Городской пейзаж в творчестве русских писателей 19 века

🙂

Скачать текст в WORD

Тема города в русской литературе представлена в творчестве А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, О. Э. Мандельштама, А. А. Ахматовой, Б. Л. Пастернака, М. А. Булгакова и др.

В произведениях многих писателей XIX века  важную роль играет городской пейзаж. Особое внимание привлекала северная столица России – Петербург. Существует немало примеров его описания. Достаточно указать на следующие произведения: «Медный всадник» А. С. Пушкина. В поэме автор поэтизирует и воспевает город Петербург, его быт и сословные отношения в самом городе.

А. П. Чехов в рассказе «Палата № 6» говорит о том, что город бездействует. Люди живут только бытом и заботами.  В их жизни нет разнообразия, каждый день является обычным и пустым. Немало волновал образ города Н. В. Гоголя. В его «Петербургских повестях» город выступает символом общества в целом или внутреннего мира героя. «По улицам плетётся нужный народ: иногда переходят её русские мужики, спешащие на работу, в сапогах, запачканных известью, которых и Екатерининский канал, известный своею чистотою, не в состоянии бы был омыть» [16, с. 48].Петербург в творчестве Н. В. Гоголя выступает как особый объект художественного восприятия.

В «Петербургских повестях» Н. В. Гоголь с глубоким сочувствием говорит о судьбе обездоленных простых людей, об их забитости и униженности. Впервые в литературе Петербург изображён во всей своей пошлости, наглости, мелочности повседневной будничной жизни.

Ф. М. Достоевский  в своих произведениях указывает на все недостатки, всё плохое, что царило в то время в столице. Он говорит о том, что человек в этом городе унижен и оскорблён самим городом и его жителями. Учёные, писатели рассматривают образ Петербурга как с внешней, так и с внутренней стороны. Образы героев, картины изображённого мира в произведениях – всё это складывается из отдельных художественных деталей во всей своей неповторимой индивидуальности. Художественная деталь – это изобразительная или выразительная художественная подробность портрета, речи, сюжета, психологизма [30, с. 3]. Деталь, будучи элементом художественного целого, является мельчайшим образом. С другой стороны, деталь практически всегда составляет часть более крупного образа. Деталь индивидуальна и закрепляется за каждым отдельным персонажем. Она становится постоянным его признаком, знаком, по которому опознается этот персонаж. В описаниях пейзажа деталь также играет огромную роль.

Скачать текст в WORD

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *