Конкурентоспособность транспортно-экспедиторских компаний на современном рынке

Транспортное экспедирование грузов является достаточно  сложным, многоуровневым процессом, позволяющим переложить все задачи, связанные с доставкой груза, на плечи профессиональной экспедиторской компании, тем самым используя ресурсы отправителя груза более эффективно.

Скачать текст в WORD

Транспортно-экспедиторская компания берет на себя все сложности по организации процесса транспортировки любого груза в любом направлении, а также выполняет все сопутствующие задачи.

Специфика предоставления транспортно-экспедиторских  услуг,  заключается в необходимости составления сложного договора, который бы регулировал взаимоотношения отправителя или получателя груза и экспедиторской компании на каждом этапе транспортировки и учитывал все аспекты такой услуг.

Услуги профессиональной транспортно-экспедиторской компании, как правило, включают[1]:

  1. Разработку маршрута движения грузов при перевозке одним или несколькими видами транспорта.
  2. Заключение договора с иными транспортно-экспедиционными компаниями и участниками процесса перевозки для морского фрахта, транспортировки другими видами транспорта, хранения груза, охраны.
  3. Оформления всего пакета документов на транспортировку груза, включая транспортные накладные.
  4. Оплату всех тарифов и платежей, связанных с транспортировкой груза на любом этапе. Страхование грузоперевозки, оформление всех необходимых документов в случае пропажи или повреждения груза, его утери.
  5. Постоянное информирование получателя и отправителя груза о его состоянии и местонахождении.
  6. Получение всех необходимых разрешений при транспортировке опасных и негабаритных грузов.
  7. Другие услуги, порученные отправителем или получателем груза транспортно-экспедиторской компании. (если цитирование из источника заканчивается в этом месте, то надо перенести ссылку в это место).

Исходя из широко списка услуг, выполняемых транспортно экспедиторской компанией, стоит отметить, что экспедирование грузов – это идеальный вариант грузоперевозок для малых и крупных предприятий.

Использование транспортно-экспедиторских  услуг позволяет, в настоящее время, минимизировать финансовые и временные затраты отправителя на транспортировку груза. Сравнив расходы даже крупной компании на транспортировку со стоимостью услуг профессиональной транспортно-экспедиторской компании, можно сделать вывод, что перепоручение подобных задач экономически оправдано и выгодно отправителю. Благодаря профессиональному подходу компании к выполнению транспортно-экспедиторских  услуг, существенно уменьшается риск потери или порчи груза, налаженный механизм перевозок позволяет свести к минимуму временные и финансовые затраты на транспортировку.

Использование  транспортно-экспедиторских  услуг, кроме того, существенно упрощает схему движения денег. Нет необходимости разделять финансовые потоки отдельно на оплату каждого этапа транспортировки разными видами транспорта, разным компаниям и государственным структурам для оплаты всевозможных сборов и платежей.

Несмотря на довольно небольшое количество профессиональных экспедиторских компании на отечественном рынке, их услуги позволяют оптимизировать процесс производства. Остается лишь вопрос выбора подобной компании. На сегодняшний день все существующие фирмы, предоставляющие транспортно-экспедиционные услуги, можно разделить на две группы[2]:

  1. Посредники – это модель транспортного экспедирования, при которой компания выступает в интересах и от имени получателя или отправителя груза. Компания самостоятельно разрабатывает маршрут, подыскивает транспорт и непосредственных перевозчиков, но стороной во всех договорах выступает именно отправитель груза. Подобные компании не имеют собственного транспорта и выполнят исключительно роль посредника.
  2. Непосредственный перевозчик: в этом случае экспедирование грузов – это забота непосредственного перевозчика, который на условиях договора самостоятельно разрабатывает маршрут, совершает погрузочно-разгрузочные работы, транспортирует грузы т.д. (также вопрос о месте расположения знака ссылки)

В каждом конкретном случае стоит отдельно совершать выбор типа транспортного экспедирования.

В большинстве случаев транспортно-экспедиционная компания   является компанией посредником между клиентом и перевозчиком, предоставляя услуги по поиску исполнителя и транспорта удовлетворяющим критерием перевозки груза. «Сборный характер перевозок» представляет собой перевозки сборными партиями, которые комплектуется за счет штучных единиц и тарных объемов.

Конкурентоспособность  транспортно-экспедиторских компаний обеспечивается за счет приобретаемых предприятием разного рода преимуществ по сравнению с основными конкурентами. Цель анализа конкурентной ситуации состоит в том, чтобы установить, какого преимущества может добиться фирма на рынке сборных грузоперевозок, как сохранить и повысить востребованность компании в сфере транспортно-экспедиторских  услуг.

Такая ситуация объясняется тем, что конкуренция и конкурентоспособность – настолько сложные явления, что различия в подходах различных авторов проявляются уже на уровне понятийного аппарата: оперируя понятиями «конкуренция» и «конкурентоспособность» различные исследователи вкладывают в эти категории совершенно различное содержание.

По мнению Еленевой Ю.Я. «Конкурентоспособность компаний — это соревнование среди всевозможных финансовых, рыночных субъектов в промышленной деятельности. Это взаимодействие и соперничество между предприятиями на рынке товаров и услуг, для того чтобы создать условия для лучшей возможности реализации своей продукции, и при этом удовлетворить всевозможные потребности покупателей»[3].

Другие исследователи такие как Е.В. Кашинцева сводят конкурентоспособность предприятия к совокупности его технико-экономических показателей.

Соответственно и оценка конкурентоспособности предприятия сводится к нахождению средневзвешенной из многочисленных показателей деятельности хозяйствующего субъекта[4].

Так, по мнению Т.С. Бронниковой «Конкурентоспособность компаний охарактеризовывает возможности и динамику ее приспособления к ситуациям рыночной конкурентной борьбы. Она может зависеть от ряда факторов, например, емкость рынка (количество ежегодных продаж), простота входа на очную арену, вид изготавливаемого товара, однородность рынка, конкурентные позиции предприятий уже работающих на этом рынке, а также возможность применения технических нововведений»[5].

Конкуренция это тот фактор, который непосредственно влияет на качество обслуживания заказчиков. Именно конкуренция заставляет каждое отдельно взятую транспортно-экспедиторскую компанию повышать качество и эффективность своей экономической деятельности[6].

Конкурентоспособность – понятие комплексное. Она характерна как для компании, так и для товара, для региона и даже для страны в целом. Поэтому не существует единого определения понятия «конкурентоспособность», а так же не существует системы показателей, которые её характеризуют. Условно можно определить четыре субъекта, которые независимо друг от друга способны оценить конкурентоспособность грузовых перевозок: производители; потребители; инвесторы; государство[7].

Каждый из этих субъектов оценивают конкурентоспособность транспортно-экспедиторской компании на основании критериев, которые присущи только ему. Конкурентоспособность компании можно рассматривать с разных позиций. С позиции компании конкурентоспособность это способность оставаться в числе лидеров, умение быть успешнее других компаний. С позиции отрасли целом – это умение продавать и предоставлять услуги по грузоперевозкам на рынке где подобные услуги предлагают другие транспортные отрасли (железнодорожные грузоперевозки, авиаперевозки и т.д.). Четко отработанная и правильно построенная организация перевозки грузов – это одна из важнейших и реальных возможностей значительно повысить конкурентоспособность транспортно-экспедиторской компании.

Транспортная логистика – это перемещение товара в заданную точку в требуемом количестве за оговоренное время оптимальным маршрутом и с наименьшими затратами.

Конкурентоспособность транспортно-экспедиторской компании оценивается потенциальным заказчиком по следующим критериям: известное или неизвестное, давно ли работает предприятие, какие даёт гарантии, какую долю занимает на рынке подобных услуг, какая степень доверия к данному автотранспортному предприятию со стороны других потребителей и какие существуют отзывы о качестве перевозок данного компании[8].

 Менеджеры каждой транспортно-экспедиторской компании знают, что конкуренты оценивают и мониторят деятельность их компании, поэтому любой грузоперевозчик стремится держать на высоком уровне соотношение цены и качества перевозок, соответствовать экологическим, техническим и даже моральным нормам и стандартам.

Скачать текст в WORD

Для повышения уровня конкурентоспособности на рынке транспортно-экспедиторских услуг необходимо направлять усилия на расширение спектра и повышение качества  данных услуг, снижение затрат на организацию деятельности и эффективное использование имеющихся ресурсов, обеспечение необходимого уровня транспортной безопасности[9]. Эффективное решение поставленных перед транспортно-экспедиторской компанией задач в современных условиях жесткой конкуренции на рынке грузовых перевозок возможно в результате использования в своей деятельности актуальных научно-практических разработок в сфере транспортного обеспечения логистики с применением информационных технологий.


[1] Специфические особенности создания и управления транспортно-экспедиторской компанией в России [Электронный ресурс]. – URL: http://www.e-xecutive.ru/ wiki/index.php (дата обращения: 23.03.2019)

[2] Холопов К.В., Соколова О.В. Современное содержание и формы экспорта транспортных услуг \\ Российский внешнеэкономический вестник. 2018. № 2. С. 25-35.

[3] Еленева Ю.Я. Разработка и внедрение системы обеспечения конкурентоспособности в комплексе «предпринимательское дело» // Маркетинг в России и за рубежом. 2017. — №8. — С. 27.

[4] Кашинцева, Е.В. Методика анализа уровня конкурентоспособности коммерческой организации / Е.В. Кашинцева // Экономический анализ: теория и практика. — 2016. — № 20(77). — С. 15-20.

[5] Бронникова, Т.С. Анализ методов оценки конкурентоспособности продукции и инноваций / Т.С. Бронникова, В.С. Дубинин // Экономический анализ: теория и практика. — 2017. — № 32(383). — С. 26-35.

[6] Иванова М. Б. Формирование стратегических альтернатив и выбор генеральной стратегии развития транспортно-экспедиторской компании / М. Б. Иванова // Журнал университета водных коммуникаций. — 2012. — № 14. — С. 198–207.

[7] Жаков, В.В. Современные технологии управления конкурентоспособностью мультимодальных перевозок / В.В. Жаков // Современные проблемы управления экономикой транспортного комплекса России: конкурентоспособность, инновации и экономический суверенитет Международная научно-практическая конференция, посвящается 85-летию института экономики и финансов МИИТа. Московский государственный университет путей сообщения, Институт экономики и финансов // — М.: Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II(Москва), 2015 — С. 102-105.

[8] Плужников, К.И. Транспортное экспедирование, агентирование и брокераж: учебник / К.И. Плужников, Ю.А. Чунтумова. – М.: ТрансЛит, 2016 – 576 с.

[9] Соколов, Ю.И. Управление спросом на железнодорожные перевозки и проблемы рыночного равновесия / Ю.И. Соколов, Е.А. Иванова, В.А., Шлеин, И.М. Лавров, Л.О. Аникеева-Науменко, В.Н. Нестеров; Под редакцией Ю.И. Соколова // — М.: Учебнометодический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2015, — 320с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *