Исполнение административного наказания

Стадия исполнения судебного акта о назначении административного наказания является заключительной стадией производства по делам о правонарушениях, как в сфере строительства, так и для иных общеадминистративных правонарушений. Нормы об исполнительном производстве выделены в самостоятельный раздел КоАП РФ, что обусловлено особенностями и важностью данной стадии. Именно на этой стадии наступает административная ответственность для виновного лица, применяются административные наказания, а значит, реализуются меры административного принуждения. Факт установления административной ответственности предполагает, что на трех предыдущих стадиях уполномоченные должностные лица уже собрали, проанализировали, оценили обстоятельства по делу о правонарушении, определили, с помощью каких мер воздействовать на правонарушителя. Результаты работы компетентных лиц подтверждаются протоколами, решениями и постановлениями. Статьей 31.1 КоАП РФ регламентируется порядок вступления постановления об административном правонарушении в силу, который согласуется с нормами ст.ст. 30.1 и 30.9 КоАП РФ. Постановление по делу о правонарушении приводится в исполнении уполномоченными органами, должностными лицами в рамках действующего законодательства. Как правило, обращение к исполнению постановления возложено на судью или иной компетентный орган, вынесший постановление, и осуществляется через 10 дней после его вынесения. Исполнение может быть отсрочено на срок до одного месяца, если имеют место обстоятельства, которые не позволяют исполнить наказание в установленный срок. Обычно отсрочка действует в отношении таких наказаний, как административный штраф, лишение специального права и административный арест. Первые два наказания широко распространены среди правонарушений в сфере строительства. Статья 31.1 КоАП РФ четко указывает о законной силе постановления. Свойство законной силы, как отмечают Д.Л. Паньшин и Е.А. Дресвянникова, означает, что решение обязательно для органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц и организаций, физических и юридических лиц, и подлежит исполнению на территории всего государства .
Процедура исполнения постановления об административном правонарушении и назначении наказания инициируется судьей или должностным лицом, что подтверждается ст. 31.3 КоАП РФ. Порядок приведения в исполнение постановления по делу регулируется ст. 31.4 КоАП РФ. Этот этап на стадии исполнения постановления состоит из следующих ключевых аспектов:
– обращение к исполнению;
– реальное исполнение наказания;
– окончание исполнения постановления.
В административно-правовой литературе имеет место неопределенность взглядов ученых относительно отнесения той или иной меры к мерам административного предупреждения или административным наказаниям. Однако на стадии исполнения судебных актов об административных наказаниях особое значение имеет карательное воздействие, которое несет административное наказание. Исчерпывающий перечень административных наказаний содержится в ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ, тем не менее, не все наказания логично применять при совершении правонарушений.
Спецификой мер административного пресечения является наличие комплексного фактического основания применения, а именно совокупности основных и дополнительных оснований. Конкретная противоправная ситуация, которая позже может быть признана административным правонарушением или преступлением, противоправным поведением, подозрением в совершении правонарушения являются основными (обязательными) основаниями применения соответствующих мер. Однако для применения определенного количества разновидностей принудительных мер требуется наличие еще и дополнительных оснований, к числу которых можно отнести невозможность составления на месте протокола о правонарушении или установления личности правонарушителя, продолжение правонарушения после применения форм предварительного воздействия.
Соответственно, для полноценного возбуждения дел об административных правонарушениях недостаточно только того, чтобы отечественные правоведы пришли к единому мнению о понимании правовой природы и сущности возбуждения дела. Полагаем, следует определить перспективные направления дальнейшего развития стадии возбуждения дела, о чем подробнее будет сказано в следующем параграфе.
Теперь следует сформулировать возможные пути решения обозначенных проблем:

Скачать текст в WORD

  1. В соответствии со ст. 29.13 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении судья имеет право внести представление уполномоченным лицам и организациям о мерах, которые позволят устранить причины совершенного правонарушения. При получении такого представления, уполномоченные должностные лица обязаны рассмотреть его в течение одного месяца, и сообщить судье о мерах, которые были приняты для устранения причин правонарушения .
    На наш взгляд, сокращение срока рассмотрения организацией и должностным лицом соответствующего представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, с одного месяца до десяти дней в случае назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности смогло бы повысить эффективность данной меры.
  2. Кроме того, полагаю, что в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» необходимо внести разъяснения о том, что неприменение должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности, обеспечительной меры в виде временного запрета деятельности, свидетельствует об отсутствии оснований для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности.
    Кроме того, учитывая размер административных штрафов предусмотренных в качестве альтернативы наказанию в виде административного приостановления деятельности, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» необходимо также разъяснить судам, что по заявлению лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, суд вправе вместо административного штрафа назначить административное наказание в виде приостановления деятельности .
  3. В практике обращения акта, постановления к исполнению также возникают определенные проблемы. В частности, законодателем не указан механизм исполнения постановления об административном правонарушении. Статья 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» не содержит указания на право судебного пристава присутствовать при рассмотрении дел об административных правонарушениях ни в зале суда, ни в ином другом органе. Как правило, постановление об административном приостановлении деятельности направляется в территориальное подразделение службы судебных приставов. Возможно, с целью исключения вероятных практических противоречий и двойственного толкования норм исполнения постановлений следует прописать законодательно механизм получения судебным приставом-исполнителем постановления об административном правонарушении .
    Все это позволяет сделать вывод о необходимости более детального изучения теории и практики механизма реализации нормы об административном приостановлении деятельности и выработки рекомендаций с целью устранения пробелов законодательства и оптимизации правоприменения этой нормы. Указанное обстоятельство обусловливает необходимость внесения изменений в КоАП РФ.
  4. В качестве еще одной проблемы следует назвать отсутствие реестра лиц, подвергнутых административному приостановлению деятельности. Представляется, что ведение реестра лиц, подвергнутых административному приостановлению деятельности, позволит более тщательно отслеживать деятельность неблагонадежных организаций и индивидуальных предпринимателей, совершение наиболее вредных административных правонарушений, которыми вошло «в привычку». А это, в свою очередь, даст возможность эффективнее осуществлять за ними соответствующий контроль, предупреждать совершение новых правонарушений .
    Считаем целесообразным дополнить ст. 32.12 КоАП РФ пунктом 7 следующего содержания: «Формирование и ведение реестра лиц, по отношению к которым применено наказание в виде административного приостановления деятельности, осуществляется органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации».
    На наш взгляд, сделанные предложения к действующему законодательству, позволят улучшить процесс регулирования стадии возбуждения дела об административном правонарушении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *