Казначейство РФ: статус и роль в обеспечении внутреннего финансового контроля

Основу финансовой политики государства составляет государственный финансовый контроль. Он является одной из важнейших функций государственного управления. Устойчивое функционирование системы государственного финансового контроля определяет финансовую стабильность страны. Вопросами государственного финансового контроля в России занимаются многие органы государственной власти.

Казначейство России является органом внутреннего государственного финансового контроля. В связи с упразднением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора полномочия по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, а также контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере были переданы данному органу.

Деятельность данного органа внутреннего государственного финансового контроля осуществляется непосредственно и через его территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и т.д.

Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет следующие его полномочия: контроль за не превышением сумм по операциям над лимитами бюджетных обязательств, бюджетными ассигнованиями, за наличием подтверждающих возникновение подлежащих оплате за счёт средств бюджета денежных обязательств документов. Также Федеральное казначейство осуществляет контроль за соответствием содержания проводимых операций указанным в представленных в Казначейство России получателями бюджетных средств платежных документах кодам бюджетной классификации Российской Федерации и за соответствием сведений о поставленном на учёт бюджетном обязательстве по государственному (муниципальному) контракту сведениям о данном государственном (муниципальном) контракте. Таким образом, основные усилия направлены на предотвращение нецелевого расходования бюджетных средств.

Что касается принципов, на которых основывается его контрольная деятельность, то они отличны от тех, что даны для Счётной палаты Российской Федерации. К ним относят принципы законности, объективности, эффективности, независимости, гласности, достоверности результатов, профессиональной компетентности. Это следует из Постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года No1092.

Как и в случае с внешним государственным финансовым контролем, Казначейство России может проводить плановые и внеплановые мероприятия (проверки, ревизии, обследования). Плановые мероприятия проводятся в соответствии планом контрольных мероприятий Федерального казначейства, внеплановые – на основании решения руководителя Казначейства России либо его заместителя. Такие решения выносятся в случае получения обращений граждан, поручений государственных органов, депутатских запросов, информации о нарушениях из средств массовой информации, а также в случае истечения срока исполнения ранее выданного предписания или представления.

При составлении плана контрольных мероприятий учитывается информация о планируемых идентичных контрольных мероприятиях другими органами государственной власти для максимально возможного исключения дублирования контрольной деятельности. Плановые контрольные мероприятия в отношении одного объекта контроля либо одной темы контрольного мероприятия не могут проводиться более одного раза в год.

Казначейство России имеет право запрашивать и получать материалы, необходимые для проведения контрольного мероприятия, проводить экспертизы и привлекать к ним независимых экспертов, выдавать преставления и предписания об устранении выявленных нарушений, направлять уведомления о применении бюджетных мер и т.д.

Кроме полномочий в сфере внутреннего государственного финансового контроля, Казначейство России обладает следующими функциями. Прежде всего, контролирует соблюдение законодательства Российской Федерации, которое регулирует бюджетные правоотношения.

Существуют определенные проблемы функционирования казначейской системы. Одной из самых серьезных проблем, которая препятствует в настоящее время бесперебойному функционированию системы Казначейства России, является несогласованность нормативно-правовой и законодательной баз, которая касается всех направлений совместной деятельности Казначейства России с внешними системами: банковской системой, государственными налоговыми и таможенными органами, а также плательщиками и получателями бюджетных средств.

Кроме того, еще одной немаловажной проблемой казначейства является несовершенная бюджетная классификация. Она слишком обширна, имеет широкие зоны пересечения в таких показателях, как виды расходов, целевые статьи, экономические классификации. И, так как каждая операция бюджета (большое количество знаков плюс код бюджетного учреждения) требует больших затрат при вводе информации, их идентификация становится довольно затруднительной для автоматической обработки. Соответственно, в связи с неоднозначностью толкования содержания экономической классификации часто происходят разногласия между бюджетными учреждениями и контролирующими органами.

На сегодняшний день функций Федерального казначейства в бюджетном урегулировании становится все больше и больше. И, возможно, в недалеком будущем оно должно будет выполнять не только функции государственного кассира, но и полномочия государственного финансового управляющего, когда необходима жесткая регламентация процесса исполнения бюджетов, а также контроль над всеми расходами бюджетных учреждений, управление всеми государственными активами.

Главной задачей государственного финансового контроля, осуществляемого Казначейством России, является содействие  эффективному использованию финансовых ресурсов государства, контроль за законностью, целесообразностью, полнотой использования бюджетных средств.

Контроль в финансово-бюджетной сфере рассматривается как часть системы управления общественными финансами. Роль Федерального казначейства в обеспечении внутреннего финансового контроля заключается в проверке соответствия решений, принятых органами государственной власти, результатам их исполнения. Большое значение имеет обратная связь, которая позволяет показать, на каком этапе исполнения данных решений возникают нарушения, а также выявить их причины.

Важным моментом является то, что Казначейство России старается регулярно собирать и анализировать информацию о деятельности объектов государственного финансового контроля с помощью информационных систем.

При выявлении нарушений Федеральное казначейство уведомляет о них объекты контроля и принимает решение, если возникает необходимость, о назначении проверки. Конечно, задачей органа государственного финансового контроля является не выявление как можно большего количества нарушений, а оказание помощи объектам контроля в преодолении управленческих, организационных проблем, даче рекомендаций. Другими словами, Федеральное казначейство должно быть своеобразным финансовым консультантом, помощником для объектов контроля.

После получения части полномочий Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Казначействе России был поднят вопрос об изменении основных подходов к осуществлению внутреннего государственного финансового контроля и повышении его эффективности. Для этого были намечены определённые ориентиры деятельности и, по заявлению руководителя Федерального казначейства, орган делает всё возможное для точного следования им. До сих пор осуществляется обновление нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность в сфере финансово-бюджетного надзора. В целях повышения прозрачности процедур проверок для объектов контроля принимается ряд стандартов, как организационного характера, так и функционального, предметного.

Мы уже отмечали ранее, что рассматриваемый нами орган государственного финансового контроля выступает за исключение дублирования в деятельности контрольных органов, а также, соответственно, уменьшении нагрузки на объекты контроля. Оно предлагает создать «сообщество контролёров», так называемую неформальную организацию под управлением Казначейства России, в которой бы обсуждались текущие проблемы и направлялись предложения в органы государственной власти (например, Министерство финансов Российской Федерации). Одна из таких проблем – создание классификатора нарушений, позволяющего согласовать подходы на всех уровнях власти к определению ответственности за те или иные нарушения в финансово-бюджетной сфере. Заметим, что классификатор нарушений уже разработан и применяется во внешнем государственном финансовом контроле.

Кроме всего прочего, стоит отметить эффект от перехода на казначейское сопровождение. Во-первых, есть строго регламентированные стандарты и требования для объектов контроля. Если они соблюдают данные правила, риски нарушений значительно снижаются. Благодаря отчётности Федерального казначейства государственным заказчикам становится понятно, на что именно были потрачены бюджетные средства. Во-вторых, при размещении своих средств на банковском депозите, Казначейство России получает дополнительный доход для федерального бюджета. Из цепочки соисполнителей уходят недобросовестные поставщики. Им невыгодно держать средства на казначейских счетах.

Таким образом, на сегодняшний день Казначейство России видит свою цель в оказании помощи объектам контроля в эффективности их деятельности, а именно, автоматизации части функций для освобождения управленцев от трудозатратной работы. Федеральное казначейство стремится осмыслить свою роль и место в обеспечении внутреннего финансового контроля и в процессе государственного управления, определить перспективы своей деятельности на будущее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *