Ключевые подходы ОДКБ в сфере обеспечения информационной безопасности

🙂

Скачать текст в WORD

15 мая 1992 года через полгода после развала СССР был подписан Договор о коллективной безопасности (ДКБ). Его основной задачей было сохранить взаимодействие армий новообразованных независимых государств на постсоветском пространстве.

Государствами-основателями стали Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. В 1993 году к договору присоединились Азербайджан, Белоруссия и Грузия. 20 декабря 1994 года договор вступил в силу сроком на 5 лет.

В 1999 году Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались продлевать членство в ДКБ и сосредоточились на работе в ГУАМ — антироссийская организация, созданная в 1997 году для налаживания горизонтальных связей между постсоветскими республиками в интересах США и Евросоюза. В периоды членства Узбекистана организация называлась ГУУАМ. В настоящее время ГУАМ не является действующей и реально работающей структурой, несмотря на то, что формального решения об ее роспуске не принималось, а расположенный в Киеве Секретариат ГУАМ регулярно выпускает пресс-релизы на русском языке о своей работе.

В 2002 году было принято решение о трансформации ДКБ в полноценную международную организацию. 7 октября 2002 года в Кишинёве были приняты Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ. Документы о создании ОДКБ были ратифицированы всеми странами-участницами и 18 сентября 2003 года вступили в силу. 2 декабря 2004 года ОДКБ получила статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН.

21 декабря 2015 года главы государств-членов ОДКБ приняли Заявление о противодействии международному терроризму, в котором заявили о намерении «последовательно укреплять силовой потенциал ОДКБ, наращивать ее контртеррористическую составляющую, повышать боеготовность Коллективных сил оперативного реагирования с целью эффективного противодействия новым вызовам и угрозам».

14 октября 2016 года Совет коллективной безопасности (СКБ) ОДКБ в Ереване принял Решение об утверждении Стратегии коллективной безопасности до 2025 года, а также о дополнительных мерах по борьбе с терроризмом и создании Центра кризисного реагирования.

В последние годы ОДКБ активно развивает программу по формированию системы информационной безопасности государств-членов для борьбы с такими угрозами, как распространение информации, запрещенной национальными законодательствами (идеи терроризма, экстремизма, призывы к насильственному свержению конституционного строя, клевета). Проводится операция «Прокси» (противодействие криминалу в сфере информации). В рамках операции «Прокси» было закрыто 50 тысяч сайтов, занимавшихся вербовкой террористов.

В формате ОДКБ существует согласие относительно того, что под информационной безопасностью понимается состояние защищенности личности, общества, государства и их интересов от угроз, деструктивных и иных негативных воздействий в информационном пространстве. То есть меры правового характера стоят во главе всего комплекса мер. Учитывая, что формирование надежной системы информационной безопасности ОДКБ — процесс глобальный, длительный и затратный, к реализации комплекса соответствующих мер в этой сфере государства — члены ОДКБ подходят последовательно. Начало данному процессу положило утверждение Решением Совета коллективной безопасности ОДКБ от 5 сентября 2008 г.

Программа предусматривает следующие основные направления сотрудничества: формирование политической, правовой и организационной основ системы информационной безопасности; кадровое, научное и финансовое сопровождение; разработка мер по обеспечению информационной безопасности объектов, имеющих трансграничное значение; укрепление практического взаимодействия заинтересованных министерств и ведомств государств — членов ОДКБ в целях формирования безопасного информационного пространства и противодействия преступности с использованием информационных технологий.

С тем чтобы процесс формирования системы информационной безопасности проходил в правовом поле, в 2010 г. обеспечение информационной безопасности как важное направление сотрудничества было закреплено в Уставе Организации Договора о коллективной безопасности (Протокол о внесении изменений в Устав Организации Договора о коллективной безопасности от 7 октября 2002 г., подписанный 10 декабря 2010 г.). В этом же году был принят другой важный документ в формате Организации: Совет коллективной безопасности ОДКБ своим Решением от 10 декабря 2010 г. утвердил Положение о сотрудничестве государств — членов Организации Договора о коллективной безопасности в сфере обеспечения информационной безопасности.

В соответствии с Положением в формате Организации определены национальные координирующие органы в указанной сфере, и их взаимодействие осуществляется с участием Рабочей группы по вопросам информационной политики и информационной безопасности, образованной решением Комитета секретарей советов безопасности ОДКБ. Здесь важны два аспекта. Первый касается направлений сотрудничества. В самом Положении и в названии Рабочей группы отражены два направления — информационная политика и информационная безопасность. Второй аспект связан с организацией взаимодействия. Оказалось, что в сфере обеспечения информационной безопасности и тем более построения скоординированной информационной политики в системе исполнительной власти ни у одного государства сегодня нет органа, ответственного за это направление.

В соответствии с Положением в формате ОДКБ определены национальные координирующие органы в сфере обеспечения информационной безопасности, представители которых вошли в Рабочую группу. В большинстве государств — членов ОДКБ, за исключением Республики Казахстан, такими национальными координирующими органами стали национальные органы безопасности. Речь в данном случае идет только о формате ОДКБ. Необходимо учитывать тот факт, что государства — члены Организации Договора о коллективной безопасности являются участниками других международных объединений (например, Содружества Независимых Государств, Шанхайской организации сотрудничества), где также идет процесс регулирования отношений в сфере информационной безопасности.

Сегодня в рамках ОДКБ обсуждаются вопросы обеспечения безопасности информационного пространства в зоне действия Договора о коллективной безопасности. Продолжается обсуждение проекта Стратегии коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности (далее — Стратегия). Сдерживают достижение консенсуса или хотя бы компромисса разные подходы, заложенные в национальном законодательстве, на которые ссылаются эксперты в ходе согласования. Коллизия заключается в том, что если действующее законодательство в основном закрепляет существующую ситуацию, то проект Стратегии, иные правовые акты нацелены на будущее.

В проекте Стратегии коллективной безопасности сделана попытка определить угрозы коллективной безопасности по всем направлениям сотрудничества, включая и информационную сферу. В документе речь идет об обеспечении безопасности информационного пространства, где нет государственных границ, единого правового пространства, единых оценок угроз и подходов в обеспечении безопасности.

Система информационной безопасности государств — членов ОДКБ будет формироваться по следующим основным направлениям: совершенствование с участием Парламентской Ассамблеи ОДКБ правовой основы сотрудничества в информационной сфере, подготовка предложений по гармонизации национального законодательства в области обеспечения информационной безопасности и совершенствования борьбы с преступлениями в сфере современных информационных технологий.

Координация позиций по вопросам обеспечения международной информационной безопасности; осуществление совместного мониторинга угроз в информационной сфере; развитие практического взаимодействия национальных координирующих и уполномоченных органов государств — членов ОДКБ в сфере обеспечения информационной безопасности в формате ОДКБ, в первую очередь в области защиты объектов важной инфраструктуры и противодействия преступной деятельности в информационной сфере; формирование специальных сил обеспечения коллективной безопасности ОДКБ для противодействия угрозам и проведения операций в информационной сфере как в мирное время, так и при возникновении военных конфликтов любой интенсивности; внедрение современных методов защиты информации в органах управления силами и средствами системы коллективной безопасности ОДКБ, в системах защиты объектов, имеющих важнейшее значение для национальной и региональной безопасности; координация мероприятий по нейтрализации противоправных воздействий на информационное пространство государств — членов ОДКБ.

Система информационной безопасности будет неполноценной без совместных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ в области информационных технологий, их внедрения и использования в интересах формирования единого информационного пространства государств — членов ОДКБ. Может быть, стоит подумать о создании ассоциации ведущих научно-исследовательских институтов государств — членов ОДКБ, специализирующихся на вопросах информационной безопасности. В завершение хотела бы отметить что, в условиях относительно открытого и неочень регулируемого информационного пространства имеются одни и те же возможности как для создания преимуществ для человечества, так и для незаконных, преступных действий. Именно поэтому необходимы корректное отношение к использованию информационного пространства, ответственность за его использование и эффективное международное сотрудничество. Все составляющие требуют нормативного регулирования. Именно в данной сфере важна синхронизация законодательных мер, иначе будут потери во всех сферах безопасности.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *