Классификация типов корпоративной культуры

Скачать текст в WORD

Существуют различные точки зрения и по определению видов корпоративной культуры, каждый из которых может принести успех в зависимости от требований внешней окружающей среды и стратегической ориентации самой организации. Например, корпоративная культура представляет особую стратегическую ценность для организаций в сфере услуг с большой трудоемкостью и прямой работой с внешними клиентами, в которых необходимы качественные аспекты рабочей силы. Кроме сферы деятельности организации, также важны личность руководителя и этап развития организации, которые и определяют вид корпоративной культуры.

Согласно Камерон и Куинн (1999), организационная культура может рассматриваться в противостоящих одно другому направлениях: концентрация на содержании за счет внутренних средств (внутренний фокус и интеграция) или на внешних взаимоотношениях (конкуренция и дифференциация), или концентрация на ценностях органичных процессов, ассоциируемых с гибкостью и динамизмом, или на механических процессах, определяющих стабильность и контроль [36, с. 142].

Виды корпоративной культуры представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 — Виды корпоративной культуры

Таким образом, из пересечений данных осей вытекают четыре вида корпоративной культуры: бюрократия, рынок, клан и адхократия.

Бюрократическая (иерархическая) культура, чаще встречающаяся в больших организациях и правительственных органах, представляет собой множество иерархических уровней с последовательным продвижением работников, работа которых подкреплена четкими правилами и приказами, результатом которой является единообразная продукция.

Клановая культура ассоциируется с командным взаимоотношением и напоминает организацию семейного типа. Рыночная культура предполагает больше агрессивную стратегию, ведущую к производительности, результатам и прибылям, направленных на сохранение своих позиций.

Адхократическая культура имеет характеристику динамичного предпринимательского и творческого места работы, ориентированного на риск, новаторство, экспериментирование, результатом которого являются уникальные и оригинальные продукты и услуги [36, с. 143].

Благодаря приверженности работников четкой системе согласованных принципов, то есть правилам, в компании создается стабильность, целостность и слаженность, тем самым формируется корпоративная культура. Нет сомнения, что большинство предлагаемых принципов является очевидным, однако небольшой, претворяемый в жизнь набор принципов улучшает приспособляемость организации к непредвиденным обстоятельствам, набор принципов наиболее весомых, а также имеющих наибольшее воздействие на работу организации в долгосрочной перспективе.

Еще один из способов классификации корпоративных культур был предложен Д. Зоненфельдом, который выделяет четыре их типа:

1) «бейсбольная команда» (формируется в условиях, когда внешняя среда требует быстрой обратной связи и принятия решений, связанных с высокой степенью риска);

2) «клуб (клубная культура)» (для данной корпоративной культуры характерны верность, преданность и принадлежность работников к группе. В стабильной и защищенной среде ценятся возраст и опыт);

3) «академия (академическая культура)» (при таком типе корпоративной культуры нанимаются молодые рекруты, заинтересованные в долгосрочном сотрудничестве и стабильном продвижении вверх);

4) «крепость (оборонная культура)» (обычно формируется в кризисной для организации ситуации, когда речь идет о выживании компании) [14, с. 101].

Каждый тип корпоративной культуры имеет определенный потенциал для развития компании и по-своему влияет на удовлетворение и карьерный рост работников. Такая классификация является общепринятой в классическом западном менеджменте.

Существуют и многие другие типологии корпоративных культур. Проведем их краткий обзор.

Типология корпоративной культуры голландского ученого Г. Хофштеда строится на четырех аспектах:

  1. Индивидуалистическая культура организации – коллективистская культура организации. Индивидуализм проявляется тогда, когда сотрудники не желают вмешательства организации в свою личную жизнь и заняты удовлетворением своих личных потребностей.
  2. Дистанция власти. Этот аспект показывает степень удаления не обладающих властью сотрудников в процессе принятия решений.
  3. Стремление к избеганию неопределенности. Этот аспект измеряет степень, в которой люди чувствуют угрозу от неопределенности.
  4. Мужественность – женственность. Данный аспект определяет степень, в которой доминируют те или иные ценности [23, с. 188].

На основании измерения этих параметров можно выявить ведущий тип корпоративной культуры в организации.

Еще одна типология организационной культуры была разработана Р. Акоффом. Он анализировал культуру организаций как отношения власти в группе или организации. Для анализа он выделил два параметра: степень привлечения работников к установлению целей в организации и степень привлечения работников к выбору средств для достижения поставленных целей.

На основании сравнения данных параметров было выделено четыре типа организационной культуры с характерными отношениями власти.

  1. Корпоративный тип культуры. Для данного типа корпоративной культуры характерны: низкая степень привлечения работников к установлению целей и выбору средств для их достижения. В организации доминирует автократичный стиль управления.
  2. Консультативный тип культуры. Этот тип корпоративной культуры характеризуется высокой степенью привлечения работников к установлению целей и выбору средств для их достижения. Данный тип корпоративной культуры можно наблюдать в учебных заведениях, а также социальных организациях.
  3. «Партизанский» тип культуры. Для данного типа корпоративной культуры, также, как и для корпоративного типа, характерны низкая степень привлечения работников к установлению целей и выбору средств для их достижения. При формировании «партизанского» типа культуры в организации доминируют автономные отношения, которые характерны для творческих союзов, клубов, кооперативов.
  4. Предпринимательский тип культуры. При данном типе корпоративной культуры наблюдается высокая степень привлечения работников к установлению целей, высокая степень привлечения работников к выбору средств для достижения поставленных целей [7, с. 144].

Рассмотрим типы организационной культуры организации в зависимости от стиля управления.

Чтобы определить тип организационной культуры, необходимо провести сравнительный анализ типа управления компанией. В некоторых случаях отмечается смешанная КК, так как в организации не все стабильно или же она пребывает на стадии развития. Формирование организационной культуры в организации нельзя пускать на самотек, так как это ведет к зарождению попустильского отношения к своим обязанностям (таблица 1).

Таблица 1 — Типы корпоративной культуры организации в зависимости от стиля управления [46, с. 57]

Стиль управления

Характеристика стиля управления

Преимущества корпоративной культуры

Недостатки корпоративной культуры

Авторитарный или директивный

Отличается централизацией власти, достаточно строгой служебной иерархией, тотальным контролем. При этом мнение коллектива практически не учитывается, а руководитель принимает все решения самостоятельно или в узком кругу приближенных.

  1. Руководитель контролирует работу.
  2. Четкая дисциплина.
  3. Высокая эффективность в условиях кризиса.

1.Отрицательное влияние на морально-психологический климат.

  1. Снижение инициативности.
  2. Отсутствие обратной связи.

Демократический или коллегиальный

Подразумевает рациональное распределение обязанностей, коллегиальное принятие решений, наличие двусторонних связей.

  1. Психологический комфорт.
  2. Лояльность персонала.
  3. Высокая ответственность работников.

1.Управление корпоративной культурой организации требует постоянного контроля со стороны руководства.

  1. Затягивание сроков принятия окончательных решений.
  2. Неуместная фамильярность.

Либеральный или попусительский

Система организационной культуры организации отличается полным бездействием не только сотрудников, но и работников. При возникновении серьезных проблем все стараются занять нейтральную позицию. Работа продвигается, но медленно.

  1. Отсутствие жесткого контроля.
  2. Возможность самовыражения.
  3. Подходит для творческих коллективов.
  4. Слабый уровень дисциплины.
  5. Низкая мотивация.
  6. Негативный отклик при вмешательстве руководства.

Если же рассматривать корпоративную культуру компании как систему, то в ее развитии можно выделить определенные уровни развития:

  1. Зарождение корпоративной культуры.

Данный этап характеризуется пассивным или и вовсе отрицательным отношением к основным ценностям корпоративной культуры компании. Отдельные элементы культуры могут противоречить устоявшимся представлениям и настроениям. Тем не менее, новая корпоративная культура является базой для формирования предпосылок дальнейшего развития компании.

  1. Стабилизация корпоративной культуры.

Говорить о стабилизации корпоративной культуры можно на этапе, когда она становится органичной средой существования и развития сотрудников. На этом этапе окончательно сглаживаются противоречия в корпоративной культуре компании, большая часть персонала придерживается сложившихся моделей поведения, разделяет корпоративные ценности, понимает миссию компании и стремится соответствовать ей.

  1. Переход на уровень культуры бизнеса.

Межкорпоративный уровень – это наивысший уровень развития корпоративной культуры компании. На этом этапе культура компании становится культурой бизнеса в целом. Система ценностей, норм, форм коммуникаций более ориентирована на партнерские отношения. Управленческие технологии постепенно трансформируются в технологии системной организации деятельности корпорации. Этот уровень корпоративной культуры оптимален для развития организации [41, с. 493].

Формирование корпоративной культуры компании обязательно включает определение ее корпоративных ценностей. Для того чтобы структурировать этот процесс, в нем можно выделить следующие этапы:

— диагностика текущих ценностей;

— анализ видения и миссии организации; анализ стратегических целей;

— оценка ключевых компетенций компании;

— создание расширенного списка возможных ценностей;

— привлечение персонала с разных уровней для обсуждения и совместной работы;

— формирование окончательного списка ценностей;

— перевод ценностей корпоративной культуры компании на уровень поведения;

— утверждение корпоративных ценностей;

— вовлечение персонала в принятие корпоративных ценностей [38, с. 30].

Стабильная корпоративная культура проявляется в постоянстве, четкости действий и решений. Сотрудники прекрасно понимают, что от них требуется. Нестабильная организационная культура постоянно претерпевает изменения, но не всегда в лучшую сторону, при этом работники могут быть дезориентированы, подавлены из-за постоянных конфликтных ситуаций.

Говоря о влиянии корпоративной культуры на организацию и работников можно выделить позитивную и негативную организационную культуру. Первая способствует высокой эффективности труда, раскрытию творческих потенциалов, дружелюбной атмосфере в коллективе. Организация развивается, увеличивается число продаж товаров или услуг. Негативная организационная культура полностью тормозит компанию, что грозит ухудшением репутации и конкурентоспособности.

Негативная модель корпоративной культуры организации имеет следующие черты:

— среди сотрудников царит апатия и незаинтересованность;

— отмечается резкое снижение уровня ответственности;

— формальный подход к выполнению должностных обязательств;

— большая текучесть кадров;

— снижение авторитетности организации [46, с. 59].

Нормальное функционирование организации может быть исключительно при позитивной корпоративной культуре демократического типа. Если отмечается резкий спад, необходимо вмешиваться в существующий уклад, менять принципы управления, оздоравливать коллектив путем принятия новых кадров.

Важно отметить, что, несмотря на многообразие типов корпоративной культуры, она отражается и на позиционировании компании на клиентском рынке, рынке поставщиков, рынке инвесторов, но особенно ярко она заметна на всех уровнях работы с персоналом, от работы с HR-брендом на рынке труда (привлечение персонала) до проведения регулярных мероприятий в рамках компании.

Зная ценности своего собственника, и понимая, к каким проявлениям в корпоративной культуре (в частности, в плановой работе с персоналом) приводит его позиция, можно скорректировать наиболее рискованные моменты, разработав недостающие мероприятия, и убедив собственника в необходимости их проведения, разговаривая на его языке.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *