Конъюнктура мирового рынка и основные конъюнктурообразующие факторы

Одной из основных характеристик мирового рынка является его конъюнктура. В широком смысле ситуация понимается как конкретное состояние (ситуация) на данном рынке в определенное время, географическая и другая структура, развивающаяся под воздействием совокупности факторов конъюнктурно-формирующих факторов).

Всестороннее исследование рынка — важная проблема экономической теории и практики. В то же время исследование ситуации на разных уровнях различает:

1) общая экономическая ситуация (ситуация в мировой экономике в целом, в регионе (группе стран), в экономике отдельных стран);

2) положение отдельных сегментов мирового рынка и промышленности;

3) рыночные условия определенных товаров и услуг.

В реальной практике эти уровни конъюнктуры взаимосвязаны, что должны учитывать их исследователи (для изучения ситуации конкретного продукта вам необходимо иметь информацию о секторальной конъюнктуре, а для изучения секторальной конъюнктуры необходимо иметь информацию об общей экономическое конъюнктуре и т. д.).

Термины временных критериев: текущая рыночная ситуация; краткосрочные и долгосрочные условия; долгосрочные условия.

Исследования текущей, краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной рыночной конъюнктуры взаимосвязаны (например, долгосрочные рыночные оценки постоянно корректируются с учетом изменений текущих, краткосрочных и среднесрочных рыночных условий).

Условия мирового рынка постоянно меняются под влиянием широкого спектра факторов (экономических, научно-технических, политических, социальных и т. д.).

Эти факторы делятся на:

– константы и переменные;

– циклические и нециклические;

– стимулирует развитие рынка и сдерживает его;

– по длительности — краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной, когда производятся рыночные прогнозы, обычно определяются и анализируются факторы, от которых зависит максимальное развитие будущего рынка, прежде всего, эти факторы. Это так называемые «конъюнктурные симптомы». Общий набор этих симптомов конъюнктуры — это так называемые симптомы конъюнктуры (характерные для каждого конкретного сегмента мирового товарного рынка).

Рыночные колебания во многом обусловлены циклическим характером экономики. Существуют длинные циклы (волны) рынка (так называемые «циклы Кондратьева») — от имени известного отечественного исследователя этих проблем. Д. Кондратьев (1892-1938). Эти длинные циклы (волны) конъюнктуры основаны на крупных научно-технических открытиях, связанных с появлением принципиально новых продуктов (товаров), которые генерируют в течение очень длинных (25-30 лет) «волн» конъюнктуры до истощения основных научных и технических преимуществ этого продукта [9, c. 83].

Цикличность ситуации отчетливо видна на примере мирового рынка машин и оборудования. В мировой промышленности существуют постоянные циклы, связанные с обновлением оборудования, а также циклы обновления потребительских товаров длительного пользования (автомобили, холодильники и т. Д.). В то же время проявляются основные закономерности так называемого «жизненного цикла» продукта.

Реальная практика изменения ситуации намного более динамична, чем предполагает циклический характер экономического развития. В некоторых случаях, в результате интенсивного действия дополнительных факторов, ситуация может не отражать буквально прохождение определенных фаз цикла. В дополнение к циклическим факторам существуют постоянные и нециклические переменные.

Постоянными нециклическими факторами являются, например, регулирование экономики государством (в зависимости от того, насколько значительна роль государства в экономике страны), а также влияние на ситуацию со стороны ведущих монополистических ассоциаций, ТНК.Симбиозом этих двух факторов является государственное монополистическое регулирование (когда регуляторный эффект является результатом сочетания власти монополий с возможностями государственных институтов). Настойчивые нециклические факторы включают политические факторы, которые могут иметь как положительное, так и отрицательное влияние на рынок.

Однако существуют постоянные факторы, образующие конъюнктуру, которые обычно считаются нециклическими факторами, но у них своя (хотя и скрытая) периодичность. Так, например, многие аспекты изменения ситуации в промышленных продуктах влияют на развитие военно-промышленного комплекса отдельных стран (это в первую очередь сказывается на положении рынков вооружений и смежных отраслевых рынках). В то же время даже при производстве и продаже даже такого определенного типа продукта имеет свою цикличность, связанную с переходом от одного поколения к другому оружию [17, c. 133].

НТП также является непрерывным, но на практике существует логика и цикличность появления крупных научно-технических достижений и их влияния на жизнь общества в целом, когда накопление научных знаний ведет на определенном этапе к качественному сдвигу, скачка в этом или той области научно-технического развития. Это неизбежно создает новые «волны» в развитии выпуска и, конечно же, оказывает значительное влияние на рынок. Фактически, циклическим фактором является сезонность выпуска и потребления (сельское хозяйство, сезонность в одежде, обуви и т. д.), который имеет место в ряде отраслей.

В целом количество и сила определенных рыночных факторов постоянно меняются (часто значительно) в зависимости от конкретных характеристик рынка. В то же время одни и те же рыночные факторы могут оказывать различное влияние на различные сегменты рынка. Например, девальвация национальной валюты может способствовать росту внутреннего экспорта в определенный период времени и, наоборот, сократить импортные операции в стране.

В некоторых случаях, в частности на рынках (с точки зрения макроэкономической теории), может возникнуть ситуация гистерезиса, когда текущие и, по-видимому, временные колебания рыночных условий приводят к долгосрочным негативным изменениям на этом рынке.

В начале XXI века значительная роль в изучении ситуации на мировом рынке, анализ тенденций, которые реализуются в так называемой теневой экономике, т. е. экономической деятельности, которая либо не зарегистрирована, либо скрыта от государства. В то же время теневая экономика может скрывать как законную деятельность по производству товаров в домашних хозяйствах (в какой-то мере их потребляемой), которая не подлежит официальной регистрации и налогообложению (примером является производство сельскохозяйственной продукции в частном секторе фермы в нашей стране). Это так называемая «неформальная» экономика.

В то же время существуют противозаконные действия в сокрытии интересов хозяйствующих субъектов по следующим причинам:

— эта деятельность может быть насильственно прекращена государством (продажа наркотиков, незаконная продажа оружия, проституция и т. д.);

— лица, участвующие в такой деятельности, хотели бы избежать уплаты налогов, акцизов, таможенных пошлин (при контрабанде товаров) и других официальных сборов.

На рубеже XX-XXI веков, по оценкам, в развитых государствах теневая экономика эквивалентна 12-15% ВНП, в государствах с переходной экономикой — 23, а в развивающихся государствах — 33% ВНП. По данным австрийского экономиста Фридриха Шнайдера, в 2004-2005 годах доля теневой экономики в ВВП некоторых развитых стран составляла 27,6% в Греции, по сравнению с 24,4% в Италии, 21,3% в Испании и 21,2% в Португалии и 20,1% в Бельгии, 17,5% в Швеции до 15,6% в Германии, 13,8% во Франции и 12,0% в Великобритании и Нидерландах, 10,3% в Японии и Австрии, 9,0% в Швейцарии, 8,2% в Соединенных Штатах Состояния. В России теневая экономика оценивалась статистической службой России на уровне 30%.

Для отдельных развивающихся стран, по мнению экспертов, более существенные показатели удельного веса теневой экономики. Так, например, в Нигерии они составляли около 80% ВВП, Египта и Таиланда, эти цифры составляли около 70%. Фактически, «черная дыра» мировой экономики была к концу XX века Албанией, которая процветала незаконной торговлей наркотиками и оружием. При среднем ежегодном доходе на душу населения 70 долларов США. У трех миллионов граждан этой страны было 500 тысяч автомобилей (еще в 1990 году их было всего 5 тысяч), 60 процентов из которых были «Мерседес», а 9 из 10 автомобилей были украдены из Западной Европы.

В мире в целом, по имеющимся оценкам, к началу XXI века в рамках «неформальной» экономики (как преступных, полукриминальных, так и не уголовных, но не зарегистрированных) товаров и услуг в суммах, сопоставимых с стоимость ВВП США — страна, самая крупная в масштабах выпуска современного мира. Не случайно некоторые отечественные и зарубежные исследователи рассматривают расширение теневой экономики как одну из глобальных проблем современности. Итак, теневая экономика — это неучтенный (или не полностью учтенный) сегмент глобализирующейся мировой экономики (и сам по себе фактически стал глобальным явлением и, соответственно, глобальной проблемой современного мира). Очевидно, что это обстоятельство чрезвычайно важно учитывать при изучении современного мирового рынка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *