Исследование и прогнозирование конъюнктуры мирового рынка

Принимая во внимание все упомянутые обстоятельства, условия мирового рынка следует исследовать непрерывно — в сочетании с текущими, краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными исследованиями и прогнозированием.

В то же время, в зависимости от характера используемой информации, способов ее получения, техники проведения рыночных исследований, способов такого исследования различны (с учетом специфики конкретных видов товаров и рынков): «Лабораторные исследования» (проводимые аналитиками на основе изучения соответствующих источников информации) и исследования рынка «на месте». Несмотря на то, что эти последние способы относительно дороги, они позволяют более эффективно и всесторонне изучать конкретный рынок в его реальном состоянии (с учетом, например, особенностей интересов потребителей в конкретных государствах). Использование таких способов часто позволяет установить личные контакты с представителями подрядчиков (покупателей). Часто используются и способы пробных продаж. Οʜи эффективны в тех случаях, когда недостаточно информации о рынке и фирмах-продавцах недостаточно для полного и всестороннего исследования, а также в ситуации внедрения нового для товарного рынка [19, c. 121].

Существенное значение имеют способы прогнозирования условий мирового рынка, которые включают следующее.

1. Экраполяция, основанная на предположении, что динамика основных условий, тенденций и причинно-следственных факторов предыдущего периода будет продолжаться в будущем, что новые технологии будут реализованы равномерно, без внезапных скачков и структурных деформаций. Имея неоспоримые преимущества этого способа прогнозирования, связанные с учетом тенденций рынка, которые уже сформировались и четко проявились в этот период, экстраполяции присущи некоторые недостатки, связанные с инерцией самих проанализированных тенденций и подходами к ним.

2. Экспертные оценки, основанные на прогнозах наиболее авторитетных ученых и специалистов. Этот способ используется довольно часто — например, в форме так называемого «мозгового штурма», его преимущества связаны с отходом от инерции развития и продвижением новых гипотез развития рынка. Недостатком этого способа является довольно определенная субъективность экспертных оценок.

3. Экономическое и математическое моделирование с использованием компьютерных технологий. Это самый современный способ прогнозирования развития мирового рынка, в значительной степени синтезирующий преимущества первых двух способов.

На основе современных эконометрических способов с использованием компьютерных технологий часто разрабатываются различные альтернативные сценарии развития и изменений на мировом рынке в целом, его сегментах и ​​отдельных продуктах. Значение прогнозов, даже не очень точное, заключается в том, что они показывают возможные сценарии и часто содержат рекомендации по предотвращению нежелательных негативных сценариев [16, c. 79].

В целом из-за сложности и непоследовательности развития современной мировой экономики крайне неоднозначное воздействие на нее многих факторов, лежащих вне сферы экономики (политической, военно-политической, экологической и т. д.), объективная возможность неточности в прогнозировании развития мирового рынка. Однако это не означает, что прогнозирование не является продуктивным — напротив, потребности реальной экономики, особенно на этапе глобализации, ставят вопрос о критической важности интеллектуальных исследований с использованием все более современных способов. Как справедливо указывают специалисты в области прогнозирования, «неполная уверенность в предвидении всегда предпочтительнее полной неопределенности представлений о будущем».

В то же время, конечно, проблема точности и надежности прогнозов мировой экономики и ее сегментов остается очень актуальной. Не случайно термин «проверка прогнозов» используется в современных прогнозирующих действиях, то есть оценка надежности, точности и обоснованности прогнозов, определение четких и точных критериев оценки качества прогнозируемых исследований. По результатам проверки были проведены разъяснения и исправления прогнозов. Так, например, прогнозы многих авторитетных международных хозяйствующих субъектов обычно производятся ежеквартально, что часто меняет предыдущие прогнозы. Итак, проблема проверки прогнозов чрезвычайно актуальна и важна.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, чрезвычайно важно охватить максимальное количество наиболее представительных (представительных) параметров и показателей при реализации прогнозов развития мирового рынка и его конъюнктуры. Например, ВВП, динамика и структура промышленного выпуска, уровень использования мощностей, амортизация (физическая и моральная), динамика и структура инвестиций, уровень и динамика заработной платы, уровень занятости и т. д. Используются для прогнозирования современных производство.

Данные из статистических публикаций Организации Объединенных Наций, ЮНКТАД, ВТО, ФАО (Организация Объединенных Наций по продовольствию и сельскому хозяйству), МВФ, ИБРР, ОЭСР и другие авторитетные организации используются в качестве источников для изучения мирового рынка.

В то же время ситуацию на мировом рынке следует не только наблюдать — российский бизнес должен стремиться оказывать на нее самое активное влияние, формировать и поддерживать ситуацию на мировом рынке в благоприятном направлении. Это важно при реализации России в целом и ее корпоративного бизнеса, активной внешнеторговой (особенно экспортной) политики [10, с. 94].

Итак, при реализации политики экспорта важно:

— активная рекламная политика, которая часто начинает разворачиваться ведущими корпорациями в мире задолго до того, как товары производятся и появляются на международном рынке (реклама осуществляется очень агрессивно с использованием всех СМИ); формирование и поддержание в мире высокого общественного мнения о компании, ее образ в целом;

— активная политика продвижения товаров, сопровождаемая влиянием рынка на реселлеров;

— постоянный контроль над потенциалом конкурентов и негативное воздействие на них (типичным примером такого влияния является активное внедрение в последние годы в Соединенных Штатах и ​​некоторых других развитых государствах с рыночной экономикой тезиса о том, что весь российский бизнес связан с криминальными структурами, что значительно усложняет деятельность отечественных фирм в других государствах). Проблемы условий мирового рынка необходимы для отечественных предприятий, работающих на экспорт. Надо сказать, что для них важно не только то, что, как и с какими издержками производить, но и разрабатывать и внедрять общую стратегию расширения своих новых продуктов на мировом рынке (вплоть до реализации по максимуму глобальной стратегии продвижения своих продуктов и услуг).

Для большинства российских компаний-экспортеров изучения конъюнктуры мирового рынка и его сегментов, а также рынков для конкретных продуктов позволяет решить ряд практических вопросов:

— оценить коммерческую ценность и конкурентоспособность проданных товаров и услуг;

— принять решение о выборе потенциальных и фактических стран-экспортеров (импортеров) и соответствующих фирм-контрагентов;

— выбрать благоприятный момент для выхода на рынок (или оставить его);

— разработать и внедрить эффективную стратегию и тактику, формы и способы деятельности на этом рынке; разработать политику проведения торговых переговоров и сформулировать основные условия внешнеторговых контрактов;

— корректировать свои действия в связи с изменениями на мировых товарных рынках [14, с. 85].

Изменения, происходящие на мировых товарных рынках, в конечном счете отражаются на изменениях цен на сырьевые товары. По его самому общему и традиционному определению цена представляет собой сумму денег, которую продавец намерен получить, продавая свои товары и что покупатель готов заплатить за товар. В то же время реальная цена, как следует из постулатов и графических схем экономической теории, является «точкой пересечения» кривых спроса и предложения.

Очевидно, что в зависимости от конкретной цены конкретного продукта в определенный момент времени продавец решает (или не решает) многие проблемы: возмещение затрат на производство и распространение товаров (доведение их до покупателя); доходность (рентабельность) выпуска и продаж этого продукта как на внутреннем, так и на внешнем рынках; появление новых стимулов для расширения выпуска и продаж продукта или, наоборот, отрицательных предпосылок для свертывания его выпуска и продаж внутри страны и / или за рубежом.

Как и во внутренней торговле, цены в международной торговле зависят от конкретной ситуации на рынке (соотношение спроса и предложения), однако она привлекает более широкий круг участников (субъектов рыночных отношений), которые влияют на рыночные условия и, соответственно, изменение в цене. Следует подчеркнуть, что цены в международной торговле являются более многомерной концепцией, чем цены во внутренней торговле.

В этой связи мы проанализируем основные ценообразующие факторы в международной торговле: общие экономические; конкретно-экономические; конкретный; особый; неэкономические.

Общие экономические факторы — факторы формирования цены, действующие независимо от типа конкретного продукта и конкретных условий его выпуска и продажи. Другими словами, это факторы общей экономической среды, в которой формируются и изменяются цены. К таким факторам относятся: прохождение соответствующих этапов экономического цикла (кризис, депрессия, восстановление, восстановление); соотношение совокупного предложения и спроса; динамики инфляции и т. д.

Конкретные экономические факторы при формировании цен определяются особенностями данного продукта (данного продукта), условиями выпуска и продажи. К ним относятся:

— соотношение спроса и предложения на продукт; изменения в издержках производства и оборота продукции;

— налоги и различные сборы, связанные с этим продуктом (товарами);

— изменения потребительских свойств продукта (качество, надежность, внешний вид, престиж и т. д.).

Конкретные факторы формирования цены, действительные только для некоторых (отдельных) видов товаров. К ним относятся:

— сезонность производства и продажи определенных товаров (например, зимняя и летняя одежда или обувь);

— обязательная полнота поставок определенных товаров (это особенно касается машин и технических продуктов);

— гарантии и условия послепродажного обслуживания и т. д. [18, с. 106]

Четвертая и пятая группы факторов ценообразования (специальные и неэкономические) несколько отличаются по сравнению с первыми тремя группами.

Специальные – ценообразующие факторы, связанные с функционированием специальных механизмов и экономических инструментов.

Это касается, в первую очередь, форм государственной деятельности в области внешнеэкономических связей. К ним относятся, в частности, формы государственного регулирования в своей собственной стране, а также формы государственного регулирования за рубежом / (в государствах, фирмы которых выступают в качестве партнеров по внешнеэкономическим сделкам и на рынках которых продаются товары, экспортируемые из этой страны).

Неэкономические, политические, военные и социальные факторы, которые непосредственно не связаны с экономикой, но оказывают определенное влияние на динамику цен в области международной торговли (например, стремясь политически поддержать Республику Куба в 60 -70-х годов СССР купил кубинский сахар по ценам выше, чем этот продукт можно было купить в некоторых других государствах, война в Персидском заливе и Ирак повлияли на цены на нефть и т. д.). На практике все эти факторы, которые динамично меняются и взаимодействуют друг с другом, оказывают кумулятивное и комплексное воздействие на цены международной торговли.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *