

Данные статистики свидетельствуют, что в 2014-2015 гг. автомобильный транс­порт начал терять свою долю рынка, а сегмент железнодорожного и морского ви­дов транспорта увеличивает свою долю в общей структуре. Связан данный факт с сокращением вследствие санкций экспорта и импорта большинства потребительских товаров, которые перевозились именно автомобильным транспортом. А экспорт биржевых товаров (газ, нефть, металл, зерно и т.д.) наоборот, возрос в связи с низким курсом рубля. Для доставки таких товаров используется непосредственно морской и трубопроводный транспорт. В связи с чем, некоторые автоперевозчики были вынуждены покинуть рынок [3; 5].

Что касается грузооборота в РФ, то он достаточно стабилен. Лидирующую пози­цию еще с 90-х годов 20 века занимает трубопроводный транспорт (таблица 1), что легко объясняется углеводородной на­правленностью экспорта в нашей стране. На втором месте находится железнодо­рожный транспорт, который постоянно наращивает свою долю в общей структуре грузооборота в т-км. Что же касается ав­томобильного транспорта, то его доля до­вольно низкая, несмотря на внушительный тоннаж перевезенных грузов. Связано это с тем, что в структуре автомобильных гру­зоперевозок большую часть составляют перевозки на близкие расстояния (внутри­городские и внутриобластные), которые при большом объеме перевозок составля­ют очень незначительную часть общего грузооборота по России.

Таблица 1

Структура грузооборота по видам транспорта в РФ (2010-2015 гг.)

Год Показатель Вид транспорта
Автомобильный Внутренний водный Воздушный Железнодорож­ный Морской Трубопровод­ный Транспорт -всего
2010 Грузооборот, млрд т-км 199 54 4,7 2011 100 2382 4751
Удельный вес, % 4,19 1,14 0,10 42,33 2,10 50,14 100
2011 Грузооборот, млрд т-км 223 59 4,95 2128 78 2422 4915
Удельный вес, % 4,54 1,20 0,10 43,30 1,59 49,28 100
2012 Грузооборот, млрд т-км 249 81 5,1 2222 45 2453 5505
Удельный вес, % 4,52 1,47 0,09 40,36 0,82 44,56 100
2013 Грузооборот, млрд т-км 250 80 5 2196 40 2513 5084
Удельный вес, % 4,92 1,57 0,10 43,19 0,79 49,43 100
2014 Грузооборот, млрд т-км 247 72 5,2 2301 32 2423 5080
Удельный вес, % 4,86 1,42 0,10 45,30 0,63 47,70 100
2015 Грузооборот, млрд т-км 233 64 5,4 2306 42 2444 5093
Удельный вес, % 4,57 1,26 0,11 45,28 0,82 47,99 100

Важен тот факт, что на протяжении че­тырех лет грузооборот в целом оставался практически неизменными, даже несмотря на то, что показатели внешней торговли имели  положительные тенденции. Чего нельзя сказать о ежегодном падении объе­мов перевезенных грузов. Динамика грузооборота и объема перевезенных гру­зов за 2010-2015 гг. приведена в таблице 2.

Таблица 2

Динамика грузооборота и объема перевезенных грузов в РФ

Показатель 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Грузооборот транспорта, млрд т-км, 4 751 4 915 5 505 5 084 5 080 5 093
Объем перевезенных грузов, млн т 7 750 8 337 8 519 8 264 8 006 7 465

В этой отрицательной динамике объема перевезенных грузов сыграл свою роль именно автомобильный транспорт, паде­ние которого в 2015 г. составило около 12% в начале года. Девальвация рубля из­менила ситуацию в автотранспортной от­расли к концу года, но ежемесячного сни­жения грузовых перевозок избежать не удалось — спрос на услуги продолжал со­кращаться. Так, если в 2010 г. было пере­везено 7750 млн т груза, то в 2015 г. -7465,1 млн т. При этом спад по сравнению с предыдущим годом составил более 10%. В результате спрос начал смещаться в сто­рону железнодорожных перевозок.

Смещение спроса в сторону железнодо­рожного транспорта можно объяснить ря­дом причин: достаточно низкая стоимость транспортировки 1 тонны груза на 1 км пути, не смотря на возросшие в 2015 г. та­рифы. Кроме того, при международных перевозках часто используются мультимо-дальные схемы транспортировки с выгод­ной тарификацией (комбинация автомо­бильного и железнодорожного транспорта, а также морского и железнодорожного и т.д.).

Тем не менее, не все перевозчики со­гласны использовать железную дорогу в качестве единственного средства перевоз­ки грузов. В большинстве своем для мало­го и среднего бизнеса данный вид транс­порта является невыгодным. Отсутствие возможности точечной доставки по кон­кретному адресу (доставка до двери), трудное планирование поставок и допол­нительные расходы на погрузку-разгрузку грузов — все это снижает востребованность железной дороги в пользу других видов транспорта.

В результате произошел небольшой прирост объема воздушных перевозок, а морские грузоперевозки в 2015 г. увеличи­лись на 15% по сравнению с предыдущим годом. Что же касается автомобильного транспорта, то за первые два месяца 2015 г. наблюдались отрицательные зна­чения сальдо прибылей и убытков в раз­мере 7,3 млрд руб. [1; 5].

Так что же является причиной такой статистики? Во-первых, санкции и продо­вольственное эмбарго значительно сокра­тили величину экспорта и импорта. Во-вторых, в связи с ослаблением рубля, зна­чительно выросли риски неплатежеспо­собности заказчиков транспортных услуг. В-третьих, наблюдается рост расходов на транспортное обслуживание, цен на топ­ливо, увеличение тарифов на КАСКО и ОСАГО, а также введение системы взима­ния платы «Платон». Таким образом, со­кращение внешнеторговых потоков и уве­личение затрат значительно повлияло на транспортный комплекс РФ.

Инновационные решения по модер­низации транспортного комплекса в рамках реализации Транспортной стра­тегии РФ

В настоящее время российская система транспортного сообщения имеет ряд отри­цательных факторов: низкая скорость обо­рота транспорта, отсутствие развитой ин­фраструктуры, высокая степень износа и аварийность.

Одним из направлений государственной политики РФ относительно транспортного комплекса является переход на инноваци­онный путь развития отрасли. Данный пе­реход способен обеспечить внедрение но­вых технологий и обновление основных фондов, что в свою очередь улучшит транспортную связь между регионами внутри страны и послужит скорейшей ин­теграции с транспортными сетями других государств. Для достижения таких резуль­татов понадобится широкий круг иннова­ционных решений [8; 11].

Главный акцент в Транспортной про­грамме РФ сделан на развитие современ­ной и эффективной инфраструктуры, по­вышение доступности, безопасности и ка­чества транспортных услуг, повышение конкурентоспособности транспортной системы и реализацию транзитного потен­циала страны. Важным направлением в развитии транспортного комплекса явля­ется разработка новой техники и техноло­гии, максимально адаптированных к рос­сийским условиям. Позитивный эффект от инвестиций в транспортную систему РФ могут принести инновационные методы проектирования и строительства транс­портных коммуникаций, замена транспор­та, оснащение его современными прибо­рами навигации и экономии топлива, рег­ламентирование работы и обучение персо­нала.

Развитие дорожной сети в РФ стоит на первом месте в числе приоритетных стра­тегических задач. Согласно Транспортной стратегии РФ в автодорожной отрасли за­планированы модернизационные проекты:

Строительство автомагистралей и скоростных дорог по направлениям меж­дународных транспортных коридоров, об­служивающих наибольшие автотранс­портные потоки между экономическими центрами страны.

Строительство и реконструкция уча­стков автомобильных дорог, на подходах к крупным транспортным узлам, морским и речным портам, аэропортам и к междуна­родным автомобильным пунктам пропуска на государственной границе РФ.

Важное условие при реализации ука­занных  проектов — соответствие дорог требованиям, которые предъявляются ме­ждународными соглашениями к междуна­родным автомагистралям Европейской и Азиатской сетей автомобильных дорог [9].

Авторы полагают, что в качестве инно­вационных технологий нужно перенять опыт строительства дорог в Канаде, США, Китае, в странах, где климатические усло­вия максимально приближены к России и уже существует положительный эффект[13; 14].

Результаты выполнения программы в автодорожной сфере в рамках реализации Транспортной стратегии РФ представлены в таблице 3 [10].

Таблица 3

Результаты выполнения программы в автодорожной сфере в рамках реали­зации Транспортной стратегии РФ (2010-2016 гг.)

Показатель план/ факт 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Протяженность автомобильных дорог об­щего пользования федерального значения, соответствующих нормативным требовани- план 19545 19755 21098 23296 27060 31680 36696
ям к транспортно-эксплуатационным пока­зателям, км факт 19272 20128 21865 23636 27548 32919,5 37049
Протяженность автомобильных дорог об­щего пользования федерального значения, обслуживающих движение в режиме пере­грузки, км план 14898 15409 15849 16239 16861 17625 16660
факт 13829 13798 13475 12105 17132,7 11253
  план 411,9 309,6 352,9 604,8 716,8 407,7 464,4
Строительство и реконструкция автомо­бильных дорог федерального значения, км факт 350,7 324 597,3 716,83 422,8 303,58
Строительство и реконструкция автомо­бильных дорог регионального, межмуници­пального и местного значения, предусмат­ривающие федеральное софинансирование, км план 73 552 552 528,9 465,6 23 3
факт 454,9 594 528,9 465,6 45,5 37,8

Качество дорожной инфраструктуры напрямую зависит от внедрения иннова­ционных технологий. По окончанию Транспортной программы планируется по­строить и реконструировать 7300 км авто­мобильных дорог федерального значения, в том числе строительство 1200 км плат­ных автомагистралей и скоростных дорог в составе международных транспортных коридоров. Среди них скоростная автома­гистраль Москва — Санкт-Петербург, Цен­тральная кольцевая автомобильная дорога в Московской области, участки автомо­бильной дороги М-4 «Дон» с введением платного проезда от Московской кольце­вой автомобильной дороги в Московской области до границы Липецкой и Воронеж­ской областей. Кроме того, к концу 2020 г. будут построены и реконструированы 2100 км автомобильных дорог региональ­ного и межмуниципального значения.

В рамках Транспортной стратегии РФ для железнодорожной сферы сформулиро­ваны следующие задачи:

увеличение пропускной способности участков железнодорожной сети;

строительство железных дорог в рай­онах нового освоения и по направлению транспортных коридоров;

обновление парка пассажирских со­ставов, грузовых вагонов и локомотивов с увеличением их безопасности.

К 2020 г. в свете Транспортной страте­гии запланировано ввести в эксплуатацию 600 км новых железнодорожных линий, 1100 км дополнительных главных путей; увеличение скорости доставки грузовых отправок до 340 км в сутки, в том числе контейнеров в транзитном сообщении -900 км в сутки.

Скачать текст в WORD

Что касается морского транспорта, то согласно Транспортной стратегии РФ за­планировано увеличить суммарную произ­водственную мощность отечественных портов на 413,1 млн т, а общий тоннаж морского транспортного флота РФ увели­чить в 2 раза.

Для воздушного транспорта Транспорт­ной стратегией предусмотрено:

строительство и реконструкция 93 взлетно-посадочных полос;

разработка перспективных воздушных судов, обеспечивающих безопасную и эф­фективную транспортную деятельность;

обновление парка самолетов в размере 777 единиц;

увеличение количества перевезенных пассажиров на местных авиалиниях в 1,5 раза в год, трансферных пассажиров — бо­лее, чем в 20 раз [8; 9].

Заключение

Транспорт способствует образованию более эффективного экономического про­странства. На это указывает существова­ние устойчивой связи между ростом объема грузоперевозок и экономическим рос­том.

Долговременные инвестиции в транс­портную систему РФ возвращаются с при­былью, поэтому доля инновационных ре­шений в транспортную отрасль должна быть максимально велика. Например, раз­работка и освоение нового оборудования для строительства дорог, обустройства до­рожной сети, разработка и испытание об­разцов современных технических средств организации и обеспечения безопасности движения.

Модернизационные проекты в рамках Транспортной стратегии РФ до 2030 г. на­правлены на разработку инновационных технологий в сфере транспорта, так как именно новые технологии в условиях ог­раниченности ресурсов позволят сокра­тить значительное отставание России от мировых тенденций в развитии транспор­та.

На мероприятия, предусмотренные Транспортной программой, объем финан­сирования составляет 10250 млрд руб., из которых около 46% — средства федераль­ного бюджета. При этом вклад проведен­ных мероприятий в ВВП России оценива­ется в 9,5 трлн руб., т.е. почти 1/3 среднего прироста ВВП будет обусловлена меро­приятиями Транспортной программы.

Таким образом, транспортный комплекс рассматривается как активный фактор поддержания динамики экономического роста и конкурентоспособности нацио­нальной экономики нашей страны

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *