КОНЦЕПЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОЛИМПИЙСКИМ ИГРАМ

🙂

Скачать текст в WORD

1. Общая характеристика угроз безопасности Олимпийских и Паралимпийских игр

Значительное влияние на состояние оперативной обстановки в районе проведения Олимпиады оказывают следующие факторы:

близость к очагам напряженности на Северном Кавказе и в Закавказье;

разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, сотрудников дипломатических представительств и членов официальных делегаций зарубежных государств, направленная на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации в период подготовки и проведения Олимпийских и Паралимпийских игр;

деструктивная деятельность зарубежных неправительственных организаций и связанных с ними российских организаций правозащитной, экологической и антиглобалистской направленности;

расширение зоны террористической активности в Южном федеральном округе Российской Федерации;

экстремистская деятельность националистических, религиозных и иных организаций, направленная на дестабилизацию внутриполитической ситуации в Южном федеральном округе Российской Федерации;

деятельность на территории Краснодарского края организованных преступных групп и сообществ, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, хищением и нецелевым использованием бюджетных средств, незаконным отчуждением федеральной и муниципальной собственности, легализацией преступных доходов;

увеличение потока прибывающих на отдых и работу российских и иностранных граждан;

рост протестной активности отдельных групп населения в связи с нарастанием социальных проблем, а также процессами перераспределения собственности в курортной зоне Краснодарского края.

Данные факторы способствуют формированию и реализации угроз безопасности Олимпийских и Паралимпийских игр в виде террористических актов, диверсий и экстремистских акций в районе проведения Олимпиады, а также различных противоправных и деструктивных действий в политической, экономической и информационной сферах.

2. Угрозы безопасности Олимпиады со стороны разведывательной и иной подрывной деятельности спецслужб и организаций иностранных государств

В период подготовки и проведения Олимпийских и Паралимпийских игр существенно активизируется деятельность спецслужб иностранных государств с позиций и под прикрытием официальных представительств, средств массовой информации, спортивных организаций, транспортных компаний, строительных и иных фирм, неправительственных некоммерческих организаций (правозащитных, природоохранных и др.).

Основные усилия спецслужб иностранных государств и связанных с ними организаций будут направлены на:

расширение влияния иностранных государств в Закавказье и Черноморском бассейне с использованием дипломатических средств, каналов военного, экономического и гуманитарного сотрудничества в целях обеспечения контроля и управления социально-политическими процессами на территории Южного федерального округа Российской Федерации, срыва мероприятий по подготовке к Олимпиаде;

организацию бойкотирования Олимпийских и Паралимпийских игр или лишения Российской Федерации права на их проведение;

дискредитацию Российской Федерации и г. Сочи как организаторов проведения Олимпийских и Паралимпийских игр путем сбора и распространения в этих целях негативной информации о ходе подготовки к Олимпиаде, в том числе с использованием и с позиций правозащитных и природоохранных организаций;

принятие санкций против Российской Федерации в связи с якобы имеющими место притеснениями и нарушениями прав расселившихся на территории Краснодарского края национальных меньшинств;

создание и усиление сепаратистских и иных экстремистских настроений, среди населения, активистов политических, религиозных и иных общественных организаций Краснодарского края.

Особое внимание должно быть уделено деятельности спецслужб иностранных государств, направленной на использование российских оппозиционных организаций, в том числе молодежных, в период подготовки и проведения федеральных выборов 2011–2012 гг. В указанное время спецслужбы стран Запада в полном объеме задействуют созданные ими позиции влияния в молодежной среде для организации протестных акций и оказания влияния на ход и результаты выборов.

3. Угрозы безопасности Олимпиады со стороны терроризма и иных форм экстремизма

Международные террористические организации и спецслужбы иностранных государств будут предпринимать попытки дестабилизировать внутриполитическую обстановку в Южном федеральном округе Российской Федерации в том числе путем оказания влияния на национально-политические элиты, финансирования деятельности экстремистских организаций и национал-сепаратистских движений, поддержки лидеров ортодоксальных религиозных организаций.

Действующие на территории Южного федерального округа исламские экстремистские структуры ставят своей целью побудить элиты и население округа к выходу из состава Российской Федерации и переориентации отдельных регионов на страны исламского мира. Сепаратистскими силами в Северо – Кавказском регионе активно продвигается идея создания «Кавказского эмирата». Участились акты терроризма в отношении политиков, стоящих на позиции единства Российской Федерации и ведущих успешную административную и идеологическую борьбу против сил, стремящихся отторгнуть территорию Северного Кавказа.

Для дестабилизации политической ситуации и достижения своих целей экстремистские организации при поддержке и под воздействием спецслужб иностранных государств предпринимают усилия по разжиганию религиозной и национальной розни на территории Краснодарского края, а также по разжиганию антироссийских настроений среди проживающих в районе проведения Олимпиады чеченцев, греков, этнических немцев, представителей других народностей, якобы пострадавших от действий федеральных властей.

Продолжается сращивание организаций террористической направленности с организованной преступностью, представители которой в большинстве случаев осуществляют финансовую и материально-техническую поддержку террористических групп.

В период подготовки и проведения Олимпийских и Паралимпийских игр возрастёт уровень террористической опасности в районе Большого Сочи и прилегающих к нему районов.

Возрастание террористических угроз безопасности обусловлено прежде всего:

стремлением лидеров международных террористических организаций и центров использовать период подготовки и проведения Олимпиады для осуществления резонансных терактов в отношении основных объектов обеспечения безопасности подготовки и проведения игр;

попытками использования членами незаконных вооруженных формирований и их пособниками территории Краснодарского края для транзитного перемещения боевиков и средств террора в другие регионы страны и выезда за рубеж;

возможностью обострения ситуации в зоне грузино-абхазского конфликта и проникновения через территорию Абхазии в район Большого Сочи участников незаконных вооруженных формирований и их пособников, а также контрабанды оружия и средств поражения;

попытками совершения ДТА группами, прошедшими специальную подготовку в Грузии, в целях распространения среди мировой общественности мнения о недостаточном уровне защищенности жизни и здоровья участников и гостей Олимпиады;

попытками использования в деструктивных целях различными политическими и общественными организациями, а также радикальными молодежными и националистическими структурами экстремистской направленности протестных настроений отдельных слоев населения Краснодарского края.

В 2009–2014 годах ожидается активная деятельность международных террористических организаций на территории Южного федерального округа и, в первую очередь, на территории Краснодарского края с целью дискредитации Российской Федерации как организатора Олимпийских игр.

Активизации террористической деятельности в районе проведения Олимпиады способствует недостаточная защищенность участка Государственной границы России от устья реки Псоу до озера Дамхурц.

Повысится угроза создания под прикрытием неправительственных организаций разветвленных сетей, центров и баз подготовки боевиков, складов оружия и боеприпасов, фондов для финан  ирования террористической деятельности.

Упрощение визового режима облегчит проникновение агентуры террористических организаций на территорию ЮФО, а финансовые возможности и коррупция – в государственные, экономические и силовые структуры региона, что позволит расширить социальную базу и улучшить условия для вербовки и прикрытия потенциальных террористов из местного протестно настроенного населения и распространения экстремистской идеологии.

В период подготовки и проведения Олимпиады возрастет угроза совершения резонансных террористических актов на олимпийских объектах (в том числе и с использованием особо опасных химических веществ и патогенных биологических агентов). Также объектами террористических устремлений на территории Краснодарского края в 2009–2013 годах станут пассажирские морские, железнодорожные, автомобильные и авиационные перевозки.

В период проведения Олимпиады наиболее вероятными будут попытки совершения террористических актов (взрывов, поджогов, нападений, захватов заложников) на олимпийских объектах диверсионно –террористическими группами, проникающими в городе Сочи со стороны перевалов и горно-лесистой местности на государственной и административной границах Краснодарского края.

4. Особенности угроз безопасности Олимпийских и Паралимпийских игр в пограничной сфере на участках пограничного управления ФСБ России по Краснодарскому краю

Обстановка на участке пограничного управлений ФСБ России по Краснодарскому краю в период подготовки и предстоящего проведения важных международных мероприятий в г. Сочи остается в достаточной степени стабильной и по отдельным направлениям характеризуется как имеющая тенденцию к возможному обострению. В международно-политической сфере обращает на себя внимание общая тенденция политического курса иностранных государств проамериканской ориентации, направленная на снижение влияния России на постсоветском пространстве, усиление своих позиций на данных территориях, формирование военно-политических инструментов воздействия на политические процессы.

Анализ оперативной обстановки дает основания полагать, что в период подготовки и проведения Олимпиады возможны попытки проникновения на территорию РФ представителей международных террористических, экстремистских организаций с целью формирования на долговременной основе необходимых условий для организации диверсионно – террористической, иной противоправной деятельности и совершения террористических актов.

5. Цели и способы осуществления противоправных акций в отношении Олимпиады в пограничном пространстве

Исходя из анализа действий сил специальных операций иностранных государств, террористических групп, общественных и иных организаций можно обозначить цели и способы осуществления противоправных акций и мероприятий, направленных на срыв подготовки и проведения Зимних Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 года в г. Сочи:

захват заложников, (представителей общественности, политических и государственных деятелей, спортсменов олимпийцев) с целью выдвижения политических требований и дестабилизации обстановки в период подготовки и проведения Олимпийских игр;

совершение ДТА на олимпийских объектах в пределах горного кластера, объектах жизнеобеспечения и совмещенной автомобильной и железнодорожной дороги;

уничтожение (повреждение) трубопроводов, танкеров, судов с опасными грузами стоящими на рейде (пирсе) с целью нанесения максимального экологического ущерба и дискредитации России и срыва проведения и подготовки Олимпийских игр;

уничтожение, повреждение, захват объектов морской экономической деятельности с целью нанесения экономического ущерба и выдвижения политических требований в период подготовки и проведения Олимпийских игр;

проведение террористических актов в местах массового пребывания людей на объектах Олимпийской инфраструктуры с целью дестабилизации обстановки, организации паники среди гражданских масс, создания истерии в средствах массовой информации в период подготовки и проведения Олимпийских игр;

проведение террористических актов направленных против воздушных судов, идущих на посадку (на взлёт) с использованием переносных зенитных ракетных комплексов (далее по тексту – ПЗРК) с борта судов различного тоннажа на территории глиссады аэропорта Адлер и Геленджик;

проведение специальных операций с целью добывания информации с использованием кораблей и судов радиоразведки (под различными флагами) о структуре, функционировании системы управления, дислокации подразделений при обеспечении пограничной безопасности при подготовке проведении Олимпийских, Паралимпийских игр 2014 года в г. Сочи;

проведение специальных информационных мероприятий влияния по воздействию на общественное мнение с целью дискредитацию действий Российской стороны при подготовке и проведении Зимних Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 года в г. Сочи с использованием кораблей и судов радиоразведки (под различными флагами);

проведение несанкционированных невооруженных акций, протестной деятельности преследующих различные цели организованные неправительственными организациями находящихся под влиянием (финансированием) иностранных спецслужб с использованием маломерных судов в акваториях портов в период подготовки и проведения Олимпийских игр с целью дискредитации России в глазах мировой общественности;

проведение несанкционированных одиночных акций хулиганской и протестной направленности со стороны недееспособных (ограниченно недееспособных, страдающих различными психическими и умственными расстройствами) граждан направленных на временное создание помех функционированию олимпийских объектов их строительству и обслуживанию.

Вышеперечисленные цели и способы их достижения могут быть реализованы:

1. Террористическими группами из числа радикально настроенных исламистских группировок (членов бандподполья с территории республик Северного Кавказа):

с территории республики Абхазия, открытого моря, с побережья Российской Федерации с использованием быстроходных маломерных судов в одиночном порядке или группами до 10 человек следующих к побережью бухты Имеретинская в район компактного расположения Олимпийских объектов с целью высадки для совершения террористических актов в период Олимпийских игр;

с территории республики Абхазия, открытого моря, с побережья Российской Федерации с использованием быстроходных маломерных судов (брандеров) управляемых террористами смертниками с взрывчаткой на борту, следующих на максимальной скорости к судам (кораблям) стоящих на рейде, у пирса, объектам портовой инфраструктуры целью их уничтожения (повреждения);

с территории республики Абхазия, открытого моря, с побережья Российской Федерации с использованием маломерных судов для скрытой высадки и дальнейшего выдвижения к основным объектам Олимпийской инфраструктуры находящейся в районе Красной поляны с целью совершения террористических актов;

со стороны открытого моря на судах небольшого тоннажа (рыбопромысловые суда, яхты, катера) путем открытого пересечения государственной границы под легендой туристической, рыбопромысловой и иной деятельности следующих в порт с целью проведения террористических актов в период проведения Олимпийских игр;

со стороны открытого моря на судах заграничного плавания большого тоннажа захваченных террористами следующих в порт по рекомендованным путям с целью дальнейшего уничтожения судна на акватории порта для подрыва экономической деятельности и создания техногенных катастроф;

со стороны открытого моря на судах различного тоннажа захваченных террористами следующих в порты по рекомендованным путям с целью высадки террористических групп на территории порта и проведения террористических актов, как на территории порта, так и территории г. Сочи;

со стороны открытого моря, побережья России на маломерных судах, рыболовецких судах следующих к судам с опасными грузами стоящими в местах якорных стоянок с целью их захвата, подрыва для создания экологических катастроф в период подготовки и проведения Олимпиады;

со стороны открытого моря, побережья России на судах различного тоннажа зашедших в район глиссады воздушных судов аэропорта Геленджик с целью проведение террористических актов направленных против воздушных судов идущих на посадку (на взлёт) с использованием ПЗРК;

с территории Республики Абхазия, в пешем порядке через перевалы Главного Кавказского хребта, через реку Псоу;

с территории Карачаево – Черкесской Республики, Мостовского района Краснодарского края в пешем порядке через перевалы Главного Кавказского хребта.

При этом:

движение через перевалы Главного Кавказского хребта на участках отделений в населенных пунктах Эсто – Садок, Аибга Службы в городе Сочи возможно только специально подготовленными группами, с соответствующим горным снаряжением и средствами передвижения по снегу (при ус  овии наличия устойчивого снежного наста);

на участках отделений в населенных пунктах Ермоловка, Нижняя Шиловка Службы в городе Сочи нарушение государственной границы возможно на любом участке.

2. Силами специальных операций иностранных государств (главным образом Грузии):

со стороны открытого моря с использованием подводных буксировщиков и специального подводного снаряжения после десантирования с иностранного судна или корабля;

комбинированным способом со стороны моря путем десантирования в воду с самолета или вертолёта и дальнейшей доставки диверсионной группы с использованием подводных буксировщиков и специального подводного снаряжения с целью проведения диверсионных актов и террористических актов на объектах портов, портопунктов (подрыв, затопление судов находящихся на акватории портов, портопунктов, подрыв складов, нефтехранилищ и объектов инфраструктуры портов портопунктов), захватом и угоном за пределы Российской Федерации России и иностранных судов и дискредитации России в глазах мировой общественности;

со стороны открытого моря с использованием подводных буксировщиков и специального подводного снаряжения после десантирования с иностранного судна или корабля без выхода на побережья для подрыва трубопровода или других коммуникаций проложенных под водой с целью создания техногенных катастроф связанных с разливом нефтепродуктов;

со стороны открытого моря, побережья России на судах различного тоннажа зашедших в район глиссады воздушных судов аэропорта Геленджик с целью проведение террористических актов направленных против воздушных судов, идущих на посадку (на взлёт) с использованием ПЗРК.

3. Членами неправительственных организаций, находящихся под влиянием иностранных спецслужб:

со стороны открытого моря и российского берега на маломерных судах в одиночном порядке или небольшими группами с целью захода в акваторию морского порта и создания помех нормальному функционированию портовых средств, выдвижению политических требований, пикетированию и др.;

со стороны открытого моря, побережья России на маломерных судах, зашедших в район глиссады воздушных судов аэропорта Геленджик с целью создания помех нормальному функционированию аэропорта и выдвижению политических требований путём использования беспилотных летательных аппаратов (далее по тексту – БЛА), воздушных шаров, аэростатов в районе и воздушных коридорах посадки самолётов.

4. Представителями экстремистских групп различной политической направленности, стремящихся заявить о себе:

с побережья Российской Федерации с использованием быстроходных маломерных судов в одиночном порядке или группами до 5 человек следующих к объектам портовой инфраструктуры, к судам (кораблям) стоящих на рейде, у пирса с целью их подрыва или захвата с дальнейшим выдвижением различных политических требований в период проведения Олимпийских игр;

со стороны открытого моря, побережья России на маломерных судах, зашедших в район глиссады воздушных судов аэропорта Геленджик с целью создания помех нормальному функционированию аэропорта и выдвижению политических требований путём использования БЛА, воздушных шаров, аэростатов в районе и воздушных коридорах посадки самолётов.

5. Одиночными гражданами, страдающими различными психическими и умственными расстройствами:

с побережья Российской Федерации с использованием маломерных плавсредств следующих к объектам портовой инфраструктуры, к судам (кораблям) стоящих на рейде, у пирса с целью их повреждения, создания помех функционированию порта (объекту портовой инфраструктуры), с дальнейшим выдвижением различных требований в период проведения Олимпийских игр.

6. Некоторые итоги обеспечения безопасности при проведении Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 года в городе Сочи

В обеспечении безопасности Олимпиады в Сочи были задействованы практически все специальные службы России, а также ведомства, ответственные за особо важные объекты инфраструктуры. Более того, налажено сотрудничество с зарубежными спецслужбами. Были установлены особенности применения усиленных мер безопасности.

Был утвержден перечень контролируемых зон в целях применения усиленных мер безопасности в период проведения Игр. Контролируемые зоны устанавливались в целях организации санкционированного доступа в них физлиц и транспортных средств (далее по тексту – ТС). Такой доступ был возможен после того, как сотрудники полиции досмотрят физлица и находящиеся при них вещи, ТС и провозимые на них вещи (в т.ч. с применением техсредств). Также утверждено описание границ запретной зоны. Запретная зона устанавливается, чтобы исключить доступ в нее граждан и ТС без служебной или производственной необходимости.

В контролируемые зоны были включены олимпийские объекты, территория олимпийского парка, олимпийских деревень, морского порта, железнодорожного вокзала, аэропорта. В запретные зоны попала территория у российско-абхазской границы и часть горной территории сочинского национального парка.

С 7 января по 21 марта 2014 года вводился запрет на въезд транспорта в Сочи и движение по нему. Исключение составляет железнодорожный транспорт, ТС, зарегистрированные в Сочи, транспорт экстренных оперативных служб, ТС, имеющие аккредитационные свидетельства. Был ограничен проезд транспорта через пункт пропуска Адлер. В этот же период в Сочи было запрещено проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, не связанные с проведением Олимпийских и Паралимпийских игр. Заявленные мероприятия были перенесены на более поздний период.

Генеральный партнер «Сочи-2014» компания «МегаФон» предоставила проект – «Безопасный город», который являлся системой глобального видеонаблюдения. Проект был реализован в сотрудничестве с Администрацией города Сочи, региональными службами МВД, ФСБ и МЧС. В рамках проекта на территории Сочи и Адлера установлено порядка 2000 видеокамер на всех значимых объектах социальной и транспортной инфраструктуры, включая учреждения здравоохранения, культуры, образования и места проведения городских мероприятий. Комплексная информационно-аналитическая система видеонаблюдения работала вместе с ситуационным центром, в который изображение с камер поступало в реальном времени и обрабатывалось специалистами. Система помогла экстренным службам более оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации.

Также ФСБ России осуществляла контроль за телекоммуникационными сет (телефонная связь, Интернет) с целью перехвата любой информации, несущей угрозу безопасности Олимпийских игр, ее участникам и гостям.

Был учтен и фактор международного терроризма. В частности, ослабление группировки войск НАТО в Афганистане повысело риск проникновения террористических групп на территорию России с этой стороны. В связи с этим, были приняты меры по усилению таджико- афганской границы и вооруженных сил Киргизии российской военной техникой.

Активное участие России в урегулировании сирийского конфликта вызвало недовольство ближневосточных монархий, в частности, ОАЭ, Катара и Саудовской Аравии, которые фактически спонсируют террористические группировки, в том числе и базирующиеся на Северном Кавказе. Так же был возможен вариант прибытия террористических элементов через Турцию с моря или через границу с Грузией (Панкисское ущелье). На случай «морского сценария» Черноморским флотом и войсками Южного округа были приняты меры по усилению безопасности на морском пространстве.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *